Развитие познавательных интересов
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Под влиянием познавательных интересов развиваются и обогащаются умственные возможности, нравственные, эстетические чувства ребенка. Познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, общительность.
Дети младшего школьного возраста с большим интересом решают занимательные задачи, головоломки, викторины, играют в игры, несущие познавательное содержание. Игровая форма – активное средство умственного воспитания. На основе этого я использую интеллектуальные игры, викторины в своей педагогической практике. Развивающие, познавательные игры способствуют развитию мышления, памяти, смекалки, внимания, пространственных представлений, наблюдательности, самоконтроля, творческого воображения, расширяют кругозор. Интеллектуальные игры, викторины должны быть доступны детям, и соответствовать тем знаниям, которыми они владеют. Трудные задания могут отпугнуть ребенка.
Широкие познавательные возможности содержат викторины, клинические, интеллектуальные игры. Придумала разных вариантов игры по предметам, которые активизируют мышления, припоминания, внимания. Стараюсь использовать каждую возможность для обогащения ребенка прочными знаниями об окружающей жизни.
Интеллектуальная игра “По тропинкам истории”
Цели: Развитие кругозора, логического мышления, пробуждения интереса к истории.
Условия проведения: Класс делится на команды. Каждая команда выбирает капитана. Кто знает ответ на вопрос, дает сигнал. Счет игры сообщается игрокам после каждого тура и записывается на доске.
Ведущий: Вступительная беседа о значении истории для человечества.
Этапы интеллектуальной игры.
I. Paзминка
1. Обожженная глина. (Керамика)
2. Высокий, в три человеческих роста, тростник. (Папирус)
3. Храм-башня в виде ступенчатой пирамиды в Междуречье. (Зиккурат)
4. Изобретенное шумерами письмо. (Клинопись)
5. Что такое пирамида? (Гробница фараонов)
6. Кopoткиe копья. (Дротики)
II. “В лабиринтах истории”
1. Самый мудрый царь Израиля. (Соломон)
2. Как называли древние греки свою страну. (Эллада)
3. Кого называют “отцом истории”. (Геродот)
4. Какое первое животное приучил человек и почему. (Собака)
5. Oт какого слова происходит слово “рубль”. (Рубить)
6. Когда наступило великое оледенение? (Около 100 тыс. лет назад)
III. Даются карточки с кроссвордами
Древняя Индия.
1. Гopa в Индии. (Гималаи)
2. Река в Индии. (Инд)
3. Денежная единица Индии. (Рупия)
4. Как называется царь в Индии. (Раджа)
5. Кто был основателем буддизма. (Будда)
Древний Китай
1. На берегу какой реки возникли древнейшие государства Китая. (Хуанхе)
2. Что изготовляли китайцы из коконов шелковичных червей. (Шелк)
3. Древнекитайский историк. (Сыма-цянь)
4. Что изготовляли из волокон бамбука, коры деревьев и тряпья. (Бумага)
5. Вторая по величине после Хуанхэ река. (Янцзы)
IV. Игра “Внимание”
1. Какой Указ издал царь Михаил Романов за курение и выращивание табака в XVII века 1613 года. (Смертная казнь)
2. Родина табака. (Америка)
3. С какого возраста в Древней Греции разрешалось употребление спиртных напитков. (С 30 лет)
4. Какому наказанию подвергался в Древнем Карфагене кормилец за употребление алкоголя. (Смертная казнь).
5. Что изобрели люди примерно 5 тысяч лет назад. (Письменность)
V. “Великие изобретения”
Определить, где изобрели предметы.
1. Бумага Китай в конце 1-го тыс. до н.э.
2. Шахмат – Индия.
3. Пирамида – Египет.
4. Лабиринт остров Крит.
5. Чай – Китай
6. Сахар – Индия
7. Висячие сады – Вавилон
8. Амфора – Греция
9. Компас, фарфор, порох Китай
10. Табак – Америка
VI. Рисунок плакатов “История – XXI века”.
VII. Выступления “История родного села”.
VIII. Подведение итогов. Награждение победителей.