Цели:
- теоретическое и практическое овладение знаниями и навыками участия в смоделированном электоральном процессе;
- воспитание толерантности.
Задачи урока: организация, проведение и рефлексивный анализ бинарного практического занятия с элементами ролевой игры.
Задачи учебной деятельности учащихся:
- Создать учебную модель политической партии (название, программа, эмблема, слоган).
- Провести политическую рекламу своей партии.
- Смоделировать участие в предвыборной кампании.
- Смоделировать процесс выборов в Государственную Думу.
План:
- Мотивация учебной деятельности, постановка целей и задач урока.
- Подведение итогов голосования
- Подведение итогов занятия с привлечением схемы
Организация занятия: подобного рода занятие может быть проведено как бинарный комбинированный урок или как игровое внеклассное мероприятие, проводимое двумя ведущими-педагогами.
В рамках занятия используется проектная технология с элементами ролевой игры.
Методы, используемые педагогом на занятии: проблемный, исследовательский, репродуктивный.
Методы, используемые учащимися на занятии: отбор и анализ информации, сравнение, дедукции и индукции.
Развитие навыков политической социализации, выступления перед аудиторией, проведения дебатов.
Ход занятия
1. Мотивация учебной деятельности. В начале занятия учитель показывает незавершённую схему, заполнение которой даст понимание того, как участие граждан в электоральном процессе влияет на их повседневную жизнь и удовлетворение их интересов, это послужит мотивацией учебной деятельности.
Схема, нарисованная на доске.
2. Постановка учебных задач:
Создать учебную модель политической партии (название, программа, эмблема, слоган).
Провести политическую рекламу своей партии.
Смоделировать участие в предвыборной кампании.
Смоделировать процесс выборов в Государственную Думу.
Проанализировать полученный опыт и сделать полезные выводы.
3. Организация учебной деятельности учащихся:
1. Учащимся предлагается смоделировать участие в политическом процессе, для этого они должны разделиться на группы (по выбранным учителем критериям). Получившиеся группы определяют по жребию свою принадлежность к одной из социальных страт: молодёжь, пенсионеры, государственные служащие, бизнесмены и безработные. Одна из групп будет составлять “избирательную комиссию”.
2. Группы должны сформулировать социальные интересы своего электората и создать политические партии со своим названием, программой, эмблемой, слоганом. На это отводится 25-30 минут.
3. Далее каждая партия должна провести политическую рекламу своей программы. На это каждой партии даётся около 5 минут. По окончании выступления конкурирующие партии могут задавать критические вопросы и получать ответы на них в течение 1-2 минут.
4. Параллельно один из педагогов создаёт “избирательную комиссию” под своим председательством. После проведенной “предвыборной кампании”, он разъясняет основные правила проведения выборов в демократическом государстве: всеобщие, тайные, проходящие под общественным контролем.
5. Всем участникам раздаются заранее заготовленные бюллетени, в которые членами избиркома вписываются названия партий. Каждый из участников занятия может проголосовать за партию, которая наиболее полно отражает его социальные интересы.
6. Учащиеся опускают заполненные бюллетени в ящики для тайного голосования.
7. После чего производится подсчёт голосов отданных за каждую из партий. Партии, набравшие менее 7% голосов избирателей, объявляются не прошедшими в “Государственную Думу”. Список партий победителей записывается на доске.
8. Партия, набравшая наибольшее количество голосов предлагает вновь образовавшемуся “парламенту” свой законопроект, наиболее актуальный для её избирателей.
9. Ведущий задаёт вопрос о взаимосвязи удовлетворения интересов граждан и их политической активности и просит установить их с помощью стрелок на схеме.
4. Рефлексия учащихся:
По итогам занятия ведущие задают вопросы: 1.Есть ли у граждан личная заинтересованность в участии в политических выборах? 2. Какие полезные навыки политической социализации вы приобрели на данном занятии? 3. Какую роль в общественной жизни играет многопартийность?
5. Рефлексия ведущих-педагогов: Учителя дают оценку деятельности участников, указывают на интересные находки, эффективные способы решения поставленных проблем, анализируют активность учащихся, выставляют оценки (если мероприятие проводится на уроке).
6. Домашнее задание может быть альтернативным:
Эссе на тему “Как бы я организовал свою деятельность на повторном занятии с учётом полученного опыта”.
Эссе на тему “Важность участия в политических выборах”.
Задание предлагается с учётом того, что дети, не принимавшие активного участия в работе, имеют возможность в ходе выполнения домашнего задания осмыслить происходившее на учебном занятии.