Урок математики в 5-м классе

Разделы: Математика


Задачи урока:

Обучающие:

  1. Сформулировать математические задачи, рассматриваемые в разделе “Обыкновенные дроби”, с целью формирования общего представления об обыкновенных дробях в пределах программы 5-го класса;
  2. Привести в систему основные определения и свойства, связанные с обыкновенными дробями;
  3. Выяснить уровень умений использовать полученные знания о дробях при решении математических задач;
  4. Определить готовность учащихся к выполнению контрольной работы по рассматриваемой теме.

Развивающие:

  1. Реализовать умения учащихся работать с различными источниками информации, учить отбирать необходимый материал по данной теме, проводить мини-исследования;
  2. Отработать умения выдвигать и обосновывать аргументы, планировать предстоящую деятельность;

Воспитательные:

  1. Отработать навык взаимообучения и взаимоконтроля;
  2. Формировать культуру общения в группе, умение вести диалог.

Основные этапы урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный Объявление темы, задач урока, алгоритм работы в группах Учащиеся распределены в четыре группы. В каждой группе выбирают ведущего, который заполняет ведомость учета работы в группе. Ведущий группы должен ставить 1 балл за каждый правильный ответ, поставленный вопрос, высказанное замечание и т.д.
2.Постановка проблемы Предлагается задание: участники каждой группы должны сформулировать вопрос по теме урока, в котором бы выражалось то, что вызывает у них затруднения при решении задач с обыкновенными дробями. Обобщив поставленные вопросы, учитель называет основную цель урока: “Ответить на все Ваши почему?” Участники группы обсуждают проблему, и ведущий группы задает вопрос учителю.
3.Актуализация знаний Задания учащимся для работы во фронтальном режиме:

Сформулировать в общем виде задачи, которые мы решали по данной теме

Записывали обыкновенные дроби, записывали смешанные числа, складывали (вычитали) дроби с одинаковыми знаменателями, выделяли целые части, обращали в неправильную дробь, сравнивали обыкновенные дроби, наносили дроби на числовой луч, находили часть от числа, находили число по его части, узнавали, какую часть составляет одно число от другого.

Ведущие групп отмечают в ведомость набранные каждым членом баллы за данный вид работы

4.Отработка основных понятий и свойств Задания группам:

задать вопрос для формулировки основных определений темы:

– членам 1-2 группы, начиная со слов “что называется …”,

- членам 2-4 группы - со слов “как найти, выполнить…”

Учащиеся одной группы задают вопросы, учащиеся другой - отвечают. В это время, у доски ученик выбирает из поставленных вопросов определяемое (ключевое) слово и записывает его на доске. Есть группа, учащиеся которой заранее подготовили вопросы из истории возникновения дробей.
5.Промежуточный контроль Проверяет совместно с учащимися записанные на доске слова с учетом правильного их написания и правильности выбора по содержанию Ведущие групп заносят в ведомость набранные членами группы баллы.
6.Отработка вычислительных навыков Устная работа в группах

[1], №1213 для 4-х групп

Участники групп называют только конечный ответ и отмечают, что интересного было в их заданиях.
7.Отработка умений решать текстовые задачи с обыкновенными дробями Учитель объявляет учащимся, что передает свою роль ученикам, которым были предложены другие учебники [1], [2], [3], [4]. Учащиеся выбрали из них понравившиеся им задачи своим содержанием, непохожестью со стандартными задачами, сложностью, сюжетом и др. Работа консультантов:

1) у доски работает ученица, которой предложена роль учителя, и решает вместе с классом задачу, выбранную ею из [3], №432;

2) консультанты расходятся по группам и организуют решение своей задачи [3], №№ 450, 452,453, 456. По мере выполнения работы члены группы выходят к доске и показывают решение задач с обоснованием. Оставшиеся участники задают вопросы, оценивают работу, предлагают свой вариант решения;

8.Отработка умений анализировать математическую задачу Решение выбранной задачи Накануне урока группа учащихся получила задание: из предложенных задач выбрать самую на их взгляд простую, сложную, интересную и показать решение одной из выбранных задач из [2], №№ 947, 1018, 1016.
9.Домашнее задание   Другая группа учащихся получила задание подобрать задачи для домашней работы из [1], п.44. “Задачи на повторение”. На уроке они предлагают эти задачи и комментируют свой выбор (№№1793,1699,1702)
10.Подведение итога урока, рефлексия. На основании полученной информации учитель высказывает пожелание выполнить на следующем уроке контрольную работу по данной теме. Для этого в качестве домашней контрольной работы даны задания, предложенные последней группой учащихся. Ведущие групп называют наибольшее и наименьшее количество набранных баллов в группе, те задачи, которые вызвали затруднения и почему.

ВЕДОМОСТЬ
учета и оценки работы членов группы

Группа № _____ Ф.И. ведущего группы ____________________

Список группы Формулировка вопроса Формулировка задачи Вопрос для членов другой группы Устный счет Работа с консультантом Выбор задачи Общее количество баллов
               
               

Задачи, которые вызвали затруднения:

Список литературы:

  1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных школ. 8-е издание. – М.: Мнемозина, 2000.
  2. Г.В, Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1998.
  3. И.И. Зубарева. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. – Самара: Издательский дом “Федоров”, 1999.
  4. Н.Б Истомина. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. 2-е издание. – Смоленск: Издательство “Ассоциация ХХI век”, 2002.