“Тот, кто изучает природу не через идею
любви, никогда не постигнет ее законов”
Ф. Шлегель
Данная программа разработана для летней экологической площадки, посещали которую учащиеся 4 – 6 классов нашей школы в течение 10 дней.
Цель программы:
- развитие творческих,
- исследовательских способностей детей в период летнего отдыха.
Задачи:
- на практике показать взаимосвязь и взаимозависимость составных частей экосистем;
- способствовать развитию у детей исследовательских способностей с помощью экспериментов, наблюдений;
- развивать коммуникативные и творческие способности учащихся.
Познание тайн природы происходит через развитие восприятия, воображения, эмоций и чувств ребенка. Ведь чтобы осознать что-то, человек должен это пережить. Не прочитать, не увидеть или услышать, а почувствовать, прожить, пройти через радость, восторг, удивление. Мы забываем цифры, факты, но сильные эмоции не забываются никогда. Поэтому теоретические вопросы в нашей программе сочетаются с практической работой: наблюдением, постановкой опытов (один из них стал основой для большой исследовательской работы ученика, которая была представлена на городской экологической конференции школьников). Наша программа позволяет не только учить детей задавать вопросы, но и самим стараться находить на них ответы – всматриваться в окружающий мир, думать и анализировать, делать свои, пусть маленькие, но открытия.
Занятия проводятся в форме практических работ, игр и экскурсий в окрестностях школы и города, коммуникативных тренингов и тренингов по развитию творческих и исследовательских способностей.
День смены |
Мероприятие |
Виды деятельности |
День первый “Давайте познакомимся” |
экспериментируем |
Игры: “Снежный ком”, “Мяч – имя”, “Интервью по парам”, “Распутай узел” Рассказ педагога об условиях работы площадки, мини-тест “Экология – это…” Занятие 1. “Как выбрать тему исследования” Знакомство с методами изучения природы, практическая работа “Изучение состава почвы” Подведение итогов работы за день |
День второй “Растение – это что или кто?” |
неизведанное” растение |
Игры “Комплимент”, “Носы”,
“Разведчик”, “Монстр” Занятие 2. “Как определить цель и задачи исследования” Экскурсия на пришкольный участок, беседа об особенностях строения растения и его клеток Изучение клеток растений под микроскопом Загадки и вопросы о растениях Подведение итогов работы за день |
День третий “Как живешь, растение?” |
неизведанное” |
Игры “Подарок”, “Рисунок на спине”,
“Описание с закрытыми глазами” Занятие 3. “Главное умение исследователя” Беседа, работа с аппликациями Опыты по фотосинтезу, транспирации, дыханию растений Определение пород деревьев и кустарников по коре, листьям (с завязанными глазами) Подведение итогов работы |
День четвертый “Мир, который жужжит, пищит, стрекочет” |
энтомологии неизведанное” |
“Звук моего голоса”, “Острый глаз” Выход в лес - сбор материала для занятия Игра “Чьи ножки, крылышки, голова?” Работа с определителями – определение вида насекомых Занятие 4. “Проблема – исследование – решение” Энтомологический конкурс Подведение итогов работы |
День пятый “Кто-кто в этом озере живет?” |
|
“Улыбка”, “Мяч по кругу”, “Связующая
нить” Занятие 5. Зачем исследователю смелость” Сбор материалов для практического занятия Работа с определителями, составление цепей питания обитателей водоема. Загадки, вопросы об обитателях водоема, условиях жизни в нем. Подведение итогов работы |
День шестой “Про птиц и не только…” |
|
Игры “Солнечный луч”, “Цветок всей
группой” Занятие 6. “Как сделать выводы” По рисункам , макетам определить места обитания животных Вопросы и загадки о зверях, рисование на тему “Где живут птицы и звери” Подведение итогов работы |
День седьмой “Там, на неведомых дорожках”…” |
|
“Комплимент”, “Гусеница”,
“Скульптура” Выход в лес Оформление листовок, плакатов, рисунков Подведение итогов работы |
День восьмой “Все-все - на свете нужны!” |
|
Передача энергии по кругу. Работа с аппликациями, рисунками, фотографиями животных, растений Подведение итогов работы |
День девятый “Все вместе мы – сила!” |
|
“Рассказ по одному слову” Игра “Кораблекрушение” Выход в лес Конкурсные задания Подведение итогов работы |
День десятый прощальный |
|
“Улыбка”, “Необычный рассказ” Представление индивидуальных и групповых исследовательских работ Прощание со сменой |
Литература:
- Алексеев С. В. И др. “Практикум по экологии”, М., АО МДС,
- Парфилова Л. Д. Тематические игры по ботанике, М., ТЦ “Сфера”, 2003 г.
- Росляков Г. Е. “Птицы вокруг нас”, Хабаровск, 1997 г.
- Савенков А. И. “Путь в неизведанное”, М., Генезис, 2005 г.
- Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. “И учеба, и игра: природоведение”, Ярославль, Академия развития, 1997 г.
- Феоктистов С. В., Феоктистова Н. А. “Организация экологического туризма со школьниками и взрослыми”, Благовещенск, 2000 г.
- Фопель К. “Как научить детей сотрудничать?”, части 3, 4, М., Генезис, 1998 г.
- “Храм природы”, информационно- методический сборник Амурского отделения Социально – Экологического Союза, № 3- 4 , 1999 г.
1996 г.