Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования.
Пересмотр статуса классного руководителя, различных аспектов его деятельности связан с возникновением в школах гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании, природосообразностью и национальным своеобразием. В основе таких систем лежат идеи единства воспитания, обучения и развития; организации жизнедеятельности учащихся как основы воспитательного процесса; гуманизации межличностных отношений; дифференциации воспитания; средового подхода и эстетизации среды.
Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками.
Характер деятельности классного руководителя зависит от его предшествующего педагогического опыта, длительности работы в данной школе и отношений, культивируемых значимость развития духовно-нравственных ценностей школьников.
Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.
Как классный руководитель работаю над решением следующих стратегических задач:
- воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
- организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
- организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
- организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
- создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
- укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Направления работы классного руководителя:
Познавательная деятельность: проведение смотров знаний, определение рейтинга успеваемости по четвертям, участие в предметных неделях, проведение психологических практикумов “Учись учиться”, викторина “Что? Где? Когда?”, серии классных часов “Замечательные люди науки”, “За страницами учебника” и т.д.
Ценностно – ориентировочная деятельность:
встречи в литературной гостиной, своя игра “Символы России”, виртуальное путешествие “Если с другом вышел в путь”, серии классных часов “Чтобы человек не мешал человеку…” (современные принципы этикета), “Горжусь тобой моя Россия” и т.д. Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется через тесную связь с Советом ветеранов. Организация встреч с ветеранами военной службы.Ребята заинтересованы в этих встречах, они всегда со вниманием и интересом слушают выступления ветеранов, с удовольствием принимают участие в оказании помощи бывшим участникам военных действий.
Трудовая деятельность:
дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников, серии классных часов “Труд и призвание”, “В мире профессий”, выставки технического творчества, неделя ремесел, посещение промышленных предприятий и т.д.Общественно-полезная деятельность: Обогащение духовной культуры учащихся осуществляется через активное участие в Объединении “Милосердие” при кафедре “Философия и Религиоведение” ВлГУ. Учащиеся являются членами Объединения “Милосердие”, которое оказывает помощь детям-сиротам. Участие к жизни воспитанников детского дома помогает реализовывать главную цель – быть милосердными ко всем людям.
Художественно-творческая деятельность:
организация и проведение вечеров “Осенний бал”, “Новогодний карнавал”, “Весенние забавы”, выставка “Малая Третьяковская галерея”, посещение драматического и кукольного театров, филармонии и зала классической музыки, вечера авторской песни, поездки по городам Золотого кольца и т.д. Обеспечение условий для реализации детей в системе культурных ценностей осуществляю через активное сотрудничество с библиотекой семейного чтения.Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.
Физкультурно-оздоровительная деятельность: День здоровья, “Школа здорового образа жизни”, “Веселые старты”, “Вечер комических Эстафет”, “Малые олимпийские игры”, устный журнал “Спортивный калейдоскоп”. “День бегуна”, тематические классные часы “О болезнях грязных рук”, “Секреты здорового образа жизни”, “ В здоровом теле – здоровый дух”, “Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!”, “ О профилактике вредных привычек”, “Моё здоровье- залог здоровья моего поколения” и т.д.
Деятельность свободного времени
: изучение репрезентативной системы учащихся, психологические игры, тренинги, “сюрпризы дружбы”, “конверт откровений”, серии классных часов “Школа научной организации труда и отдыха”.Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основных функций:
- Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
- Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
- Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
- Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.