Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время

Разделы: Биология, Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Цель программы: развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.

Задачи:

  • выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Модель системы работы с одаренными детьми

Направления работы:

  • диагностика – изучение личности учащихся.
  • работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии;
  • внеклассная работа.

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ литературных источников;
  • творческие работы;
  • проективный метод;
  • метод прогнозирования;
  • метод исследования проблемы;
  • синквейн.

Формы работы:

  • урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
  • факультатив;
  • кружковая работа;
  • организация временных групп;
  • свободное самообразование;
  • проведение предметных недель;
  • научно-практические конференции;
  • олимпиады;
  • интеллектуальный марафон.

Содержание программы

1. Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности (методика представлена в Приложении 1).

2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний Использование системы заданий повышенной сложности (Приложение 2):

  • задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;
  • задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся (Приложение 3);
  • задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;
  • задания на прогнозирование ситуаций.

3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации (Программа работы кружка “Тайны биологии” представлена в Приложении 4).

Основной принцип работы – принцип “обогащения”.

Ресурсное обеспечение программы:

  • наличие учебной аудитории;
  • библиотечный фонд – наличие литературы по проблемам биологии.

Управление, связь с заинтересованными организациями:

Управление осуществляется учителем биологии, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Осуществляется сотрудничество с заинтересованными opганизациями:

  • МОУ ДОД “Детский эколого-биологический центр”;
  • МОУ ДОД “Дом детского творчества” Октябрьского АО города Омска.

Критерии эффективности:

  1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
  2. Отсутствие неуспевающих по предмету.
  3. Увеличение количества учащихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его.
  4. Учащиеся становятся призерами олимпиад по биологии и лауреатами городской и областной научно-практических конференций.

Результаты реализации программы представлены в Приложении 5.