Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии. Вместе с тем перспектива реального решения этой важнейшей практической задачи возникла лишь около десяти лет тому назад с началом создания в нашей стране психологической службы.
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов становления личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной.
Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Состояние тревоги включает в себя целый комплекс эмоций, одной из которых является страх.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.
Сегодняшняя психотерапия представляет собой разветвленную сеть самых разных направлений. Следует отметить, что область музыко-телесного ориентирования у дошкольников на сегодняшний день исследована недостаточно.
В повседневной жизни, богатой разного рода трудностями и стрессами, в работе с дошкольниками музыкальная терапия вместе с телесной терапией дает хорошие результаты. Если ориентировать ее на определенную проблему, например, личностную тревожность дошкольников, то можно корректировать негативные изменения психического состояния ребенка.
Метод музыко-телесного ориентирования с целью уменьшения уровня тревожности для дошкольников более эффективен, так как содержит простые ритмические упражнения и чаще всего знакомую музыку со словами, чем способствует более лучшему раскрепощению и достижению нужного результата.
В работе музыко-телесного ориентирования были изучены теоретические положения Фильденкрайза “ Сознавание через движение”, В.И. Петрушина “Музыкальная психотерапия”, идеи Э.Ж.Далькроза и др, но основой послужила программа ритмопластики “Ритмическая мозайка”. Исследования, в которой осуществляются доц. кафедры теории и практики дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО А.И.Бурениной и ее сподвижниками. Опыт работы показал, что, используя некоторые композиции “Ритмической мозайки” дошкольники меняли негативные эмоции на положительные уже в процессе исполнения. Так по наблюдениям были отобраны наиболее удачные для коррекции композиции, расставлены по возрастам и апробированы.
Поэтому, программа “Профилактика и коррекция тревожности дошкольников методом музыко-телесного ориентирования” является своевременной и крайне необходимой для психологов детских садов. Эта программа поможет им эффективно корректировать уровень тревожности и различные нарушения социальной адаптации у детей.
Психотерапевтические приемы направлены на коррекцию уровней тревожности у дошкольников, на обучение детей социально–адаптивным формам поведения и адекватным способам эмоционального отреагирования переживаний, уменьшению социальных страхов.
Общие положения.
Данный вариант программы разработан для детей от 3 до 6 лет с повышенным уровнем тревожности. Программа рассчитана на 13 академических часов. Вместе с тем практика убеждает в необходимости осуществления такой работы постоянно, систематически, с обязательной дополнительной реализацией методов индивидуальной психокоррекции.
Цель программы состоит в формировании устойчивых эмоциональных состояний, обеспечивающих ребенку на доступном уровне стабильность в саморегуляции внутренних процессов и эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.
Задачи для реализации целей были поставлены следующие: снизить уровень тревожности у детей в период адаптации в детском саду и адаптации к школе, а также в процессе учебной деятельности.
- заинтересовывание новой композицией;
- максимальная концентрация внимания детей;
- активизация детей с учетом индивидуальных особенностей.
Развить у детей в процессе коррекционных занятий высшие психические функции: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.
Формировать умения и навыки движений на основе заданного музыкального материала.
Средствами реализации этих задач являлись следующие методы (процедуры):
- свободные и тематические игры на заданный музыкальный материал;
- танцы, ритмика–телесные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики руки под музыкальное сопровождение, физкультминутки между занятиями, подвижные игры.
Исходя из специфичности эмоционального состояния детей с уровнем тревожности, мы стремились к тому, чтобы во время работы в группе царила атмосфера доброжелательности, понимания и уважения.
Структура коррекционных занятий методом музыко-телесного ориентирования примерно одинакова и включает в себя:
1. Разминку.
2. Основную часть. На этом этапе используются игры, упражнения, направленные:
- на снятие зажимов мышечного аппарата;
- выразительности движений, внимания, наблюдательности и скорости реакций.
3. Заключительную часть.
Содержит упражнения на релаксацию, что в целом обеспечивает гармонизацию уровней эмоциональной регуляции и снижение уровней тревожности.
Каждое занятие рассчитано на 30 минут, так как большая продолжительность занятий снижает продуктивность работы. Периодичность встреч – два раза в неделю. Меньшее число занятий снижает их эффективность (не лучшим образом сказывается временной перерыв, отделяющий одно занятие от другого).
Программа состоит из 26 занятий. Все занятия, как уже, отмечалось ранее, имеют одинаковую структуру. Почти на каждом занятии дети учили новое движение, а каждое третье занятие разучивали новую композицию.
Таким образом, от первого к двадцать шестому занятию, дети обучались:
- развитию мелкой моторики рук, координации и выразительности движений, внимания, наблюдательности, воображения, скорости реакций;
- навыкам музыко-телесного ориентирования, в снятии напряжения;
- саморегуляции, обыгрыванию страхов.
Рассмотрим более детально эту систему работы, в которой мы условно выделяем три этапа.
На 1-м этапе (начало использования в работе с детьми музыкально-ритмических композиций) мы опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях);
2-й этап обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по показу и запомнили несколько композиции) способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения;
3-й этап работы — подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее важна в данной программе, так как именно в развитии творчества, способности к импровизации концентрируется основная идея — владение собственным телом, нестандартность мышления, психологическая свобода, снятие тревожности.
Дополнительная часть включает в себя 3 – 5 минутную гимнастику, между занятиями в группах, состоящую из одной музыкальной композиции, по выбору детей.
Большое значение для эмоционального настроя детей, активизации их творческих проявлений имеет подбор музыкальных произведений. Ведь музыка способна на более тонком уровне, чем наши словесные указания и пояснения, подсказать выразительный жест и интонацию, характер импровизации в целом. Поэтому сам творческий процесс – создание отдельных номеров исходит вначале от замысла, а потом уже опирается на поэтические и музыкальные произведения, подобранные педагогом.
Подбирая произведения для сеансов музыкальной психотерапии, врачи и музыканты обычно останавливают внимание на классической музыке. Однако, среди произведений современной легкой музыки, в том числе и среди джаза, рока можно найти немало таких, которые могли бы быть использованы в психотерапевтических целях.
Музыкальный репертуар для занятий музыко-телесным ориентированием содержит достаточно разнообразные по жанру и по характеру композиции. Подбирая музыку для коррекции, необходимо стремиться к разнообразию стилей и жанров, поэтому важно включать такие произведения, как: детские песни, народные мелодии, эстрадные мелодии, классические произведения. Следует сделать акцент на том, что не следует перегружать детей классической музыкой, так как композиция с классическим музыкальным сопровождением может вызвать у детей затруднение в исполнении. И совсем иная установка на исполнение композиции со словами, которая легко запоминается. Так как детский репертуар постоянно обновляется, можно включать в работу новые эстрадные детские композиции. Это обогатит репертуар и позволит продолжать коррекционную работу с дошкольниками.
Оборудование: музыкальный центр, иллюстрации к исполняемой композиции, платочки, шарфики, погремушки и др. Можно также использовать светящиеся в темноте фосфорные краски, лазеры - брелки или миниатюрные лампочки, закрепляемые на руках и ногах.
Во время занятий, методом музыко-телесного ориентирования необходимо руководствоваться общей заповедью "Не навреди!", поэтому постоянно следим за состоянием детей на занятиях.
Данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, начиная с самого раннего возраста. Она направлена на развитие и тренировку психических процессов, творческого воображения, способности свободного и осознанного владения своим телом. Такой подход дает возможность эффективно корректировать уровень тревожности у дошкольников. Отсюда главная задача музыка-телесного ориентирования – вызвать у ребенка радостные эмоции, тем самым снизить уровень тревожности. Показателем является позитивная эмоциональность поведения детей, снижение уровня тревожности, их желание заниматься, умение сосредоточиться на выполнении задания.