Цель программы: развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.
Задачи:
- выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Модель системы работы с одаренными детьми
Направления работы:
- диагностика – изучение личности учащихся.
- работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии;
- внеклассная работа.
Методы работы:
- анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- анализ литературных источников;
- творческие работы;
- проективный метод;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы;
- синквейн.
Формы работы:
- урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
- факультатив;
- кружковая работа;
- организация временных групп;
- свободное самообразование;
- проведение предметных недель;
- научно-практические конференции;
- олимпиады;
- интеллектуальный марафон.
Содержание программы
1. Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности (методика представлена в Приложении 1).
2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний Использование системы заданий повышенной сложности (Приложение 2):
- задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;
- задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся (Приложение 3);
- задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;
- задания на прогнозирование ситуаций.
3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации (Программа работы кружка “Тайны биологии” представлена в Приложении 4).
Основной принцип работы – принцип “обогащения”.
Ресурсное обеспечение программы:
- наличие учебной аудитории;
- библиотечный фонд – наличие литературы по проблемам биологии.
Управление, связь с заинтересованными организациями:
Управление осуществляется учителем биологии, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Осуществляется сотрудничество с заинтересованными opганизациями:
- МОУ ДОД “Детский эколого-биологический центр”;
- МОУ ДОД “Дом детского творчества” Октябрьского АО города Омска.
Критерии эффективности:
- Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
- Отсутствие неуспевающих по предмету.
- Увеличение количества учащихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его.
- Учащиеся становятся призерами олимпиад по биологии и лауреатами городской и областной научно-практических конференций.
Результаты реализации программы представлены в Приложении 5.