Формирование личности: 1 — формирование как развитие; 2 — как ее целенаправленное воспитание

Разделы: Социальная педагогика

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: воспитание, Развитие, эластичность, многосторонность, индивидуальность, социум, формирование личности


По статистическим данным прошлых лет известно, что в 2000 году по городу Владивостоку числилось необучющимися 84 подростка в возрасте до 15 лет, на конец года – 72. Из них 28% не обучались по причине бесконтрольности, семейного неблагополучия; 85% подростков бродяжничали; 14% находились в розыске. За двухтысячный год увеличилось число подростков, не имеющих постоянного места жительства. Эти дети, как правило, оказываются вовлечёнными в противоправную деятельность. Сегодня уже - 2008 год, выросшие первоклассники обучаются в средней общеобразовательной школе, в которой учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации немного, но всё же они есть. И невольно задумываешься над тем, что такое явление в обществе, где с этого года законодательно введено всеобщее среднее образование, отражает негативные факты действительной современной жизни. Расширяющиеся возможности для одних, и возрастающий для преодоления барьер в развитии для других, для адаптации в социуме – таков результат взаимовлияния социальных ценностей и индивидуальных мотивов, ярко проявляющихся в российском обществе в условиях рыночной экономики.

Современные сдвиги в отношениях между индивидом и социумом идут в направлении большей эластичности, многосторонности, меньшей жёсткости социальных связей человека и создают, следовательно, большой простор проявления его индивидуальности. В этих сдвигах выражается новый этап роста автономии индивида, исторического процесса индивидуализации человека. При этом очевидно, что индивидуализация одной группы – это растущее одиночество, социальная дезориентация человека, расширяющаяся возможность для манипуляции его сознанием и поведением, но для другой она же (автономия индивида) может вести к возвышению.

К сожалению и современное общество не может уйти от подобного явления, от крайностей, фрустрации. В связи с этим представляет интерес историко-эволюционная концепция развития человека. Её сторонники рассматривают процесс преобразования и воспроизводства человеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и своих собственных свойств

( физических данных, психофизиологических систем, темперамента, задатков, знаний, статусов, ролей и пр.). Такое преобразование начинается с прентального (внутриутробного) периода своей жизни. Уже тогда у него складывается специфически человеческая психика. Человек рождается готовым к усвоению человеческих форм поведения, речи, культуры, опыта человечества. При этом с самого рождения ребёнок не только активно усваивает культуру и опыт, в присущую только человеку систему социальных связей, и изменяет её и себя.

Образ жизни окружающего ребёнка социально-предметного мира представляет ему потенциальные возможности для развития, преломляя его жизненный опыт, и генетически заданные ему программы, и его органические особенности. Реализуются эти потенциальные возможности в той мере, в какой ребёнок сам воспринимает ценности, нормы, мотивы, выработанные обществом как субъективно значимые, как цель, ради которой он живет. Свой образ окружающего, своя система отношений и ценностей складывается у ребёнка в процессе совместного с другими, прежде всего со взрослыми людьми, бытии, через способы осуществления содействия. Онтогенез человека рассматривается в историко-эволюционной концепции как процесс органически связанный с его общественным существованием, но невозможный без собственной активности человека по усвоению как исторически сложившихся форм и видов деятельности, так и идеальных форм бытия, без осознания мира и самосознания. Результатом развития с этих позиций является усиление человека как субъекта общественной и личной жизни, увеличение вкладов в социогенез, ясное осознание и чёткое формулирование жизненной концепции, целей и признаков жизни.

Человек, как важный элемент Вселенной, развивается, включаясь в космические, природные ритмы, подчиняясь закономерностям развития жизненных процессов. Развитие человека в то же время происходит в социуме, в котором происходят: смена поколений; накопление исторических событий; изменение темпа и ритма. Любые социо - культурные условия характеризуются определёнными режимами смены труда и отдыха, средней продолжительностью жизни, протяжённостью детства. Развитие человека происходит в конкретном пространстве, во времени собственной жизни, вырабатывает субъективное отношение к ним, к объективно существующему времени. Ребёнок ещё не способен измерить, определить, дифференцировать пространственно – временные характеристики без специального обучения, без определённых занятий, время и пространство для него должно наполняться социальным смыслом. В восприятии индивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельности воспринимается с чрезвычайной точностью; время, заполненное интенсивной деятельностью, кажется коротким, а в воспоминаниях отражается как очень длительное. Взаимосвязь человека с пространством и временем своего бытия сложна и противоречива. Её результаты благотворны только при условии гармонических взаимоотношений человека с пространством и временем своего бытия, установления динамического равновесия своего внутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем других людей. Каждыё период жизни - особая целостная самостоятельная ценность - имеет сильные и слабые стороны. Каждый возраст может быть прожит - “по-своему”. Нельзя торопить развитие “проскакивать” какие-то периоды, оставлять незавершёнными задачи любого возраста. Например, считают инфантилизм в подростковом возрасте - такие возрастные особенности младшего школьника (7-10 лет) как идеализация мира, взрослых, неистребимый оптимизм, максимальная широта и поверхностность интересов. Важнейшей задачей в связи этим становится своевременность педагогических действий. Эффективное развитие ребёнка невозможно без внереального и идеального взаимодействия со взрослыми, затем - сверстниками, без диалога с самим собой. Основная задача взрослого – научиться сотрудничать с ребёнком, вести с ним диалог, так как педагогика сотрудничества – это и есть содействие, оптимально поддерживающее механизмы развития растущего человека. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности является объектом социализации, так как содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел полоролевыми навыками, создал семью, умел бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни. был гражданином, то есть человек должен войти в полоролевую, семейную, профессиональную, политическую социализации. При этом требования к человеку в том или ином аспекте предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и правила, культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь, самореализуясь в обществе. В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских учёных Ч.Х.Кули, У.И.Томаса, Ф.Знанецкого, Дж.Г.Мида. Идеи этих учёных оказали мощное влияние на изучение человека как субъекта социализации, на разработку концепций в русле субъектно – субъектного подхода. Субъектом социализации человек становится объективно, так как на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он осознанно, а чаще неосознанно ставит цели, то есть представляет свои субъективность (индивидуальность) и субъективность (позицию). Условно выделены три группы задач, решаемых на каждом возрастном этапе или этапе социализации:

1 – естественно-культурные – достижение определённого уровня физического и сексуального развития; что в немалой степени имеет объективные и нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы роста, полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах, возрастных и социальных группах);

2 – социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – специфичны для каждого возрастного этапа. Задачи социально-культурного ряда имеют как бы два слоя: одни задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества и государства; другие – воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причём эти два слоя не совпадают и в некоторой степени противоречат друг другу;

3 – социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, её самоопределение в актуальной жизни на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые в каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Решение всех трёх названных групп задач является объективной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются не решёнными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию человека неполной.

Развитие человека, его социализация протекают в любом обществе в различных условиях, для которых характерно наличие опасностей, оказывающих влияние на развитие человека и способствующих приспособлению его к изменяющимся условиям социализации. Поэтому объективно проявляются целые группы, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации, как и благоприятных. На каждом этапе выделяют наиболее типичные опасности, столкновение с которыми наиболее вероятно. В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери, отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, неблагоприятная экологическая

среда. В дошкольном возрасте (0–6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость (или) аморальность родителей, игнорирование ребёнка родителями и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение. В младшем школьном возрасте (6-10 лет): пьянство родителей; отчим или мачеха, нищета семьи, гипо- или гиперопека, видеосмотрение, плохо развитая речь, неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (сверстников); отрицательное влияние сверстников; отрицательное влияние старших ребят (привлечение к курению, употребление алкоголя, токсичных веществ, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование; растление. В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм родителей; нищета семьи; гипо- и геперопека; видеосмотрение; компьтерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение; токсикомания; изнасилование; растление; одиночество; физические травмы; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

Произойдёт ли столкновение конкретного человека с какой-либо из перечисленных опасностей зависит не только от объективных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей.

Утверждают, что подростковый возраст – самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов. Подростков, чьё поведение отклоняется от общепринятых норм, называют трудными или трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость – сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, социальных норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Типичные проявления девиантного поведения подростков являются ситуационно обусловленные детские поведенческие реакции, такие как демонстрация агрессии, вызов, самовольные уходы из дома и бродяжничество, пьянство, алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия социального характера; попытки суицида. Ещё более трудным является – делинквентное поведение, отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки детей и проступки, которые складываются в определённый устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или достижения ребёнком возраста, с которой начинается уголовная ответственность. . Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

  • агрессивно-насильственное, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном, против личности человека;
  • корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;
  • распространение и продажа наркотиков.

Делинквентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущих к ослаблению контроля системы внутренней регуляции. Дети, подростки с таким поведением являются объектом социальной работы. Основное содержание социальной работы с указанной группой находится в центре внимания, как “выпавших” из нормальных социальных отношений. В социальной работе применяют два метода: профилактический и реабилитационный. Профессиональная задача деятельности социального педагога и учителей состоит в том, чтобы помочь в развитии ребёнку, оказать помощь в его воспитании, образовании, профессиональном становлении. Эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребёнка, которые характеризуются отсутствием чего-либо или потребностью в чём-либо. Главная цель деятельности социального работника создание условий для психологического комфорта и безопасности ребёнка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, в школе, ближайшем окружении и других социумах, поэтому для реализации своей деятельности необходимо обладать информацией о среде развитии ребёнка, уметь установить диагноз, дать прогноз сложившейся ситуации, возможно самостоятельно обнаружить негативно влияющие факторы; и, зная методы работы прямо или косвенно воздействовать на социальную среду, изменение в целом социального пространства ребёнка, подростка в благоприятном для него направлении. Бережное отношение к личности, разумно оптимистический подход к её перспективам дают педагогу найти стратегию индивидуальной работы с ребёнком, которое будет способствовать побуждению в нём уважения к себе и уверенности в своих возможностях. У подростков и юношей, допускающих аморальные выходки, проступки и преступления, отсутствуют сформированные волевые качества. Эти дефекты обычно возникают в раннем школьном возрасте и уже затем, закрепившись, выступают как отрицательные волевые черты характера. Ниже они перечислены по результатам анкетирования подростков-правонарушителей:

  • нерешительность - 45,5%
  • отсутствие настойчивости при проведении в жизнь принятого решения - 42,2%
  • несформированность и независимости и самостоятельного поведения - 35%
  • безынициативность - 50%
  • упрямство - 43,4%
  • невыдержанность - 21,2%

Процесс воспитания положительных волевых качеств у подростков начинают с формирования правильного представления о воли, и этот процесс состоит из ряда этапов. Составлены программы, разработаны модули работы с детьми и их родителями или людьми, осуществляющими обязанности опекуна. Существуют технологии работы с дезадаптированными детьми, направленные на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя:

  • замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно – полезными или нейтральными;
  • направление социальной активности ребёнка в общественно – одобряемое либо в нейтральное русло;
  • отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.;
  • создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др.