Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности на современном этапе развития российского общества весьма значима.
Сохранить и укрепить здоровье помогает умение
применять здоровьесберегающие технологии. Под
здоровьесберегающими образовательными
технологиями в широком смысле слова следует
понимать все те технологии, использование
которых в образовательном процессе идёт на
пользу здоровья детей.
Работа на группе для детей с нарушениями речи
поставила передо мной проблему активного поиска
модели, которая интегрировала бы в себе форму
здоровьесберегающего и коррекционного
образования.
Одной из таких попыток выступает организация работы кружка «Мяч и речь».
В логопедической литературе отмечается, что у многих детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики. В связи с этим возникает необходимость специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами.
Проведение учителем - логопедом фронтальных занятий в группе предполагает достаточно высокий уровень сосредоточенности детей в процессе усвоения значительного по объёму и сложности учебного материала, включающего понятия о звуке, слове, слоге, предложении.
В связи с определённым алгоритмом организации занятий, возможности физического перемещения детей, как правило, ограничены: дети не могут ходить, прыгать, бегать.
Эту трудность я решила преодолеть посредством применения дидактических игр с использованием мяча. Таким образом, происходит интеграция: речь + движение.
Организуя кружковую работу, я ставила перед собой следующие цели:
- Коррекционные:
- Развивать у детей все основные аспекты устной речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связную речь.
- Нормализовать эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Отвлечь от речевого дефекта и побудить к общению.
- Формировать просодические компоненты речи.
- Здоровьесберегающие:
- Развивать глазомер, быстроту реакции.
- Развивать силу и точность движения.
- Использовать элементы самомассажа и дыхательной гимнастики.
При составлении перспективного плана работы на учебный год, разработке конспектов занятий в кружке за основу были взяты игры, составленные О.И. Крупенчук и Т.А. Воробьёвой и представленные в книге «Мяч и речь».
По своему воздействию такие игры являются
наиболее комплексным и универсальным средством
развития ребёнка с нарушениями речи, поскольку
содействуют формированию ориентации в
пространстве, скорости реакции, координации
двигательных действий, способности к
согласованию отдельных движений, развитию
силовых и скоростных качеств.
Каждое занятие нашего кружка «Мяч и речь»
состоит из трёх частей.
Вводная часть включает комплекс разминок для
развития мелкой моторики, с использованием
каучуковых мячиков, с элементами самомассажа.
В основную часть включены дидактические игры с
мячом. В ходе основной части решаются главные
задачи того или иного этапа обучения.
Заключительная часть – состоит из простых
упражнений на релаксацию, направленных на
расслабление мышц, с обязательным
использованием дыхательных упражнений.
Занятия нашего кружка органично вплетены в режим
дня группы, двигательный и оздоровительный
режимы.
Для развития мелкой моторики на занятиях кружка я использую пособия, которые также разработаны составителями книги «Мяч и речь» О.И. Крупенчук и Т.А.Воробьёвой. Пособия выполнены в виде панно из яркой самоклеящейся бумаги.
На занятиях кружка «Мяч и речь» дети получают большой эмоциональный заряд, всегда занимаются с огромным удовольствием, и при этом овладевают сложным программным материалом, т.к. каждая игра имеет четко поставленные коррекционные задачи.
Эффективность решения оздоровительных и
коррекционных задач в ходе работы кружка можно
определить по динамике физического состояния и
речевым показателям детей.
На конец года у детей исчезла двигательная
недостаточность, которая выражалась в виде
плохой координации сложных движений,
неуверенности в воспроизведении точно
дозированных движений, снижении скорости и
ловкости их выполнения. Наибольшие трудности
представляло выполнение движений по словесной
многоступенчатой инструкции. Дети практически
не отстают от нормально развивающихся
сверстников в точном воспроизведении
двигательного задания. Для них уже не
представляет трудности такие движения, как
передача мяча с небольшого расстояния, удары об
пол с переменным чередованием, перебрасывание
мяча снизу, перебрасывание мяча двумя руками,
подбрасывание мяча вверх перед собой, передача
мяча друг другу на близком расстоянии. Очень
полезными оказались игры на развитие мелкой
моторики и комплексы с элементами самомассажа.
Дети приобрели навыки правильного дыхания.
Речевые показатели:
Игры с мячом способствовали обогащению, речи ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, привитию ребёнку простейших навыков образования новых слов. На конец года нашим детям намного проще дается подбор слов с противоположным значением (антонимов), намного реже допускают ошибки в образовании множественного числа имён существительных. Практически не возникают трудности с делением слова на слоги, что положительно влияет на слоговую структуру в целом. Расширился и обогатился словарный запас за счёт употребления обощающих слов, притяжательных прилагательных. Дети научились подбирать слова на заданный звук, умеют выделять звук в начале и конце слова, что указывает на хороший уровень развития фонематических представлений. Активизировалось произвольное и непроизвольное внимание, нормализовалась эмоционально- волевая сфера.
В структуру кружковой работы тесно вплетены различные виды деятельности: дыхательные и двигательные упражнения, коррекционные задания в виде дидактических игр, игры на развитие мелкой моторики, упражнения на расслабление. Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.