Урок внеклассного чтения в 4-м классе по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель урока: дать возможность почувствовать себя сопричастным миру, побудить желание осмотреться в мире предметов и образов, которые его окружают.

Оборудование: портрет Маленького принца на рисунке детей к сказке, костюмы к танцу «Вальс цветов» и к сценке «Встреча М. принца и Лиса», музыкальный центр, плакаты.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

– Живёт на свете уже много-много лет удивительная, мудрая сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Удивительна она тем, что ставит перед нами очень важные и трудные вопросы, с которыми мы попытаемся сегодня разобраться. А мудрая потому, что приглашает Вас к Размышлению.

II. Вводная беседа

– Кому посвятил эту сказку Экзюпери?
– Какая фраза заставила вас задуматься?
– Кем  мечтал стать Антуан?
– Почему взрослые не поняли ребёнка?
– Подтвердите словами из текста.
– Какую профессию приобрёл автор?

III. Работа с текстом

– Прочитайте начало 2-й части.

Вопросы.

– Почему мальчик показался автору необыкновенным?
– Ч то вы ещё знаете о Маленьком принце?
– Он любит свою крошечную планету и свою привязанность к ней выражает в правиле, которое звучит назиданием для любого из нас в век, когда угроза экологической катастрофы нависла над человечеством. Найдите это правило.
– Как Маленький принц приводит в порядок свою планету?
– Посмотрите на рисунок баобаба. Найдите небольшой фрагмент сказки, имеющий прямое отношение к этому рисунку.
– В 8-й и 9-й частях сказки найдите и прочитайте эпизоды первой встречи и расставания М. принца и розы.
– Как вы думаете, ребята, зачем М. принц отправляется путешествовать?

Учитель: Посещая соседние планеты, М. принц знакомится с пороками рода человеческого: встреча с королём-властолюбцем, с пьяницей, дельцом, кабинетным учёным и фонарщиком, совершающим монотонную работу. Почти отчаявшись найти свою мечту, М. принц прилетел на Землю. Ласково встретила наша планета М. принца.

Исполнение девочками танца «Вальс цветов».

– Кого встретил М. принц на планете Земля?

Сценка «Маленький принц и Лис».

– Почему Лис говорит, что нужно запастись терпением?
– Как по мнению М. принца, можно найти своё счастье?
– Что понял М. принц, глядя на розы?

Чтение соответствующего отрывка.

– Какой секрет открыл М. принц Лису?

На доску вывешивается плакат: «Вы в ответе за тех, кого приучили.»

– М. принц ушёл, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом.
Тогда для них в ночном небе расцветают звёзды и среди них та, где живёт М. принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонёк любви, огонёк милосердия.

IV. Заключительная часть

– А по Земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца.

Я верю в каждом навсегда
Добро поселится и радость
Взойдёт любовь, отступит старость,
Найдутся добрые друзья.

V. Итог урока

– И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, украсить и  подарить своим детям.

V1. Задание на дом

 – Выписать мудрые мысли из  этого произведения, которое вам в жизни пригодятся.