Урок музыки в 6-м классе на тему "Путешествие в мир музыки М.И. Глинки"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Классное руководство


Музыкальный материал:

1. М.И.Глинка "Жаворонок"

2.М.И.Глинка "Вальс-фантазия"

3.А.С.Васильев "Родина"

Наглядность:

  • Живописный ряд женских образов.
  • Мультимедиа, видеофильм о Родине.
  • Раздаточный материал: Стихи, цитаты высказывание о музыке.

"Как нежно льются эти звуки
Из необъятной высоты.
Я к ним протягиваю руки -
Ладони музыкой полны.
Замрет на миг, и снова льётся
И дышит добротой земля.
Завидую самозабвенью
Неутомимого певца
И у него учусь уменью
И петь, и радовать сердца "

(Звучит мелодия М.И.Глинки "Жаворонок")

Учитель: Знакомо ли вам это произведения?

Ребята: Это песня "Жаворонок" композитора М.И.Глинки

Исполнение песни “Жаворонок”

При исполнении песни обратить особое внимание на певучесть, полётность, напевность мелодии.

 

 

Учитель: Что вы знаете о творчестве этого композитора?

(Ответы ребят)

Учитель: Сегодня мы с вами откроем ещё одну страничку в его творчестве.

19 век Петербург музыкальные вечера, домашнее концерты, светские вечера....

Где молодые люди того времени могли развлекаться?

Ребята: На праздниках, на балах.

Учитель: Композитор Глинка очень любил бывать на балах, прекрасных праздниках, которые собирали в тот период весь цвет Петербурга, где звучала много танцевальной музыки: изящная мазурка, непринужденная полька, торжественный полонез, величественный вальс.

Учитель: Как вы думаете среди многообразия танцевальной музыки, какой танец был королём бала?

Ребята: - Вальс.

"Однообразный и бесшумный
Как вихрь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой"

 (Слушание “Вальс - фантазия”)

Учитель: Какие чувства пробудила у вас эта музыка?

Ребята: Волнение, печаль, сомнение.

Учитель: Каким образом музыка передает это состояние?

Ребята: - Мелодия звучит несколько раз, но ни разу она не заканчивается на устойчивом звуке.

Учитель: Когда человек испытывает, такое душевное состояния?

Ребята: Когда человек влюблен

Учитель: Что для каждого из вас значит любовь?

(Рассуждение ребят)

Учитель: Какой бывает любовь?

Ребята: - Истинной, преданной и ложной.

Учитель: Давайте попробуем сегодня в этом разобраться.

Звучит музыка “Вальса-фантазии”.

На фоне музыки читаю:

Ещё я полон, о, друг мой милый
Твоим явленьем, полн. тобой,
Как будто ангел легкокрылый
Слетал беседовать со мной.
И проводив его в преддверье
Святых небес, я без него
Сбираю выпавшие перья
Из крыльев радужных его.

Учитель: Какие чувства переданы в поэтических, музыкальных словах?

Ребята – Верная, чистая, трепетная любовь, неожиданная встреча, с любимой девушкой, и в тоже время звучит сомнение.

Учитель: Да! Это была Екатерина Керн, она с первого взгляда очаровала М.Глинку.

В душе вспыхнуло сильное чувство. Любовь к этой девушке стала источником радости и вдохновения. Но свои чувства к этой девушке композитор должен был скрывать, так как он к этому моменту уже был женат. По прошествии 17 лет он пишет “Вальс - фантазию”. И в музыке этого прекрасного вальса он сумел передать волнение, боль, радость и грусть, связанные с этой запоздалой встречей, любовью.

“Когда ты любишь, столько удивленья
В тебе, вокруг и в каждом, кто и с тобой
Когда ты любишь, пламень обновленья
Трепещет над планетой голубой.
Когда ты любишь, сколько благородства
В тебе, в других – тесна, бывает грудь,
И ни ко лжи, ни к злобе, ни к юродству
Не завернёт твой яснолобый путь”

(Звучит “вальс-фантазия”)

Учитель: Какой же предстаёт Е.Керн в воспоминаниях композитора?

Ребята: Нежная, мягкая, добрая, кокетливая.

Учитель: - Сам М.И.Глинка писал о Е Керн: “ Она не была красавицей, но её бледное, всегда немного печальное лицо и особенно выразительные глаза говорили об уме, чуткости и душевной красоте”

Учитель: Обратите внимание на ряд женских портретов (на доске) 

В каком из женских образов художник отразил те же черты, которые М.И.Глинка воспел в музыке?

(Рассуждение ребят)

Учитель: Во все времена любовь была, есть и будет. Но только у кого-то любовь счастливая, у кого-то несчастная, у кого-то безответная и неразделённая. Кого-то она вдохновляет, кого-то опустошает, кто-то благодаря любви расцветает.

Учитель: Как часто наша жизнь зависит не от нас самих, а от людей, которые нас окружают, находятся рядом.

О какой любви нам поведает эта музыка?

(Звучит песня “Родина” в исполнении С. Трофимова (приложение № 1))

(Ответы ребят)

Учитель: Какое слово можно поставить со словом любовь?

Ребята – Родина

Учитель: Каков смысл Родины заключён в песне?

Ребята: - В этой песне показана не только тема любви и Родины, но и вся жизнь человека.

Учитель: Давайте и мы с вами передадим любовь к своей малой Родине.

На столах распечатан текст со словами.

Обратите внимание на 1-ю фразу: “Золотые купола над рекою”.

Каким чувством проникнута эта фраза?

Ребята: - Нежностью, любовью, широтой, напевностью.

Разучивание первого куплета по фразам, ставя перед каждым исполнением фразы свои цели задачи.

Исполнение всей песни.

Учитель: И закончить сегодняшний урок мне хочется словами

“Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет ”

Звучит песня “Родина”, ребята выходят из класса.