Развитие мышления обучающихся средствами физики и ИКТ

Разделы: Общепедагогические технологии


В нашей школе имеется опыт работы с использованием данного курса в специально-коррекционном классе, где ребята с задержками развития обучаются в основной школе по программе VII вида. Включение 1 часа физики-химии в неделю в учебный план данного класса требует корректировки авторской программы, а также существенного изменения методики работы на уроке с обучающимися по сравнению с общеобразовательными классами. На наш взгляд, важнейшими элементами технологии работы, на которые следует обратить внимание педагогу в таких классах, являются:

  • учёт низкого уровня развития общеучебных умений и навыков, т.е. целенаправленная ежеурочная работа в данном направлении;
  • многократное повторение и проговаривание изучаемого и изученного ранее материала;
  • частая смена видов учебной деятельности на уроке;
  • использование наглядности всех видов, возможности “поработать руками” на каждом уроке;
  • поддержание интереса к учебе созданием ситуации успеха и акценте на позитивные результаты работы; в случае неудачи у каждого ребёнка должна быть возможность повторить выполнение задания до его успешного завершения.

Использование курса физики-химии в 5–6 классе позволяет в полной мере реализовать данные элементы. Кроме того, наш опыт работы показывает, что включение в работу с такими ребятами современных информационно-коммуникационных технологий позволяет ещё повысить эффективность их обучения и развития.

Один из примеров интегрированного урока физики-химии с применением ИКТ в 5-ом классе (программа VII вида) – урок по теме “Деформация”.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Продолжительность урока: 1 академический час (45 минут).

Цель урока: изучение видов деформации; формирование навыков анализа учебной информации, представленной в различных формах; развитие общеучебных навыков, в том числе речевых; воспитание адекватной самооценки.

Оборудование и материалы к уроку: видеомагнитофон, телевизор, модель скелета человека, компьютеры для обучающихся, штатив с закреплённой пружиной и грузом, модель для демонстрации видов деформации.

Подготовка доски: написаны дата, тема урока, незаполненная таблица (приложение 1).

На партах учащихся: учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш, линейка, пружины из набора пружин различной жёсткости.

Ход урока

1. Организационный момент:

  • Проверка готовности к уроку.
  • Объявление плана урока.
  • Постановка цели перед учащимися.

2. Проверка усвоения материала прошлого занятия:

  • Просмотр видеофрагмента “Силы тяготения”;
  • Фронтальная беседа по вопросам домашнего задания (с. 50 №1, 4, 5).

3. Повторение изученного ранее материала:

  • Самостоятельная работа с учебником: чтение заданного для повторения на прошлом уроке материала со стр. 24, 28.
  • Фронтальная беседа по вопросам строения вещества, взаимодействия частиц вещества.

4. Изучение нового материала

  • Запись в тетради даты, темы урока.
  • Обсуждение термина “деформация” с точки зрения филологии (состав слова, корень, приставка), выяснение логическим путём физического смысла термина.
  • Демонстрация растяжения пружины при подвешивании груза. Опыт обучающихся с растяжением пружин, наблюдение взаимного расположения витков.
  • Обсуждение изменения расположения частиц тела при растяжении.
  • Перенос обучающимися с доски в тетради таблицы, нарисованной на доске, совместное заполнение первых строк.
  • Демонстрация на модели различных видов деформации, предположение обучающихся об изменении расположения частиц при различных видах деформации (устно, записи в таблицах не делаются).
  • Обсуждение деформации частей тела человека (рук, ног, позвоночника), демонстрация на модели скелета. Учитель обращает внимание на связь состояния позвоночника с состоянием здоровья человека, необходимость физических упражнений, в том числе и на уроках.
  • Проведение физкультминутки, во время которой при выполнении потягиваний, наклонов, поворотов “деформируем” позвоночник: растягиваем, изгибаем, скручиваем.
  • В третий столбик таблицы вносятся примеры деформаций тела человека. (приложение 1)

5. Задание на дом

  • Учитель обращает внимание обучающихся на то, что таблица не заполнена до конца, хотя все виды деформации изучены.
  • Запись в дневники: с. 51 (устно проработать таблицу учебника, соотнести полученную на уроке информацию с тем, что имеется в учебнике), закончить заполнение таблицы в тетради.

6. Закрепление изученного материала

  • Работа обучающихся на компьютере с тестом по видам деформации (пример теста в приложении 2, подготовлены задания в 2-х вариантах в формате EXCEL – приложение 3 и приложение 4).
  • Учитель оказывает индивидуальную помощь при необходимости.

7. Подведение итогов урока.