Конкурс "Чтение – вот лучшее учение"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Как успешнее всего решить проблему чтения учащихся? С этой целью в 3 классе я провела родительское собрание совместно с учениками в виде конкурса “Чтение – вот лучшее учение”.

При подготовке к конкурсу дети вместе с родителями учили стихи, собирали загадки, пословицы, готовили выставку рисунков с изображением сказочных персонажей, готовили номера художественной самодеятельности. Родители записали на магнитофон три лучших образца детского чтения, приготовили красочные грамоты и загадочный приз зрительской симпатии.

При оформлении класса на стенах повесили портреты детских писателей, на стендах оформили выставку детской литературы, выставку рисунков учеников.

Парты в классе сдвинули по две. За каждой из них сидели по 2 родителя и группа учеников(6 человек). Каждая команда выбрала себе название, например “Почемучки”, “Знайки”, “Умняшки” и т. п. На собрании присутствовали гости: родители, учителя, ученики из параллельного класса.

Сначала выступила библиотекарь нашей школы Касьян Клавдия Фёдоровна. Она рассказала о работе школьной библиотеки, о том, что читают наши дети, как часто они приходят в библиотеку. Родители и гости послушали образцы детского чтения. Клавдия Фёдоровна дала рекомендации родителям, как целенаправленно и эффективно руководить процессом формирования основ читательской самостоятельности школьников.

Затем я рассказала родителям, как происходит знакомство с книгой, какие закономерности при этом действуют. По ходу рассказа мы провели первый конкурс “Много ли книг мы знаем?”. Глядя на портреты детских писателей, дети называли их фамилии и книги, которые они написали. Жюри оценивало активность каждой команды.

Неожиданно послышался стук в дверь, и вошли одетые в костюмы Буратино и Мальвина.

Буратино.

Здесь ли проходит детский праздник? Наконец-то мы вас разыскали! Мы знаем, что вы любите читать и умеете беречь книги. Мы хотим поближе познакомиться с вами. Мы живём в книжном царстве – мудром государстве. Будьте активными участниками, лучшими чтецами, санитарами книг.

Мальвина.

Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Жить без книг мы не смогли бы,
Дорог нам их вечный свет.

Все (хором)

Книгам добрым, интересным
Всем мы классом шлём привет!

1 ученик.

Русская народная пословица гласит: “Кто много читает, тот много знает”. И это правильно. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, о мире, в котором мы живём, о прошлом и будущем людей.

2 ученик.

Другая пословица говорит, что “Книга – наш помощник в труде”. Рабочий читает книгу о станках и машинах, чтобы научиться лучше ими управлять, крестьянин – как получить хороший урожай, врач – как успешней лечить людей, учитель - как учить и воспитывать детей.

3 ученик.

Книги помогают понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, вдумчиво. К книгам мы должны относиться бережно.

Две ученицы разыгрывают сценку по стихотворению М. Ильина “Две книжки”.

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как идут твои делишки?-
Одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки…Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!

4 ученик.

Хорошая книга мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.

5 ученик.

Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про тайны Земли и движенья планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.

За это время жюри подводит итоги первого конкурса “Много ли книг мы знаем?”. Затем начинается 2 конкурс “Угадайка”. Команды отгадывают названия произведений и их авторов.

1)

Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкою столбовою?
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдёшь, поведут поневоле.

2)

Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек!

3) Ступай же скорее да скажи ей, что Михайло Иванович с братом Левоном Ивановичем давно уже готовы, ждут тебя-де с мужем, хотят поклониться бараном да быком.

4) Тогда я взял тушь и кисточкой нарисовал себе усы, по три уса с каждой стороны – длинные-длинные, до ушей.

5)

Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

6) – Нет, - ответил мальчик, - у нас не война. Разве ты не знаешь, что у всех взрослых мужчин на нашем острове каждый год вырастают крылья и они улетают с острова?

7)

И добрый Лев
Тебе лапу подаст
И промурлычет:
“Здр-р-раст!”
И смело ты можешь
Погладить Льва,
Только спроси
Разрешенья сперва.

8) Лесник заскочил в избу, выбежал – в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы. Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?

Пока жюри считает баллы, дети загадывают друг другу загадки о книгах, газетах.

Объявляется следующий конкурс: кто больше напишет фамилий детских писателей и поэтов за одну минуту. (Пишут родители, а дети им подсказывают.)

Затем начинается художественное чтение. Сначала читают стихи учащиеся по одному из команды, затем родители (тоже по одному из группы).

Следующее задание было таким: кто быстрее и правильнее соберёт пословицы в одно предложение. Каждая команда получила запечатанный конверт с разрезанными пословицами.

Объявляется последний конкурс: кто быстрее сложит из букв имя литературного героя. Буквы вырезаны из красной бумаги, первая буква заглавная. Получив конверты с буквами, команды раскладывают их на столах и начинают составлять слова.

Пока жюри подводит общий итог, дети показывают приготовленные номера художественной самодеятельности: песни, стихи, сценки.

И вот объявляются итоги. Командам вручаются грамоты, все участники получают на память книги, награждаются также и самые активные родители.

В начале конкурса было объявлено о специальном призе зрительской симпатии. Он вручается самому артистичному, самому находчивому, кто понравится зрителям больше всех.