ЦЕЛЬ УРОКА:
Мир полон тайн –
Постигни их.
Решения смелые прими –
К открытиям прекрасным
Придешь путем отважным.
Материал урока:
- демонстрационные,
- раздаточные материалы по теме квадрат,
- цветные бумаги,
- магнитофон.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и цели урока.
Я сегодня вас приглашаю всех в мою “Мастерскую конструирования знаний”. Цель посещения мастерской: открыть для себя что-то новое, незнакомое. (Звучит музыка)
Вам предлагаю назвать тему нашего урока. А назовет тему тот, кто ответит на вопрос:
- Что бы это значило? (ответы детей)
- Что получится, если соединить эти точки? (ответы детей)
ВЫВОД: если соединить эти четыре точки, то получится квадрат. Тема урока: Тайны квадрата”.
Древние ученые математики считали четыре символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, 4 стороны которого означают 4 стороны света – юг, север, запад, восток, 4 времени года, 4 как число имени? Ани, Вадики, Пети, Светы, Зои! Знайте, что вас ждет успех в науке и технике, вы трудолюбивы, надежны стойки и честны, на вас можно положиться в трудную минуту, т.к. именно тогда раскрываются с лучшей стороны качества вашего характера. Так что постарайтесь, чтобы волшебное предсказание древних магов стали реальностью.
2. Открытие выставки.
Давайте подумаем, что можно сделать из квадрата сгибанием и складыванием, что можете показать своим друзьям. Взяли листочки и начали. (Дети работают, звучит музыка) Приём оригами.
Посмотрим, что у меня получилось? (показ работы учителя). Это птица моего счастья. А что у вас получилось? (Обсуждение и показ работ детей).
ИТОГ: Вот так же создаются разные игрушки, модели. Получилась у нас выставка наших первых изделий “Оригами”. Это игра возникла в Японии. Так вы поделились своими находками, каждый открыл для себя что-то новое. Я вас поздравляю с первым открытием (раздаю каждому ученику по жетону). В конце нашей с вами встречи посчитаем количество ваших открытий.
3. Исследовательская работа.
Чтобы создать свои игрушки, каким приемом вы пользовались? (прием деления квадрата на равные части). На сколько частей можно разделить наш квадрат? (на треугольники и квадраты). Дети показывают на доске как можно разделить на треугольники и на квадраты.
Давайте остановимся на деление нашего квадрата на одинаковые квадраты. Проведем исследование. Что интересного заметили?
Что получилось? По какому закону составлен ряд? Какая тут закономерность? В следующем квадрате сколько частей? Кто догадался? Как это можно вычислить? (ответы детей).
ИТОГ: Вот такое деление на части применяется в компьютерной технике.
4. Ход конем.
Теперь раскроем еще одно применение квадрата с делением на 64 квадрата. По такому принципу разделена шахматная доска. Кто знает, назовите шахматные фигуры. (Король, ферзь, ладья, … конь).
Ход коня напоминает букву Г. Какой из наших квадратов можно разделить на одинаковые части ходом коня? (У каждого на столе листочки. Квадрат разделен на 9 равных квадратов).
Задание: разделить ходом коня на равные части. Сколько таких частей получилось? (4) За правильное решение вручаются жетоны.
“Ход конем”. Есть такое выражение в народе. Когда так говорят? (ответы детей). Это быстрый выход из создавшейся ситуации, неожиданное решение, обходное действие, рассчитанное на успех. Шахматным ходом пользуются в жизни военные: тактика сражения в военном деле. В топографии, геологии, для составления карт (обозначение месторождения, математических расчетах, чтобы построить дом измерение выполняется в квадратных единицах).
5. Практическая работа в группах.
В пакетах, которые лежат на столах имеются разные квадрат. (Дети работает коллективно).
Это игра называется “танграм” по имени китайского математика, создавшего это удивительное деление квадрата. Из этих деталей можно построить различные фигуры.
Вот и возвратились мы к своему большому квадрату.
6. Исследовательская работа в группах.
Группы получают условные названия: художники, модельеры, дизайнеры, филологи.
Группа “Художники”: учащимся предлагается работа Пикассо “Девочка на шаре”.
Задание: Почему картина названа так? Докажите.
- Группа “Модельеры”: учащимся показывается картинка, где нарисовано русское народное платье.
Задание: Для чего и почему использован квадрат в эскизе платья?
- Группа “Языковеды”: вспомнить загадку, пословицу о квадрате. Можно придумать самим четверостишие о квадрате.
7. Защита своих проектов, итогов исследования (Выступают из каждой группы по 1 ученику).
Вывод учительницы по итогам защиты.
8. Работа в группах.
Задание “Барьер”:
- 1 группа: Решение задачи на сообразительность.
- 2 группа: Решение задачи на поиск выхода из трудной ситуации.
Рассуждение групп.
9. Итог урока: (подсчет жетонов) Давайте посчитаем, сколько открытий у каждого. Мир полон тайн, так и квадрат полон тайн. Мы сегодня это увидели, открыли. Спасибо вам, дети! Вы были моими гостями в творческой мастерской конструирования знаний. (показ таблички).