"Закрепление табличных случаев умножения числа 6" (разработка урока математики)

Разделы: Начальная школа


Цель урока: повторить и закрепить табличные случаи умножения с числом 6.

Задачи:

1) Выявить у учащихся уровень знаний табличных случаев умножения числа 6.
2) Коррегировать логическое мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.
3) Повышать мотивацию к учению.

Оборудование: карточки с математическими заданиями, таблицы Шульте.

Ход урока

I. Организационный момент

Задание на внимание

Запомните числа и названия месяцев и воспроизведите их:

1 января, 23 февраля, 9 Мая

- Какие праздники они означают?
- Какой праздник мы с вами скоро будем отмечать? (День защитника Отечества.)

23 февраля - День защитника Отечества, праздник всех защитников нашей Родины, праздник всех мужчин - праздник наших пап, дедушек и прадедушек, но это и праздник всех мальчиков - будущих защитников Отечества, защитников девочек и своих младших сестренок, мам, бабушек и прабабушек.

А каким же должен быть настоящий защитник? (Смелым, отважным, умным, смекалистым, быстрым, внимательным и т. д.)

Ученик читает стихотворение:

Чтобы мирно всем жилось,
Чтобы мирно всем спалось,
Каждый день и каждый час
Зорко охраняет нас
Наша армия родная.

II. Введение в тему и сообщение цели урока

Чтобы было интереснее нам сегодня работать на уроке, мы выполним праздничную открытку для наших пап, дедушек и будущих защитников. По мере того, как мы будем решать одно задание за другим, мы одновременно будем украшать открытку. Чтобы праздничная открытка получилась красивой, интересной, мы должны показать, как мы умеем быстро и дружно работать на уроке.

Тема урока: « Закрепление табличных случаев умножения числа 6». Урок повторения и закрепления. Начнем урок с устного счета.

III. Устный счет

Защитник должен быть быстрым. Постараемся правильно и быстро справиться со всеми заданиями устного счета.

1) Таблица Шульте

На доске висит таблица Шульте, в которой разбросаны числа от 1 до 25. К доске по одному выходят несколько учеников, засекается время . Кто быстрее найдет и назовет числа по порядку от 1 до 25.

(Приложение 1)

2) Увеличьте данные числа в 6 раз, устно найдите результат и назовите его:

5, 3, 6, 9, 7

Что значит увеличить данное число в несколько раз?

3) Прочитайте данные числа:

 30, 12, 50, 24, 40, 25

- Назовите, какие из них четные, какие нечетные числа.
- Назовите, какие из данных чисел делятся на 6.

4) Продолжите ряд чисел:

 6, 12, …, …, …, …, …, …, …, 60.

- Посмотрите внимательно и подумайте, как меняется каждое следующее число?
- На сколько единиц увеличивается каждое следующее число?
- Назовите по порядку весь ряд чисел от 6 до 60.

5) Задача на смекалку

Мише 6 лет, а его брат в 3 раза старше. Сколько лет Мишиному брату?

- Сколько лет Мише?
- Что сказано о возрасте Мишиного брата?
- Сколько лет Мишиному брату? Докажите.

- Молодцы! Быстро и правильно справились с заданиями устного счета, поэтому можем прикрепить на праздничную открытку первый элемент – 23 февраля.

IV. Решение примеров и задач

- Будущий защитник должен быть внимательным.

1) Работа в тетрадях. Минутка чистописания

 - Продолжите в тетрадях цепочку элементов:

- Посмотрите внимательно и скажите, что нужно сделать, чтобы в цепочке элементов появились геометрические фигуры? Назовите, какие это фигуры.

2) Замените сумму нескольких слагаемых произведением двух чисел, где возможно; и, наоборот, пример на умножение замените примером на сложение. Спишите эти примеры, найдите результат и запишите его.

6 + 6 + 6 + 6 +6

4 х 4

5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 4

6 х 3

6 + 6 + 6 + 3

5 х 2

3) Упражнение на развитие внимания

На карточках записаны числа от 1 до 9 в виде таблицы, внизу даны рамки для цифр. Найдите каждой цифре свое место и впишите каждую цифру в свою собственную рамку.

(Приложение 2)

Молодцы! Вы были очень внимательны. Мы вспомнили с вами, как можно произведение двух чисел заменить суммой одинаковых слагаемых и быстро найти результат, даже, если не знаешь наизусть таблицы умножения.

Прикрепляем следующий элемент на праздничную открытку - флаг.

Физ. минутка

Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем.
И к себе скорей прижмем,
А потом быстрей – быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

4) Решение составных задач

Защитник должен быть умным, много знать, думать, рассуждать. Решим задачу, покажем, какие мы сообразительные, смекалистые.

Работа по учебнику. Задача № 22, стр. 100

В классе 6 девочек, а мальчиков в 2 раза больше. Сколько учеников в классе?

На доске два вида краткой записи, подумайте и скажите, какая краткая запись подойдет к этой задаче? Докажите свой выбор.

Девочек - 6 чел.
Мальчиков - ? в 2 раза больше
Всего - ?

Девочек - 6 чел.
Мальчиков - ? на 2 чел. больше
Всего - ?

Да, действительно, к данной задаче подойдет первый вид краткой записи. Для того, чтобы удобнее было рассуждать вслух, закодируем условие задачи.

- так мы обозначим количество девочек;

- так обозначим количество мальчиков;

- так обозначим общее количество девочек и мальчиков.

Наша краткая запись будет выглядеть так:

- 6чел.

- ? в 2 раза больше

- ?

- Сколько было девочек?
- Что сказано о количестве мальчиков?
- Какой вопрос в задаче?
- Можем мы сразу ответить на главный вопрос в задаче? Почему?
- Что мы сначала узнаем? А что потом?
- Составим план решения задачи.
- Что мы узнаем первым действием?
- Что узнаем вторым действием?

- Запишите решение задачи, но сначала надо его раскодировать!
- Во сколько действий решалась задача?
- Это простая или составная задача?

Молодцы! Вы правильно рассуждали, поэтому мы можем прикрепить на праздничную открытку следующие элементы: винтовку и каску.

5) Упражнение на развитие наблюдательности. Распознавание геометрических фигур

- Какие геометрические фигуры изображены на таблице?
- Сосчитайте, сколько всего треугольников здесь изображено?
- Докажите.

Физ. минутка

Дружно за руки взялись,
Руки - вверх, руки - вниз.
Руки - в кулачок и на бочок.
Влево, вправо наклонились,
Взад, вперед,
Ну – ка, кто там отстает.

6) Работа в группах. Решение примеров

Солдат должен быть отважным и ничего не бояться. К нам прилетели самолеты с зашифрованными примерами. Надо как можно быстрее найти недостающие цифры, это будет кодом к решению примеров по группам.

(Ребятам раздаются карточки с рисунками самолетов . На одной стороне дан пример со звездочками. Вместо звездочек надо вставить недостающие цифры. Та группа, которая быстро справится с зашифрованным примером , первая приступает к решению примеров в два действия. Номер примеров находится на обратной стороне карточки).

1 группа: стр. 105, № 40 (1, 2 ст.)
2 группа: стр. 104, № 24 ( 1,2 ст.)
3 группа: стр. 100 , № 18(1,2 ст.)

(Приложение 3)

7) Поиск закономерности, графический рисунок (на карточках)

Упражнение на развитие внимания, ориентацию в пространстве.

Данный рисунок следует начинать с места , отмеченного точкой. Последовательность шагов записана в виде таблицы - по строчкам слева направо. Число обозначает количество клеточек, которые надо пройти, а стрелка – направление движения.

(Приложение 4)

Молодцы! Хорошо потрудились, успели решить много примеров на умножение и деление, решили задачу. Большинство ребят нашего класса хорошо знают табличные случаи умножения с числом 6. Поэтому мы можем прикрепить последний элемент на праздничную открытку – цветы.

Вам понравилась поздравительная открытка? Такой красивой праздничной открыткой мы поздравляем всех пап, дедушек, прадедушек и будущих защитников.

(Приложение 5)

IV. Домашнее задание (индивидуальные задания на карточках)

Карточки с индивидуальными заданиями раздаются ученикам в зависимости от сложности материала.

V. Итог урока

- Что больше всего запомнилось на уроке?
- Какой вид задания показался трудным?

Использованная литература

1. В. Волина «Праздник числа». Занимательная математика для детей, М.:«Знание», 1993.
2. Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». Популярное пособие для родителей и педагогов., Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Глушкова О.Б. Тесты по математике. Учебное пособие для начальной школы.- М.: Аст-ПРЕСС, 2001.
4. Русанов В.Н. Математический кружок младших школьников. Книга для учителя. Сса: Росстани-на-Каме, 1994.
5. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. «Развиваю внимание».Санкт-Петербург: Питер, 2000.