Цели:
- Формирование навыков самоорганизации и культуры общения.
- Развитие сознательного, ответственного отношения учащихся к порученному делу.
- Развитие эстетического воспитания (выявление художественных, артистических способностей).
- Воспитание уважительного отношения друг к другу (воспитание бережного отношения мальчиков к девочкам).
- Формирование коллектива.
Обоснование: конкурс представляет собой совокупность популярных телевизионных игр наших дней («КВН», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Устами младенца»). Знакомые правила телевизионных игр позволяют ребятам комфортно себя чувствовать при выполнении заданий.
Отсутствие конкретных рамок конкурса интригуют, разогревают любопытство детей этого возраста.
Команды мальчиков выбраны по следующим причинам:
- во втором полугодии мальчикам пора осознавать что такое мужской коллектив;
- следует показать мальчикам, насколько неравнодушны к ним девочки (переживают);
- осознание, что их команда борется за честь всего класса;
- сплотить девочек и мальчиков при подготовке и в ходе конкурса.
1. Вступление и приветствие команд.
2. Разминка «Вопрос – ответ»:
Первая команда
- Что можно видеть закрытыми глазами? [сон]
- Может ли петух назвать себя птицей? [нет]
- Героиня какой сказки доказала, что она настоящая принцесса? [принцесса на горошине]
- Какое хлебобулочное изделие умело самостоятельно передвигаться? [колобок]
Вторая команда
- Кто говорит на всех языках? [эхо]
- Из какой посуды не едят? [из пустой]
- В каком месяце люди меньше всего разговаривают? [в феврале]
- Как называется сказка о чудесной няне, которая появляется в семьях, где дети требовали особого внимания? [Мэри Поппинс]
Запас
- У кого на ногах уши? [у кузнечика]
- Что вниз вершиной растёт? [сосулька]
3. Загадки.
Задаются поочерёдно каждой команде, при отсутствии ответа право отгадать загадку переходит другой команде. Возможна помощь болельщиков.
- За стенкой костяной соловейко спой. [язык]
- Маленький, кругленький, а до неба докинешь. [глаз]
- Между двух светил я в середине один? [нос]
- У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. [пальцы]
- Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу – привечу. [шапка]
4. Конкурс «Собери дворец».
По два человека от команды за разными столами собирают разрезанную открытку. Побеждает команда, собравшая быстрее.
Слово жюри.
5. Конкурс «Книголюбов»
Первая команда
Вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Сейчас вы увидите фрагмент (инсценируется) из этой сказки:
Свет мой, Зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Внимание, вопрос: Что ответило царице зеркало, перед тем, как царица его разбила? [Ты прекрасней, спору нет, но царица всё ж милее, всех прекрасней и белее.]
Вторая команда
Вам известна басня Крылова «Ворона и лисица».
Посмотрите фрагмент из неё (инсценируется).
Внимание, вопрос:Какими словами лиса сумела выманить сыр у вороны? [Спой, светик, не стыдись! Что, еже ли, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, - ведь ты б у нас была царь-птица!]
6. Конкурс «Чёрный ящик».
Задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет», команда должна угадать, что находится в чёрном ящике.
7. Конкурс «Устами младенца».
Три помощницы «рассказывают» о понятиях: «Школа» и «Конфета».
Потом по 2 человека из каждой команды «загадывают» слово «Каникулы».
8. Конкурс «Незнакомец».
По одному человеку из команды садятся на стул спиной ко всем участниками отгадывают владельца голоса из своего класса. Голос можно менять. Мальчик угадывает голос девочки.
Слово жюри.
9. Конкурс «Этикет».
Первая команда
Сценка: Можно ли поднимать чужой носовой платок? [нет]
Вторая команда
Сценка: Можно ли смотреть подарок в присутствии гостей? [нужно]
10. Подведение итогов. Награждение.
Конкурс «Эрудитов» проводится в преддверии 23 февраля не случайно. Разнообразный характер заданий позволяет максимально раскрыть лучшие качества каждого мальчика, увидеть, каким конкурсам они отдают предпочтение. Всё это даёт хороший материал для подготовки девочками праздника для мальчиков на «23 февраля». Сделанные выводы можно плодотворно использовать в дальнейшей воспитательной работе.
Поскольку главной целью воспитательной работы в 5-м классе является формирование коллектива, то из данного мероприятия можно извлечь максимум результатов. Не смотря на то, что соревнуются мальчики, воспитательную работу можно направить на конкретных девочек, привлекая их к подготовке, организации и проведению соревнования.
Для возраста повышенной активности именно во внеурочное время подобные мероприятия, с точки зрения общения класса с классным руководителем дают благодатную почву для развития (житейского) и воспитания ребят.