Задачи мероприятия:
- Познакомить детей с историей появления на Руси овощных культур.
- Расширить кругозор учащихся.
- Развивать речь, творчество.
- Воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование:
- .Выставка поделок из овощей.
- Магнитофон с аудиокассетами.
- Рисунки детей “Живые овощи”.
- Костюмы Осени, Пугала, персонажей сказки “Репка”
- Маски овощей
- Декорации к сказке “Репка”
- Наборы овощей для конкурсов
- Набор рисунков “Сорта капусты”
- Картон, бумага, фломастеры.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие вокруг света и откроем для себя удивительную страну Легумию.
Страну Легумию на географической карте не найдешь, но она существует. Иногда ее можно увидеть огромной - такой, что глазами не охватишь, иногда крохотной - такой, что уместится на подоконнике.
Путешествуют по этой стране только пешком, и может случиться что левая нога у тебя окажется на севере, а правая - в тропиках.
Разгадывается эта загадка просто: слева от тебя грядка с репой, а справа - грядка с огурцами. Репа может расти в Заполярье, а родина огурцов - Индия. Овощ по-французски - “легум”, по-испански - “легумус”. А страна Легумия - это огород.
А вы знаете, друзья, о жителях нашего огорода написано много сказок, песен, пословиц, загадок.
Например: Набирай скорее в миску краснощекую (редиску).
Или: Рослые ребятки улеглись на грядке, все ребята молодцы и зовут их....(огурцы).
Кругленькие братцы в домике ютятся, им совсем не плохо их зовут (горохом).
Конкурс,
написать название овощей.Начинаем знакомство с овощами.
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили. (картофель)
Рассказ о картофеле.
Конкурс. Веселый огород.
(2 команды по 4 участника)- пашет землю (раскладывает картонки через одинаковое расстояние).
- сажает картошку (раскладывает на картонки картошку).
- убирает урожай (по одной картошкепереносит в кучку).
- перевозит на грузовике (собирает картошку на картонку с лямкой и перевозит к своей команде).
Конкурс. Очисти картошку.
Кто быстрее и чище очистит картошку (по 1 человеку от класса).
Конкурс. Новые слова.
Ведущий: А сейчас мы попробуем поиграть со словом “картофель”.
Если взять большое слово,
Вынуть буквы - раз и два!
А потои собрать их сново,
Выйдут -новые слова!
(На на класс - кто больше составит слов)
Ведущий:
Следующая жительница:
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупой соли полмешка.
Рассказ про капусту.
Ведущий:
Урожай у нас хорош, уродился густо!
И морковка и картошка, белая капуста.
Баклажаны синие, красный помидор
Затевает длинный и серьезный спор,
(инсценировка спор овощей).
Конкурс.
Кто быстрее разденет капусту, (оторвать листья и сосчитать их).
Конкурс.
Угадай овощи на вкус (с завязаными глазами определить название овощей).
Ведущий:
Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней (помидора).
Рассказ о томате
Ведущий:
А теперь послушайте сказку о том
Как помидор стал красным.
Конкурс. Кроссворд.
Рассказ о луке. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.
Конкурс. В
каких сказках упоминается об овощах.А сейчас послушаем сказку про репку.
Заключительный конкурс.
Сельскохозяйственные танцы.Танцы всегда были тесно связаны с трудовой деятельностью человека. Многие люди любят работать под музыку и пританцовывать во время работы. Продемонстрируйте, как под звуки ломбады можно
- копать грядки;
- окучивать картошку.
Сложи из листьев пословицу.
Песня об осени.
Знаете ли вы что...
Картофель в Европе приживался с трудом. В России случались даже картофельные бунты, которые возникали как реакция на насильственное насаждение картофеля. Отказывались сажать картофель и французские крестьяне. Чтобы новая культура получила распространение в крестьянских хозяйствах, агроном Антуан Парматье, живший в 18 веке, придумал остроумный способ. Он посадил картофель на государственных землях и выставил вооруженную охрану. Это привело к тому, что очень скоро картофель появился на крестьянских огородах. Каким образом? Как говорится, запретный плод сладок. Когда охрана на ночь уходила, крестные крестьяне воровали картофель и для пробы высаживали его на своих огородах, на что и рассчитывал Антуан Парматье.
Картофель. Родина - Чили. В 1565 г. картофель завезли в Европу, а в XVIII в. он оказался в России. В каждой стране картофель называли по-своему: англичане - “потато”; голландцы и французы - “земляное яблоко”; итальянцы - “тартуфель”; немцы - “картуфель”.
Но первое имя картошки было “папа”. Так называли ее на родине в Южной Америке - индейцы. А у нас в народе попросту называют этот овощ - “картошка”.
Капуста. Ее родина - побережье Средиземного моря. “Капут” - в переводе с латинского языка означает “голова”. Переиначив латинское слово, мы называем этот овощ капуста, за сходство кочана с человеческой головой.
Лук. Родом из Азии. Родина репчатого лука - горы Афганистана. Человеку известен более 4 000 лет. Вылезая из земли, петелька его ростка изгибается как тетива лука. Потому по-русски он называется “лук”. По научному, по латыни “аллиум”, что означает “остро пахнущий”.
Пугало. О! Здрасте! А вы чего тут делаете? Я как-никак на государственной службе состаю, при исполнении особо важного задания. Охраняю этот огород! А может, вы экскурсия какая? Про меня здесь говорят “сам не берет и воронью не дает”. Ой! Я ведь забыл представиться. Зовут меня Пугало, а фамилия - Огородное. Так вот, раз пришли на наш огород, я с вами, значит экскурсию проведу.
Хотя это большая секретная тайна! Тс-с-с! Я вам намекать буду, а вы догадывайтесь, о ком я говорю. Договорились?
Значит так, огород наш не мал, не велик, ровно столько, сколько нужно. И чего здесь только нет: арбузов нет, дынь нет, бананов нет. Но зато здесь в нашем огороде на отдельной грядке проживает одна семейка, их роду более 4 000 лет. Об одном из них, говорят, даже какой-то итальянский писатель целый роман написал. Говорят, у этой семейки одних родственников по белому свету около 400 видов живет. А вот кто это, я вам сказать не могу. Это тайна.
А у самого забора у нас есть две грядки, так вот там такое растет. Во! Завезена к нам в Россию в 18 веке. Сначала даже ее цветами знатные дамы свои шляпки украшали. Сейчас ее у нас “вторым хлебом” называют. А тут, недавно, на наш огород двое зайцев из леса забрели. Так прямо на одну нашу жительницу напали. Как начали ее хрумкать. А эта самая жительница такая неряха - сто одежек и все без застежек, заплатка на заплатке и не одного стежка. Вы поняли о ком я говорю?
Сказка о том, почему помидор стал красным.
Ведущий:
В давние времена жили на одном огороде овощи. (по одному выходят овощи и представляются).
Я - веселый молодец, я - зеленый огорец.
Без меня на грядке пусто, а зовут меня капуста.
Без меня вы, как без рук, в каждом блюде нужен лук.
Любят дети с давних пор вкусный сладкий помидор.
Ведущий:
Хозяйка любила свой маленький, зеленый огород икаждый день поливала его.
Хозяйка: (ходит с леечкой и поливает овощи)
Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьет.
Ведущий:
Овощи с каждым днем росли и зрели. Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и нгачал хвастаться.
Помидор:
Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.
Огурец:
Слушай это просто смех - хвастать, что ты лучше всех.
Лук:
Не поймет никак он братцы, - некрасиво задаваться.
Ведущий:
А помидор все свое твердил.
Помидор:
Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.
Овощи: (хором)
Хвалился, хвалился и с куста свалился!
Ведущий:
В это время на огород пришла хозяйка, чтобы собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила.( хозяйка уводит овощи).
Ведущий:
Летела мимо ворона.
Ворона:
Кар! Кар! Позор! Кошмар!
Не хотел быть с нами дружен,
Будешь никому не нужен!
Ведущий:
Стыдно стало помидору .
Заплакал он и покраснел от стыда.
Помидор:
Вы меня, друзья, простите, вы с собой меня возьмите.
Ведущий:
Услышала эти слова хозяйка, сжалилась над помидором, пришла и взяла Его с собой. Хотите - верте, хотите - нет, но стех пор осенью помидоры. Всегда становятся красными.