Пояснительная записка.
Не вчера и не вдруг возникла мысль о необходимости перестройки школьной медицины, более тесного ее переплетения с педагогикой. Отрицательную динамику состояния здоровья детей в стране специалисты – медики обнаружили уже давно.
В условиях экономической нестабильности и экологической напряженности, на фоне снижения уровня жизни и массового распада семьи идет стремительное ухудшение здоровья детей, что в конечном счете ведет к снижению генофонда населения в ближайшей перспективе. А ведь всего через 5–10 лет современные школьники войдут в общественную жизнь, которая неизбежно потребует от них активности, инициативы, предприимчивости, контактности, самостоятельности, дисциплинированности и просто энергии для того, чтобы трудиться. Поэтому уже сегодня дело первостепенной важности – дать школьникам образование без потерь их здоровья.
Из всех ценностей, с которыми мы обязаны ознакомить детей, здоровый образ жизни – это корректное отношение к себе, своему здоровью, своей жизни.
Администрация школы уделяет особое внимание вопросу выполнения ст.51 Закона РФ “Об образовании”. Работа по созданию условий, гарантирующих охрану по плану, включающего такие вопросы как: пропаганда ЗОЖ, проведение Дней здоровья, профилактика заболеваний, травматизма, ДТП, спортивно-массовые мероприятия.
Анализ охвата учащихся физкультурой и спортом показывает, что идет падение количества учащихся, посещающих школьные спортивные секции на 1,6% и рост количества школьников, занимающихся спортом вне школы на 8,9%.
Изучение запросов учащихся на дополнительные образовательные услуги дает основание утверждать, что школьники нуждаются в школьных спортивных секциях: теннис, баскетбол, волейбол, футбол. Но у нас в школе работает только одна секция “Баскетбол” для учащихся 8–10-х классов.
Анализ организации питания школьников показывает, что в 2000/2001 учебном году произошел рост учащихся, питающихся организованно на 3,5% и неорганизованно на 36,8%. Основная часть учеников, завтракает (обедает) во время перемен после второго и третьего уроков. С 2000 года поставлены на бесплатное питание учащиеся, состоящие на диспансерном учете, из неблагополучных и многодетных семей.
С 1999/2000 учебного года ведется учет учащихся 5–11-х классов, имеющих вредные привычки, что составляет 55%-66% всех учеников школы. Анализ показывает рост по всем направлениям: употребляют алкоголь на 8,9%; курят на 1,8%; употребляют наркотики на 0,3%; курят травку на 0,2%.
Ежегодно в школе проходят медосмотр узкими специалистами учащиеся 1-х, 5-х, 8-х (подростки), 9–11-х классов, что составляет около 45% всех учащихся. При наличии врачей медосмотр проходят и учащиеся других классов.
По результатам медосмотров за последние два года идет резкое падение количества учащихся I группы здоровья (с 22% до 4,3%). Соответственно произошел рост III группы (с 7,7% до 21,8%). С каждым годом снижается количество учащихся основной группы: 89% - 86,8% - 85,5%, соответственно идет рост подготовительной и специальной групп: 6,5% - 6,2% - 6,7% и 1,5% - 2,8% - 2,9%. Увеличивается число учащихся, освобожденных от уроков физкультуры: 3,2% - 4,2% - 4,9%. Отмечается динамика роста по отдельным видам заболеваний: болезни эндокринной системы на 5,3%, психические расстройства на 1,8%, нарушения зрения на 4,5%, органов пищеварения на 12,1%, болезни кожи на 0,5%. Следует отметить положительную тенденцию по следующим видам заболеваний: болезни костно-мышечной системы на 7,2%, искривление позвоночника на 8,2%, травмы на 3%. Возможными причинами роста по отдельным видам заболеваний (на уровне школы) являются следующие:
- перегрузка учащихся (количество недельных часов, нерациональность расписания, дневное количество уроков);
- недостаточное внимание учителей к вопросу сохранения здоровья учащихся во время учебного процесса (физкультминутки, дозировка домашнего задания, проветривание классных комнат, освещенность);
- низкая занятость учащихся в школьных спортивных секциях;
- низкий процент охвата питанием;
- не в полную силу ведется пропаганда ЗОЖ.
В 2000-2001 уч. г. проболело 34 учителя, что составляет 57% всех педагогических работников. По болезни пропущено 389 рабочих дня (4%).
Предложения:
- Количество недельных часов по 6-м и 9-м классам привести в соответствие с санитарно-гигиеническим нормами (6-дневная учебная неделя).
- Выполнять санитарно-гигиенические требования каждым учителем во время учебного процесса и перемен. Применять в системе здоровьесберегающие технологии.
- Учителям физической культуры направить внеклассную работу на выполнение запросов учащихся.
- Классным руководителям вести целенаправленную работу по организации питания учащихся.
- Усилить работу по пропаганде ЗОЖ.
- Совместно с ПК провести ряд мероприятий по профилактике заболеваний педагогических работников.
Цель:
- сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
Задачи:
- формировать у школьников умения и навыки здорового образа жизни на уроках и во внеклассной работе;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью всех участников образовательного процесса;
- создать творческую группу учителей школы, работающих над проблемой “Валеология и педагогический процесс”;
- применять в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии;
- организовать работу физиокабинета и фитобара.
Прогноз ожидаемого результата:
- состояние здоровья школьников не ниже выявленного уровня (количество учащихся основной группы - 85%);
- сформированность знаний и навыков по здоровому образу жизни;
- заинтересованность родителей вопросами формирования здорового образа жизни.
Содержание и примерное планирование программы.
Сроки апробации программы: 2004/2005 – 2008/2009 учебные годы. Программа состоит из четырех блоков и рассчитана на 5 лет.
Содержание | Форма | Сроки | Ответственные | Контроль за ходом выполнения |
I.
Лечебно-профилактический. Основная цель: Создание условий для поддержания и улучшения здоровья ученика и учителя в режиме школьного дня. Осуществление контроля за выполнением единых требований к организации учебно-воспитательного процесса. |
||||
1. Организовать прохождение ежегодного осмотра всех работников школы узкими специалистами | Медосмотр | Декабрь | Зам. дир. по УВР | Справка |
2. Провести медосмотр всех учащихся 1–4-х, 6–8-х классов врачом-педиатором | Медосмотр | Ежегодно (по графику) | Фельдшер | Анализ, совещание учителей, родительское собрание |
3. Провести углубленный медосмотр учащихся 5-х, 9–11-х классов с привлечением узких специалистов | Медосмотр | Ежегодно (по графику) | Фельдшер | Анализ совещание учителей, родительское собрание |
4. Организовать ежедневное 1–2 разовое питание для всех учащихся и работников школы | В течение года | Директор | Анализ | |
5. Организовать витаминный и йодосодержащий столы | В течение года | Директор | Анализ | |
6. Организовать диетическое питание | В течение года | Директор | Анализ | |
7. Провести со всеми работниками школы инструктаж по ОТ | Беседа | Сентябрь | Директор | Журнал по ОТ |
8. Провести с учителями физкультуры, технологии, химии, биологии, физики разъяснительную работу по предупреждению травматизма и соблюдению на уроках правил ТБ | Беседа | По плану | Зам.дир. по УВР | Журнал по ОТ |
9. Осуществлять санитарный режим в школе: регулярно проветривать помещение, проводить влажную уборку между сменами | Рейды, наблюдения | В течение года | Зам. дир. по АХЧ, классные руководители | Справка |
10. Осуществлять контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы. | Рейды | Ежемесячно | Зам. дир. по УВР и АХЧ, фельдшер | Справка |
11. Осуществлять контроль за соблюдением правил по ОТ | Рейды, изучение документации | 1 раз в четверть | Зам. дир. по УВР и АХЧ, инспектор по ОТ | Справка |
12. Организовать санитарно-просветительскую работу по профилактике венерических заболеваний, наркомании, токсикомании. Организовать антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду | Лекции, беседы, диспуты | Сентябрь | Зам. дир. по ВР | Справка |
13. Организовать проведение мероприятия по профилактике гриппа, ОРЗ, ОРВИ, оздоровлению детей с хронической патологией | Лекции, изучение документации | Сентябрь | Зам. дир. по УВР и АХЧ | Справка |
14. Проводить комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику инфекционных заболеваний | Наглядная агитация, беседы | В течение года | Зам. дир. по АХЧ, фельдшер | Справка |
15. Организовать учет и изоляцию заболевших инфекционными болезням учащихся и работников школы | Изучение документации | В течение года | Зам. дир. по УВР и АХЧ, фельдшер | Анализ |
16. Осуществлять контроль за работой по профилактике травматизма и ДТП | Изучение документации, анкетирование | 1 раз в четверть | Зам. дир. по УВР | Справка |
17. Проводить промежуточную диагностику по определению уровня здоровья и ЗОЖ | Анкетирование | Апрель | Зам. дир. по УВР | Анализ |
18. Осуществлять контроль за распределением нагрузки на учащихся спецгрупп по физическому воспитанию | Посещение уроков, изучение документации, собеседование | По плану | Зам. дир. по УВР, фельдшер | Анализ |
19. Осуществлять контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований к составлению расписания уроков | Изучение расписания по Сивкову | Сентябрь январь |
Зам. дир. по УВР | Справка, анализ |
20. Организовать фитобар | Директор | Анализ | ||
21. Открыть кабинет психоэмоциональной разгрузки, музыкотерапии | Директор | Анализ | ||
II.
Физкультурно-оздоровительный Основная цель: Осуществление комплекса физкультурных и спортивных мероприятий по гармоническому и физическому развитию участников образовательного процесса. |
||||
1. Работа по программе “Физическое воспитание в 1–11-х классах” | В течение года | Зам. дир. по УВР и НМР | Справка | |
2. Организация уроков физической культуры с учетом мониторинга уровня физического здоровья и индивидуальных особенностей учащихся | Наблюдения | В течение года | Зам. дир. по УВР, фельдшер | Совещание |
3. Контроль за спецгруппами | Наблюдения | В течение года | Зам. дир. по УВР, фельдшер | Справка |
4. Организовать работу школьных спортивных секций (баскетбол, волейбол, футбол, ритмика) | Наблюдения | В течение года | Зам. дир. по ВР | Анализ |
5. “День здоровья” | Сентябрь март |
Зам. дир. по ВР | Справка | |
6. Праздник “Папа, мама, я – спортивная семья” | Февраль | Зам. дир. по ВР | Справка | |
III.
Предметно-образовательный. Основная цель: Внедрение образовательных программ по формированию у школьников навыков здорового образа жизни. |
||||
1. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс | Семинары, наблюдения, собеседования | В течение года | Зам. дир. по УВР и НМР | Педсовет |
2. Обсуждение на МО программ обучения | Изучение документации | В течение года | Зам. дир. по УВР и НМР | Анализ |
3. Экспертиза качества проводимых уроков | Наблюдения изучение документации | В течение года | Зам. дир. по УВР и НМР | Педсовет |
4. Реализация инновационных программ валеологической направленности | Наблюдения, изучение документации | В течение года | Зам. дир. по УВР и НМР | Педсовет |
5. Контроль за системой психофизического оздоровления детей на уроках | Наблюдения, изучение документации | В течение года | Зам. дир. по УВР и НМР | Педсовет |
6. Открытые уроки по инновационным программам для учителей школы (города) | Открытые уроки | Два раза в год | Зам. дир. по УВР и НМР | Педсовет |
7. Организация факультатива здоровья для учителей | Наблюдения, беседы | Один раз в четверть | Зам. дир. по УВР и НМР | Педсовет |
8. Лекция перед началом учебного года по теме “Здоровый учитель – залог психологического комфорта на уроке” | Лекция | Август | Зам. дир. по УВР и НМР | Педсовет |
9. Реализация программы оздоровления учителей | Изучение документации | Сентябрь | Директор, председатель ПК | Педсовет |
10. Разработка авторских
программ: – “Логопедические занятия в начальной школе по преодолению нарушений письменной речи”, И.А. Гладько; – “Полезная прививка. Формирование здорового жизненного стиля”, И.А. Спирина; – “Люди идут по свету”, А.А.Карпова и Т.В. Чузова; – “Союз четырёх”, А.А.Карпова; – “Дорогу осилит идущий”, О.А. Куник и И.А. Спирина |
Изучение документации | Май, 2008 г. | Зам. директора по УВР и НМР | Решение ОЭС |
11. Участие в конкурсе социальных проектов “Школа – территория здоровья” | Изучение документации | Май, 2008 г. | Зам. дир. по УВР и ВР | Решение конкурсной комиссии |
IV. Пропаганда здорового
образа жизни. Основная цель: Освоение участниками образовательного процесса способов укрепления и сохранения здоровья. |
||||
1. Проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике венерических заболеваний, наркомании, токсикомании. Проводить антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду | Лекции, беседы, консультации | В течение года, по плану | Зам. дир. по УВР и ВР | Анализ |
2. Проводить профилактику травматизма и ДТП | Беседы | В течение года, по плану | Зам. дир. по УВР и ВР | Анализ |
3. Организовать работу “Школа для родителей” | Беседы, консультации | В течение года, по плану | Зам. дир. по УВР и ВР | Анализ |
4. Организовать факультатив здоровья для учителей | Беседы, группа здоровья | В течение года, по плану | Зам. дир. по УВР и ВР | Анализ |
5. Проводить праздники “Здоровая семья”, “Папа, мама, я – спортивная семья”. | Праздник | Один раз в год | Зам. дир. по ВР | Анализ |
6. Работа по авторским программам. | Классно-урочная | По плану | Зам. дир. по УВР и ВР | Анализ |
Критерии и механизмы отслеживания программы.
- Анализ школьного расписания уроков (по И. Г. Сивкову).
- Анализ медосмотра учащихся и педагогических работников.
- Анкетирование всех субъектов образовательного пространства.
ЛИТЕРАТУРА:
- Журналы “Завуч” № 3, 1998; № 1, 2, 6, 2000.
- Журналы “Народное образование”, 1997 – 2002 гг.
- Нормативные документы “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений”.
- Дзятковская Е.Н. “Здоровье и образование”.
- Ананьев Н.А. “Здоровье и развитие современных школьников”.
- Николов А.И. “Обучение и здоровье”.
- Степанов В.М. “Здоровьесохранная педагогика. Организация, пути развития”.
- Сивков И. Г. Анализ школьного расписания уроков.
- Бронникова В.В., Внуков В.Н., Внукова Г. А., Герман С.Р., Горбунова Л.Л.