Программа "Здоровье и образование"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка.

Не вчера и не вдруг возникла мысль о необходимости перестройки школьной медицины, более тесного ее переплетения с педагогикой. Отрицательную динамику состояния здоровья детей в стране специалисты – медики обнаружили уже давно.

В условиях экономической нестабильности и экологической напряженности, на фоне снижения уровня жизни и массового распада семьи идет стремительное ухудшение здоровья детей, что в конечном счете ведет к снижению генофонда населения в ближайшей перспективе. А ведь всего через 5–10 лет современные школьники войдут в общественную жизнь, которая неизбежно потребует от них активности, инициативы, предприимчивости, контактности, самостоятельности, дисциплинированности и просто энергии для того, чтобы трудиться. Поэтому уже сегодня дело первостепенной важности – дать школьникам образование без потерь их здоровья.

Из всех ценностей, с которыми мы обязаны ознакомить детей, здоровый образ жизни – это корректное отношение к себе, своему здоровью, своей жизни.

Администрация школы уделяет особое внимание вопросу выполнения ст.51 Закона РФ “Об образовании”. Работа по созданию условий, гарантирующих охрану по плану, включающего такие вопросы как: пропаганда ЗОЖ, проведение Дней здоровья, профилактика заболеваний, травматизма, ДТП, спортивно-массовые мероприятия.

Анализ охвата учащихся физкультурой и спортом показывает, что идет падение количества учащихся, посещающих школьные спортивные секции на 1,6% и рост количества школьников, занимающихся спортом вне школы на 8,9%.

Изучение запросов учащихся на дополнительные образовательные услуги дает основание утверждать, что школьники нуждаются в школьных спортивных секциях: теннис, баскетбол, волейбол, футбол. Но у нас в школе работает только одна секция “Баскетбол” для учащихся 8–10-х классов.

Анализ организации питания школьников показывает, что в 2000/2001 учебном году произошел рост учащихся, питающихся организованно на 3,5% и неорганизованно на 36,8%. Основная часть учеников, завтракает (обедает) во время перемен после второго и третьего уроков. С 2000 года поставлены на бесплатное питание учащиеся, состоящие на диспансерном учете, из неблагополучных и многодетных семей.

С 1999/2000 учебного года ведется учет учащихся 5–11-х классов, имеющих вредные привычки, что составляет 55%-66% всех учеников школы. Анализ показывает рост по всем направлениям: употребляют алкоголь на 8,9%; курят на 1,8%; употребляют наркотики на 0,3%; курят травку на 0,2%.

Ежегодно в школе проходят медосмотр узкими специалистами учащиеся 1-х, 5-х, 8-х (подростки), 9–11-х классов, что составляет около 45% всех учащихся. При наличии врачей медосмотр проходят и учащиеся других классов.

По результатам медосмотров за последние два года идет резкое падение количества учащихся I группы здоровья (с 22% до 4,3%). Соответственно произошел рост III группы (с 7,7% до 21,8%). С каждым годом снижается количество учащихся основной группы: 89% - 86,8% - 85,5%, соответственно идет рост подготовительной и специальной групп: 6,5% - 6,2% - 6,7% и 1,5% - 2,8% - 2,9%. Увеличивается число учащихся, освобожденных от уроков физкультуры: 3,2% - 4,2% - 4,9%. Отмечается динамика роста по отдельным видам заболеваний: болезни эндокринной системы на 5,3%, психические расстройства на 1,8%, нарушения зрения на 4,5%, органов пищеварения на 12,1%, болезни кожи на 0,5%. Следует отметить положительную тенденцию по следующим видам заболеваний: болезни костно-мышечной системы на 7,2%, искривление позвоночника на 8,2%, травмы на 3%. Возможными причинами роста по отдельным видам заболеваний (на уровне школы) являются следующие:

  1. перегрузка учащихся (количество недельных часов, нерациональность расписания, дневное количество уроков);
  2. недостаточное внимание учителей к вопросу сохранения здоровья учащихся во время учебного процесса (физкультминутки, дозировка домашнего задания, проветривание классных комнат, освещенность);
  3. низкая занятость учащихся в школьных спортивных секциях;
  4. низкий процент охвата питанием;
  5. не в полную силу ведется пропаганда ЗОЖ.

В 2000-2001 уч. г. проболело 34 учителя, что составляет 57% всех педагогических работников. По болезни пропущено 389 рабочих дня (4%).

Предложения:

  1. Количество недельных часов по 6-м и 9-м классам привести в соответствие с санитарно-гигиеническим нормами (6-дневная учебная неделя).
  2. Выполнять санитарно-гигиенические требования каждым учителем во время учебного процесса и перемен. Применять в системе здоровьесберегающие технологии.
  3. Учителям физической культуры направить внеклассную работу на выполнение запросов учащихся.
  4. Классным руководителям вести целенаправленную работу по организации питания учащихся.
  5. Усилить работу по пропаганде ЗОЖ.
  6. Совместно с ПК провести ряд мероприятий по профилактике заболеваний педагогических работников.

Цель:

  • сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.

Задачи:

  • формировать у школьников умения и навыки здорового образа жизни на уроках и во внеклассной работе;
  • формировать сознательное отношение к своему здоровью всех участников образовательного процесса;
  • создать творческую группу учителей школы, работающих над проблемой “Валеология и педагогический процесс”;
  • применять в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии;
  • организовать работу физиокабинета и фитобара.

Прогноз ожидаемого результата:

  • состояние здоровья школьников не ниже выявленного уровня (количество учащихся основной группы - 85%);
  • сформированность знаний и навыков по здоровому образу жизни;
  • заинтересованность родителей вопросами формирования здорового образа жизни.

Содержание и примерное планирование программы.

Сроки апробации программы: 2004/2005 – 2008/2009 учебные годы. Программа состоит из четырех блоков и рассчитана на 5 лет.

Содержание Форма Сроки Ответственные Контроль за ходом выполнения
I. Лечебно-профилактический.

Основная цель: Создание условий для поддержания и улучшения здоровья ученика и учителя в режиме школьного дня. Осуществление контроля за выполнением единых требований к организации учебно-воспитательного процесса.

1. Организовать прохождение ежегодного осмотра всех работников школы узкими специалистами Медосмотр Декабрь Зам. дир. по УВР Справка
2. Провести медосмотр всех учащихся 1–4-х, 6–8-х  классов врачом-педиатором Медосмотр Ежегодно (по графику) Фельдшер Анализ, совещание учителей, родительское собрание
3. Провести углубленный медосмотр учащихся 5-х, 9–11-х  классов с привлечением узких специалистов Медосмотр Ежегодно (по графику) Фельдшер Анализ совещание учителей, родительское собрание
4. Организовать ежедневное 1–2 разовое питание для всех учащихся и работников школы В течение года Директор Анализ
5. Организовать витаминный и йодосодержащий столы В течение года Директор Анализ
6. Организовать диетическое питание В течение года Директор Анализ
7. Провести со всеми работниками школы инструктаж по ОТ Беседа Сентябрь Директор Журнал по ОТ
8. Провести с учителями физкультуры, технологии, химии, биологии, физики разъяснительную работу по предупреждению травматизма и соблюдению на уроках правил ТБ Беседа По плану Зам.дир. по УВР Журнал по ОТ
9. Осуществлять санитарный режим в школе: регулярно проветривать помещение, проводить влажную уборку между сменами Рейды, наблюдения В течение года Зам. дир. по АХЧ, классные руководители Справка
10. Осуществлять контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы. Рейды Ежемесячно Зам. дир. по УВР и АХЧ, фельдшер Справка
11. Осуществлять контроль за соблюдением правил по ОТ Рейды, изучение документации 1 раз в четверть Зам. дир. по УВР и АХЧ, инспектор по ОТ Справка
12. Организовать санитарно-просветительскую работу по профилактике венерических заболеваний, наркомании, токсикомании. Организовать антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду Лекции, беседы, диспуты Сентябрь Зам. дир. по ВР Справка
13. Организовать проведение мероприятия по профилактике гриппа, ОРЗ, ОРВИ, оздоровлению детей с хронической патологией Лекции, изучение документации Сентябрь Зам. дир. по УВР и АХЧ Справка
14. Проводить комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику инфекционных заболеваний Наглядная агитация, беседы В течение года Зам. дир. по АХЧ, фельдшер Справка
15. Организовать учет и изоляцию заболевших инфекционными болезням учащихся и работников школы Изучение документации В течение года Зам. дир. по УВР и АХЧ, фельдшер Анализ
16. Осуществлять контроль за работой по профилактике травматизма и ДТП Изучение документации, анкетирование 1 раз в четверть Зам. дир. по УВР Справка
17. Проводить промежуточную диагностику по определению уровня здоровья и ЗОЖ Анкетирование Апрель Зам. дир. по УВР Анализ
18. Осуществлять контроль за распределением нагрузки на учащихся спецгрупп по физическому воспитанию Посещение уроков, изучение документации, собеседование По плану Зам. дир. по УВР, фельдшер Анализ
19. Осуществлять контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований к составлению расписания уроков Изучение расписания по Сивкову Сентябрь

январь

Зам. дир. по УВР Справка, анализ
20. Организовать фитобар Директор Анализ
21. Открыть кабинет психоэмоциональной разгрузки, музыкотерапии Директор Анализ
II. Физкультурно-оздоровительный

Основная цель: Осуществление комплекса физкультурных и спортивных мероприятий по гармоническому и физическому развитию участников образовательного процесса.

1. Работа по программе “Физическое воспитание в 1–11-х классах” В течение года Зам. дир. по УВР и НМР Справка
2. Организация уроков физической культуры с учетом мониторинга уровня физического здоровья и индивидуальных особенностей учащихся Наблюдения В течение года Зам. дир. по УВР, фельдшер Совещание
3. Контроль за спецгруппами Наблюдения В течение года Зам. дир. по УВР, фельдшер Справка
4. Организовать работу школьных спортивных секций (баскетбол, волейбол, футбол, ритмика) Наблюдения В течение года Зам. дир. по ВР Анализ
5. “День здоровья” Сентябрь

март

Зам. дир. по ВР Справка
6. Праздник “Папа, мама, я – спортивная семья” Февраль Зам. дир. по ВР Справка
III. Предметно-образовательный.

Основная цель: Внедрение образовательных программ по формированию у школьников навыков здорового образа жизни.

1. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Семинары, наблюдения, собеседования В течение года Зам. дир. по УВР и НМР Педсовет
2. Обсуждение на МО программ обучения Изучение документации В течение года Зам. дир. по УВР и НМР Анализ
3. Экспертиза качества проводимых уроков Наблюдения изучение документации В течение года Зам. дир. по УВР и НМР Педсовет
4. Реализация инновационных программ валеологической направленности Наблюдения, изучение документации В течение года Зам. дир. по УВР и НМР Педсовет
5. Контроль за системой психофизического оздоровления детей на уроках Наблюдения, изучение документации В течение года Зам. дир. по УВР и НМР Педсовет
6. Открытые уроки по инновационным программам для учителей школы (города) Открытые уроки Два раза в год Зам. дир. по УВР и НМР Педсовет
7. Организация факультатива здоровья для учителей Наблюдения, беседы Один раз в четверть Зам. дир. по УВР и НМР Педсовет
8. Лекция перед началом учебного года по теме “Здоровый учитель – залог психологического комфорта на уроке” Лекция Август Зам. дир. по УВР и НМР Педсовет
9. Реализация программы оздоровления учителей Изучение документации Сентябрь Директор, председатель ПК Педсовет
10. Разработка авторских программ:

– “Логопедические занятия в начальной школе по преодолению нарушений письменной речи”, И.А. Гладько;

– “Полезная прививка. Формирование здорового жизненного стиля”, И.А. Спирина;

– “Люди идут по свету”, А.А.Карпова и Т.В. Чузова;

– “Союз четырёх”, А.А.Карпова;

– “Дорогу осилит идущий”, О.А. Куник и И.А. Спирина

Изучение документации Май, 2008 г. Зам. директора по УВР и НМР Решение ОЭС
11. Участие в конкурсе социальных проектов “Школа – территория здоровья” Изучение документации Май, 2008 г. Зам. дир. по УВР и ВР Решение конкурсной комиссии
IV. Пропаганда здорового образа жизни.

Основная цель: Освоение участниками образовательного процесса способов укрепления и сохранения здоровья.

1. Проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике венерических заболеваний, наркомании, токсикомании. Проводить антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду Лекции, беседы, консультации В течение года, по плану Зам. дир. по УВР и ВР Анализ
2. Проводить профилактику травматизма и ДТП Беседы В течение года, по плану Зам. дир. по УВР и ВР Анализ
3. Организовать работу “Школа для родителей” Беседы, консультации В течение года, по плану Зам. дир. по УВР и ВР Анализ
4. Организовать факультатив здоровья для учителей Беседы, группа здоровья В течение года, по плану Зам. дир. по УВР и ВР Анализ
5. Проводить праздники “Здоровая семья”, “Папа, мама, я – спортивная семья”. Праздник Один раз в год Зам. дир. по ВР Анализ
6. Работа по авторским программам. Классно-урочная По плану Зам. дир. по УВР и ВР Анализ

Критерии и механизмы отслеживания программы.

  • Анализ школьного расписания уроков (по И. Г. Сивкову).
  • Анализ медосмотра учащихся и педагогических работников.
  • Анкетирование всех субъектов образовательного пространства.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Журналы “Завуч” № 3, 1998; № 1, 2, 6, 2000.
  2. Журналы “Народное образование”, 1997 – 2002 гг.
  3. Нормативные документы “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений”.
  4. Дзятковская Е.Н. “Здоровье и образование”.
  5. Ананьев Н.А. “Здоровье и развитие современных школьников”.
  6. Николов А.И. “Обучение и здоровье”.
  7. Степанов В.М. “Здоровьесохранная педагогика. Организация, пути развития”.
  8. Сивков И. Г. Анализ школьного расписания уроков.
  9. Бронникова В.В., Внуков В.Н., Внукова Г. А., Герман С.Р., Горбунова Л.Л.