Отслеживание деятельности младших школьников.
Каждому учителю необходимо наблюдать и корректировать продвижение ученика от незнания к знанию. Наиболее важным моментом является информация, полученная в результате целенаправленных наблюдений как итог продуманной системы контроля. Отсутствие и недостаток обратной связи парализирует процесс управления.
Многолетние исследования показали, что наиболее эффективным прослеживанием за деятельностью учащихся является применение мониторинга.
Мониторинг позволяет обнаружить феномен скрытой неуспеваемости детей, определенные пробелы в формировании и развитии учебных умений. Опираясь на природные, базисные опорные метапсихические действия, можно увидеть, каким образом, и в какой степени формируется способ учебной работы учащихся.
Внедрение мониторинга оказывает влияние на методическую работу учителей. Вернее, мониторинг ставит перед учителем конкретные методические задачи, решение которых и создает условия для его применения в учебном процессе.
Создание системы мониторинга позволяет получить объективную оценку о состоянии уровня обученности и качество знаний учащихся. Анализ итогов учебной деятельности даст возможность наметить пути преодоления слабых результатов и способы повышения качеств обучения. Отправной точкой мониторинговой системы является Государственный стандарт. Единые требования к результатам обучения, обязательный минимум содержания по учебному предмету – основа учебного процесса.
По этапам обучения используется мониторинг:
- входной (стартовый)
- промежуточный
- итоговый
Осуществлять такой вид мониторинга можно:
- на всех этапах обучения с 2-4 класс;
- в течение одного учебного года;
Инструментарий:
- диагностическая карта
- контроль, осуществляемый в различных формах.
Рассмотрим подробно оба вида мониторинга:
1. Мониторинг на всех этапах обучения (2-4 кл) начинается в начале 2 класса заполнением соответствующей графы единой диагностической карты - входной, далее идет заполнение карты по результатам каждого учебного года - промежуточный контроль. Итоговый контроль можно получить по результатам контрольной работы.
2. Мониторинг одного учебного года. По изучаемым темам заполняю другую диагностическую карту, используя текущий, тематический итоговый виды контроля с помощью зачетов, тестов и контрольных работ.
Используя диагностическую карту с 2 по 4 класс, учитель может сравнить результаты ученика за разные годы обучения.
Таким образом, учитель и родители получат возможность проследить за уровнем ЗУН учащегося на протяжении всего периода его в начальной школе, устраняя, повышая качество результатов обучения.
Хочу поделиться своим опытом работы по проведению мониторинга. Одним из видов мониторинга является предметный рейтинг, то есть рейтинг по определенному предмету. В данном случае русский язык. Он позволяет наглядно видеть динамику качества знаний
учащихся каждого класса, и при наличии резкого снижения дает возможность вовремя проанализировать положение дел. Такая ежемесячная оценка долговременных стараний не оставляет детей равнодушными и становится дополнительным мотивационным фактором обучения.
Настоящая методика позволяет получить:
- объективную динамику ученика за несколько лет;
- возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики;
- возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;
- планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний для исследуемого класса;
Проводить рейтинг можно по итогам месяца или по результатам рейтинговых контрольных работ. В данной работе рассмотрим рейтинг по предмету за месяц. (приложение)
Наличие данных позволяет наглядно показать необходимость систематической работы над качеством знаний полученных учениками.
Мониторинг и совместный анализ деятельности позволяют учителю контролировать свою объективность в выставлении отметки и корректировать стиль собственной деятельности. На основании прослеживания деятельности учащихся учитель дифференцированно строит работу к обучению каждого ученика на протяжении изучения всей темы, и планирует работу при изучении последующего материала. Введение мониторинга позволяет учителю управлять сложным процессом усвоение знаний, обучать учащихся в зоне ближайшего развития ,максимально индивидуализировать учебный процесс, обоснованно ускорять или замедлять темп изучения материала, качественно оценивать глубину знаний учащихся и результат своей работы.