В последние десятилетия иностранный язык в России стал в полной мере осознаваться как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия представителей различных культур, как средство приобщения к иной национальной культуре. Изменения, происшедшие в социокультурном контексте изучения иностранных языков, привели к переосмыслению идей и задач, содержания и технологий обучения. В связи с этим изменилась форма итоговой аттестации по английскому языку, которая проводится как ЕГЭ и призвана установить соответствие между реальным уровнем сформированности у школьников иноязычной коммуникативной компетенции и требованиями современных образовательных стандартов.
Содержание школьного обучения английскому языку, соответственно, содержание ЕГЭ по английскому языку, определяется следующими нормативными документами:
- Положение о проведении Единого государственного экзамена, утвержденного приказом Минобразования России от 09.04.2002 № 1306.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам.
- Примерные программы по иностранным языкам.
- Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык для 10–11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков.
- Общеевропейские компетенции владения иностранным языком.
Существуют три основных документа, из которых мы можем почерпнуть достаточно полную информацию о содержании и структуре ЕГЭ. Они находятся в открытом доступе в Интернете на сайте Министерства образования www.ege.edu.ru и сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) www.fipi.ru.
Каждый год при необходимости эти материалы обновляются, отражая вносимые в ЕГЭ изменения. Этими документами являются:
- Кодификатор элементов содержания для составления КИМов.
- Спецификация экзаменационной работы.
- Демонстрационный вариант (демоверсия) КИМ.
ЕГЭ – это централизованный стандартизированный экзамен, который отличается от традиционного своим форматом, системой оценивания, процедурой проведения. Остановимся в связи с этим на основных моментах, которые нужно знать учащимся и учителям.
- Для успешного прохождения экзамена необходимо не только обладать должным уровнем сформированности умений, но и освоить стратегии выполнения разного типа заданий, т. е. внимательно читать и точно выполнять инструкции к заданиям.
- Каждый учащийся должен знать процедуру проведения экзамена, особенно это касается устной части, т. к. экзаменуемый проходит эту часть индивидуально в процессе собеседования с экзаменатором, а оценивание проводится экспертом, который не принимает участие в беседе и не находится в поле зрения экзаменуемого, а так же производится запись на магнитофон.
- Процедура проведения экзамена строго регламентирует временные рамки, следовательно, учащийся должен уметь работать в условиях ограниченного времени.
Делая вывод из вышеизложенного, учебное
заведение и учительский коллектив должны
выработать общие стратегии подготовки учащихся
к ЕГЭ с начального этапа обучения. И здесь не
маловажным фактором является выбор учебного
пособия, снабженного качественными
аудиоматериалами с достаточным количеством
упражнений на развитие лексико-грамматических
навыков, на совершенствование говорения
(диалогического и монологического).
В данный момент наша гимназия работает по УМК
“OUP”: “NEW CHATTERBOX 1, 2” (2–4 классы) + “MATRIX. FOUNDATION”
(5–6 классы) + “MATRIX.PRE-INTERMEDIATE” (7–8 классы) + “MATRIX.
INTERMEDIATE” (8–9 классы) + “MATRIX.UPPER-INTERMEDIATE “(10–11
классы).
Особое место в подготовке к ЕГЭ занимают
электронные ресурсы (ЭР), которые позволяют
повысить качество знаний учащихся и уровень их
готовности к экзамену.
Остановимся более подробно на подготовке
учащихся к выполнению заданий
лексико-грамматического характера. Этот раздел
ЕГЭ состоит из 3 заданий, которые строятся на
основе связных текстов и проверяют разные навыки
учащихся в употреблении лексических и
грамматических единиц.
Задание № 1 проверяет умение использовать в
соответствии с контекстом грамматические формы
разных частей речи.
По своему дизайну первое и второе задания
одинаковы, однако, в задании
№ 2 объектом контроля является умение
использовать не формообразующие, а
словообразовательные аффиксы английского языка.
Объектом контроля в задании № 3 служат лексико-грамматические навыки. Тип задания – выбор ответа из четырех предложенных.
При подготовке к ЕГЭ мы используем, конечно, такие пособия OUP, как “Fast Track”, “Kickstart,” “Grammar” by Murphy, Hewings, Swan, но неоценимую помощь на данном этапе оказывают ЭР, т. к. обладают некоторыми преимуществами перед бумажными тестами:
- можно использовать в классе, работая вместе с помощью медиапроектора,
- можно использовать в классе для индивидуальной работы с помощью РК,
- можно использовать отдельные задания или полностью весь тест,
- можно использовать дома для отработки наиболее сложных заданий,
- можно корректировать, добавлять, исправлять огромное количество раз,
- можно моделировать тесты неограниченное количество раз.
Мне хотелось бы остановиться на некоторых ЭР, а
именно, “ENGLISH GRAMMAR IN USE”. Сравнительный анализ
результатов выполнения заданий типа USAGE показал,
что учащиеся повторяют типичные ошибки. Я поняла,
что необходимо ликвидировать пробелы в базовых
знаниях, чему и способствовал учебник Мерфи с
электронным приложением. Этот ЭР легок в
управлении, выполнение заданий занимает
минимальное время, учащиеся видят свои ошибки,
могут посмотреть сноску в параграфе по данной
теме, после успешного прохождения задания могут
составить тесты разного объема и сложности.
Анализ результатов выполнения заданий по курсу
Мерфи показал положительную динамику во
владении материалом. Во время стартового
мониторинга тревогу вызывали низкие результаты
(20%), на промежуточном контроле после серии
выполненных упражнений стала наблюдаться
тенденция к повышению результата (45%). Результаты
итогового контроля 2007 года (90%)приводят к выводу,
что большинство учащихся овладело стандартом в
этом виде деятельности, и использование
данного ЭР позволяет успешно готовить учащихся к
ЕГЭ.
И, конечно же, я не могу не упомянуть об ЭР «Репетитор Кирилла и Мефодия-2004», который представляет собой полную версию экзамена со всеми видами работ. Этот ЭР имеет в своем арсенале тренажерный зал, свободный тренинг, ЕГЭ с разноуровневыми заданиями от базовых до повышенной сложности. Результаты мониторинга показывают следующую динамику:
СТАРТОВЫЙ
–
10 %
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ – 30 %
ИТОГОВЫЙ
–
70 %
В заключение следует подчеркнуть, что последний ЭР по содержанию и оформлению близок к реальному экзамену. Я думаю, что ЭР оказывают неоценимую помощь в подготовке учащихся к ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы и позволяют добиваться максимальных результатов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗЫ (2007).
АДЫГЕЗАЛОВ А. – АГУ (ПЕРЕВОДЧЕСКИЙ)
КАКАБАЕВА Г. – САП (ИНСТИТУТ ПРОКУРАТУРЫ, ВТОРАЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ–ПЕРЕВОДЧИК)
АСКАРОВА Е. – РУДН (ЛИНГВИСТИКА)
ДРОЗД О. – ГУ ВШЭ (ПОЛИТОЛОГИЯ И
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА)
КУЗИНА Е. – БТУ (ЛИНГВИСТИКА)
ЛЫСЕНКО Е. – МИИТ (ЛИНГВИСТИКА)
Источники:
- Материалы дистанционных курсов при Университете «Первое сентября».
- Оксфордские тесты для подготовки к ЕГЭ.
- CD “ENGLISH GRAMMAR IN USE”, “OXFORD EXAM EXCELLENCE”, «Репетитор Кирилла и Мефодия-2004».
- www.fipi.ru
- www.ege.edu.ru