Увлечение технологией в педагогике, в последнее десятилетие, стало столь популярным, что о ней говорят не только в научных кругах, но и в любом педагогическом учреждении. В технологическом контексте сегодня рассматриваются также педагогические процессы, как обучение, воспитание, формирование и развитие личности. В настоящее время, не модно и не актуально говорить о методике урока, вместо этого употребляется термин технология: образовательная технология, воспитательная технология, вплоть до технологии использования отдельных методов, например, технология деловой игры, технология диспута и другие.
Слово “технология” применительно к воспитанию вошло в лексикон науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействовать на личность ребенка. В современных словарях это слово толкуется в сугубо техническом значении: совокупность методов обработки, изготовления, изменение свойств, форм сырья, материала и т.д.
А между тем это слово, пришедшее к нам от греков, судя по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос - искусство, мастерство; логос – учение. Отсюда, технология это система профессионально значимых умений педагогов по организации воздействие на воспитанника.
В 20 веке возникло бесчисленное множество методов (т.е. теперь мы можем называть их технологиями), претендовавших и претендующих на “лучшие” результаты обучения.
Одним из важней условий повышения мотивации учения в условиях разноуровнего подхода к организации учебного процесса является возможность применять на практике полученные в классе знания. Из всего многообразия новых педагогических технологий метод проектов показался мне наиболее подходящим для решения этой проблемы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников и всегда предполагает решение, какой либо проблемы с использованием различных приемов, средств, знаний, умений из различных областей науки и техники.
Проектный метод обучения отличается от классических методов: учащиеся самостоятельно ставят цель и определяют пути ее достижения, осуществляют поиск, обобщение и анализ необходимой информации.
Цель, которую, я преследую в результате выполнения учащимися проекта – чтобы каждый ученик выразил свое отношение и позицию к той или иной теме. Например: если в 10 классе идёт цикл уроков по теме: “Английский язык – язык мира”, то учащиеся самостоятельно выбирают название своего проекта, к примеру “Изучение иностранных языков”, “Как я изучаю английский язык”, “Англо-говорящие страны”, “Английский язык – язык бизнеса и спорта” и т.д.
В 11 классе общее название “Популярные виды искусства”- учащиеся выбрали темы своих проектов такие “Роль искусства в моей жизни”, “Мой визит в кино, (театр)”, “Мои любимые певцы”, “Мои первые стихи” и т.д. Выбрав тему своего проекта, начинают планировать свою работу над ним. Чтобы дать толчок дискуссии по общей теме проекта, я определяю направление исследований, продумываю также вопросы, стимулирующие учащихся к выдвижению интересных идей, акцентирую внимание на общей теме проекта, на подтемах и если требуется, помогаю сформировать подтему.
Вместе с учащимися обговариваем условия, которые должны быть выполнены для реализации проекта (в данном случае – использовать определенную лексику, информацию, предъявленную в учебнике, в упражнениях, в текстах). Учащиеся могут определиться в группы, а также выполнять проект индивидуально. И, соответственно, распределяются роли, определяется поле деятельности каждого участника, определяются сроки подготовки.
Понятно, что не все учащиеся самостоятельно могут собрать информацию для проекта, поэтому задача учителя в поисковом этапе подсказать, дать алгоритм способов работы с информацией, составить список возможных источников информации, наблюдая за ходом подготовки, оказывать необходимую помощь, корректировать деятельность учащихся, и только потом можно подвести итоги.
Защита проектов, где учащиеся объединяют в единое целое полученные результаты, выстраивают общую логику выводов для подведения итогов.
Основным критерием успешности является радость и чувство удовольствия самих учащихся.
В результате последовательной работы появляются такие интересные сообщения, в которых учащиеся выражают не только свою компетентность по той или иной теме, а что самое главное, выражают свое личное отношение к окружающему их миру.
Выполненные проекты всегда выполняются в виде альбома, журнала, “путешествий”, компьютерной газеты, альманаха, видеофильма и т.д.
Вот один из проектов учащихся:
Arts in our lives
I can call painting, drawing, sculpture and architecture as visual arts.
Arts play an important role in people’s lives and in my life too. Arts began in ancient times. Golden Age and Silver Age are the periods in history of arts. The are different arts and different periods of history.
Great Britain, France and Italy are famous for great literature, visual arts, theatre and cinema. A. S. Pushkin, Mark Twain and A. Milk are famous by the beautiful stories, Leonardo Da Vinche and K.S. Malevich famous by the pictures.
The Tretyakov gallery and Luvr are connected with particular arts – painting, drawing and sculpture.
If I want to enjoy arts. I go to the library, to the museum or to the cinema. I like to go to these places alone all by myself or with my friends.
I can do something in the way of arts myself. I can be an artist or a dancer. I would like to be really good at dancing because I went in for dancing for five years.
I think that radio and television are not arts. Cinema is more popular than theatre nowadays and a prefer cinema.
Music and cinema are the most popular arts nowadays. I think the arts will never die.