Одной из функций ООПТ является просвещение народа в деле охраны природы. И это невозможно без привлечения школы. Поэтому возникла необходимость создания школьной программы, касающейся не просто охраны природы и рационального природопользования, а именно раскрывающей значение ООПТ. Программа дополняет курс экологии краеведения. Курс рассчитан на 51 час.
Цель программы – формирование понятий, связанных с ООПТ, раскрытие значения ООПТ.
“Чтобы иметь возможность изучать природу, мы должны стараться сохранить ее в первобытной неприкосновенности в виде ее наиболее типичных формаций” (Г.А. Кожевников).
Закон РФ об ООПТ констатирует: “ООПТ – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которое полностью или частично изъяты из хозяйственного пользования и для которых установлен режим особой охраны”. В настоящее время наблюдается процесс роста количества охраняемых территорий в России и мире. Но часто можно столкнуться с такой проблемой: непонимание населения значения ООПТ. Одной из функций ООПТ является просвещение народа в деле охраны природы. И это не возможно без привлечения школы.
Школа – единственный социальный институт, который охватывает всех без исключения граждан. Именно в детском возрасте закладывается экологическое мировоззрение, именно дети чутко понимают природу. Поэтому возникла необходимость создания школьной программы, касающейся не просто охраны природы и рационального природопользования, а именно раскрывающей значение ООПТ.
Данная программа факультативного курса дополняет курс экологии краеведения. Курс рассчитан на 51 час. Основная цель этой программы – формирование понятий, связанных с ООПТ, раскрытие значение ООПТ.
Задачи:
- Знакомство с ООПТ в мире и России.
- Сохранение окружающей среды.
- Улучшение ее состояния и качества восстановления уничтоженных, поврежденных, потребленных объектов природы.
- Обеспечение экологической безопасности населения и территорий.
- Поддержание экологического правопорядка.
- Предотвращение экологических кадастров.
- Формирование у молодого поколения экономически ответственного поведения.
- Проведение экологического практикума, в ходе которого дети должны познакомиться с работой отделов заповедника, на территории заповедника.
В результате прохождения программы ожидается:
- Адекватное отношение к охраняемым природным территориям.
- Углубление знаний в области рационального природопользования.
- Данный курс поможет учащимся более разумно относится к природным богатствам.
- Выявлять экологические правонарушения, по возможности предотвращать экологические преступления и правонарушения.
- Иметь представление об экологических правах и обязанностях граждан России.
- Формировать экологически ответственное поведение.
- Выбор профессии, связанной с ООПТ
Тематический план
1. История ООПТ (2 ч.). (История создания первых охраняемых территорий – священные рощи в древней Индии, ограниченные природные места в Древней Греции и Риме, заповедные горы Японии, “корабельные леса Петра I”, День Земли в Америке; основоположники заповедного дела – Кожевников, Семенов-Тян-Шанский, Бородин, Анучин и др.; рождение первых ООПТ, катастрофы заповедного дела.)
2. ООПТ мира (4 ч.). (Резерваты, национальные памятники, природные памятники, заказники, число, площадь ООПТ в Азии, Европе и Америке.)
3. Классификация Российских ООПТ (4 ч.). (ООПТ федерального, регионального уровней, заповедники, заказники, нацпарки, природные памятники.)
4. Охрана и восстановление растительного мира в ООПТ России и Бурятии (7 ч.). (Сохранение видового разнообразия, редкие виды растений, охрана растительных сообществ, Красная Книга МСОП, РФ, Бурятии, охрана растений и редкие виды растений ООПТ Бурятии, редкие виды растений заповедника “Джергинский”.)
5. Охрана и восстановление животного мира в ООПТ России и Бурятии (7 ч.). (Сохранение видового разнообразия, редкие виды животных – насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; Красная Книга МСОП, РФ, Бурятии, охрана животных и редкие виды животных ООПТ Бурятии, редкие виды животных заповедника “Джергинский”.)
6. Научная деятельность ООПТ (5 ч.). (Методология научной деятельности в заповедниках РФ и Бурятии, методики исследования живых организмов в заповедниках.)
7. Экологическое просвещение и природоохранная пропаганда (8 ч.). (Работа со СМИ, реклама, создание кино продукции, музейное дело и создание визит-центров, экологические экскурсии, экологические праздники и акции.)
8. Экологический туризм (4 ч.). (История и значение экотуризма, международный туризм, туризм на ООПТ.)
9. Антропогенное воздействие на ООПТ и методы защиты от них (4 ч.). (Экологические проблемы и их влияние на ООПТ, факторы, воздействующие на ООПТ РФ, анализ состояния и нарушений режима на ООПТ.)
10. Мониторинг природных комплексов (4 ч.). (Календарь природы, летопись природы – организация и методы ведения, обобщение материала; экологический мониторинг и экоэкспертиза.)
11. Экологическое право (8 ч.). (Экологическое право и экологические отношения, экологические права граждан, окружающая среда и природные ресурсы – комплексные объекты правового регулирования, экологическая информация: понятие, виды, режим, защита, уголовная ответственность за экологические преступления: общая характеристика правового регулирования, административная ответственность за экологические правонарушения, дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.)