Задачи урока:
Обучающие:
- Сформулировать математические задачи, рассматриваемые в разделе “Обыкновенные дроби”, с целью формирования общего представления об обыкновенных дробях в пределах программы 5-го класса;
- Привести в систему основные определения и свойства, связанные с обыкновенными дробями;
- Выяснить уровень умений использовать полученные знания о дробях при решении математических задач;
- Определить готовность учащихся к выполнению контрольной работы по рассматриваемой теме.
Развивающие:
- Реализовать умения учащихся работать с различными источниками информации, учить отбирать необходимый материал по данной теме, проводить мини-исследования;
- Отработать умения выдвигать и обосновывать аргументы, планировать предстоящую деятельность;
Воспитательные:
- Отработать навык взаимообучения и взаимоконтроля;
- Формировать культуру общения в группе, умение вести диалог.
Основные этапы урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1.Организационный | Объявление темы, задач урока, алгоритм работы в группах | Учащиеся распределены в четыре группы. В каждой группе выбирают ведущего, который заполняет ведомость учета работы в группе. Ведущий группы должен ставить 1 балл за каждый правильный ответ, поставленный вопрос, высказанное замечание и т.д. | |
2.Постановка проблемы | Предлагается задание: участники каждой группы должны сформулировать вопрос по теме урока, в котором бы выражалось то, что вызывает у них затруднения при решении задач с обыкновенными дробями. Обобщив поставленные вопросы, учитель называет основную цель урока: “Ответить на все Ваши почему?” | Участники группы обсуждают проблему, и ведущий группы задает вопрос учителю. | |
3.Актуализация знаний | Задания учащимся для работы во
фронтальном режиме: Сформулировать в общем виде задачи, которые мы решали по данной теме |
Записывали обыкновенные дроби,
записывали смешанные числа, складывали
(вычитали) дроби с одинаковыми знаменателями,
выделяли целые части, обращали в неправильную
дробь, сравнивали обыкновенные дроби, наносили
дроби на числовой луч, находили часть от числа,
находили число по его части, узнавали, какую
часть составляет одно число от другого. Ведущие групп отмечают в ведомость набранные каждым членом баллы за данный вид работы |
|
4.Отработка основных понятий и свойств | Задания группам: задать вопрос для формулировки основных определений темы: – членам 1-2 группы, начиная со слов “что называется …”, - членам 2-4 группы - со слов “как найти, выполнить…” |
Учащиеся одной группы задают вопросы, учащиеся другой - отвечают. В это время, у доски ученик выбирает из поставленных вопросов определяемое (ключевое) слово и записывает его на доске. Есть группа, учащиеся которой заранее подготовили вопросы из истории возникновения дробей. | |
5.Промежуточный контроль | Проверяет совместно с учащимися записанные на доске слова с учетом правильного их написания и правильности выбора по содержанию | Ведущие групп заносят в ведомость набранные членами группы баллы. | |
6.Отработка вычислительных навыков | Устная работа в группах [1], №1213 для 4-х групп |
Участники групп называют только конечный ответ и отмечают, что интересного было в их заданиях. | |
7.Отработка умений решать текстовые задачи с обыкновенными дробями | Учитель объявляет учащимся, что передает свою роль ученикам, которым были предложены другие учебники [1], [2], [3], [4]. Учащиеся выбрали из них понравившиеся им задачи своим содержанием, непохожестью со стандартными задачами, сложностью, сюжетом и др. | Работа консультантов: 1) у доски работает ученица, которой предложена роль учителя, и решает вместе с классом задачу, выбранную ею из [3], №432; 2) консультанты расходятся по группам и организуют решение своей задачи [3], №№ 450, 452,453, 456. По мере выполнения работы члены группы выходят к доске и показывают решение задач с обоснованием. Оставшиеся участники задают вопросы, оценивают работу, предлагают свой вариант решения; |
|
8.Отработка умений анализировать математическую задачу | Решение выбранной задачи | Накануне урока группа учащихся получила задание: из предложенных задач выбрать самую на их взгляд простую, сложную, интересную и показать решение одной из выбранных задач из [2], №№ 947, 1018, 1016. | |
9.Домашнее задание | Другая группа учащихся получила задание подобрать задачи для домашней работы из [1], п.44. “Задачи на повторение”. На уроке они предлагают эти задачи и комментируют свой выбор (№№1793,1699,1702) | ||
10.Подведение итога урока, рефлексия. | На основании полученной информации учитель высказывает пожелание выполнить на следующем уроке контрольную работу по данной теме. Для этого в качестве домашней контрольной работы даны задания, предложенные последней группой учащихся. | Ведущие групп называют наибольшее и наименьшее количество набранных баллов в группе, те задачи, которые вызвали затруднения и почему. |
ВЕДОМОСТЬ
учета и оценки работы членов группы
Группа № _____ Ф.И. ведущего группы ____________________
Список группы | Формулировка вопроса | Формулировка задачи | Вопрос для членов другой группы | Устный счет | Работа с консультантом | Выбор задачи | Общее количество баллов |
Задачи, которые вызвали затруднения:
Список литературы:
- Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных школ. 8-е издание. – М.: Мнемозина, 2000.
- Г.В, Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1998.
- И.И. Зубарева. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. – Самара: Издательский дом “Федоров”, 1999.
- Н.Б Истомина. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. 2-е издание. – Смоленск: Издательство “Ассоциация ХХI век”, 2002.