Урок по окружающему миру "Дыхание и кровообращение"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • ознакомление со строением и жизнедеятельностью органов дыхания и кровообращения;
  • раскрытие значение для организма их согласованной и слаженной работы;
  • закрепление практических навыков по уходу за собой; воспитание здорового образа жизни.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Садитесь, ребята. Проверим посадку.

Положение ног проверяем. Они должны опираться под столом о пол.

Поставь руку локтем на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснись виска.

Между краем стола и грудью должен проходить кулачок.

II. Повторение пройденного.

У. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Д. Наше питание, уход за зубами.

У. Сейчас повторим, как же нужно ухаживать за зубами. Учитель диктует утверждения, а учащиеся в тетрадях записывают “да” или “нет”.

Всегда прочищаю зубы иголкой.
Полощу рот после еды.
Почистив зубы вечером, не ем сладостей.
Никогда не чищу зубы.
Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.
Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.

У. Обменяйтесь тетрадями. Проверяем. Учитель читает утверждение, на доске открывается правильный ответ. Учащиеся проверяют.

У. Так скажите, как нужно питаться правильно, чтобы расти и развиваться и вместе с этим сохранить здоровые зубы?

Д. Питаться разнообразной пищей.

Меньше ешь сладостей, они не только разрушают зубы, но еще способствуют накоплению избытка жира под кожей.

Полезно есть овощи и фрукты.

Желательно есть в одно и тоже время, а ужинать надо за два часа до сна.

III. Сообщение темы и целей урока.

У. Ребята, а как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи, не причинив вреда собственному здоровью?

Заслушиваются ответы детей.

У. Под наблюдением врача в больницах пациенты проходят курс лечебного голодания от 2 недель до 1 месяца.

- А как вы думаете, сколько времени человек может прожить без воды? Ответы детей.

У. Как правило, без вреда для здоровья человек может прожить без воды не более 2-3 дней.

У. А сколько времени человек может обойтись без воздуха? Ответы детей.

У. 1, 2 минуты, а ловцы за жемчугом до 5 минут.

- Воздух дороже золота, бриллиантов, всех сокровищ мира вместе взятых. Без сокровищ прожить можно, без воздуха – нельзя.

- Сегодня на уроке мы узнаем, как же дышит человек, как кислород благодаря движению крови попадает ко всем органам нашего тела.

IV. Работа по теме урока.

У. Как же воздух попадает в организм? Ответы детей: через нос и рот в легкие.

-Давайте вместе с воздухом слетаем в легкие! Внимание! Влетаем в нос! Этот тоннель очень короткий, такой же как и само слово. Но устроен он интереснее самых длинных тоннелей. Складки носа и волоски в ноздрях задерживают пыль, микробы, а очищенный воздух попадает в легкие.

Открывается рисунок 1.

Рис. 1.

И вот мы с вами около порта Легкие. Этот порт состоит из множества пузырьков, в стенках которых постоянно течет кровь. По нашей кровяной речке движется великое множество корабликов.

Открывается рисунок 2.

Рис. 2.

Как только свежий воздух попадает в пузырьки легких, кровяные кораблики берут из воздуха кислород и несут его по кровяной речке ко всем органам, а забирают углекислый газ, который затем мы выдыхаем.

Почему же кровь попадает ко всем органам? Да дело в том, что наше тело пронизано густым переплетением кровеносных сосудов: толстых и тонких. Поэтому, где бы мы не поранились, везде появляется кровь. Кричать и плакать не следует, надо лишь обработать ранку.

Кровь отсутствует там, где имеются неживые части нашего тела, состоящие из рогового вещества – ногти, волосы, мозоли. И это хорошо, иначе каждая гигиеническая процедура (стрижка, обрезание ногтей) вызывала бы у нас болезненное состояние.

Кровь с кислородом никуда бы не пошла, если бы в порту не работал мощный мотор – Сердце, который всего величиной с кулак, но такой трудяга, что не останавливается ни на секунду и работает всю жизнь человека.

Сожмите кисть в кулак и посмотрите, какие размеры у вашего сердца.

И вот в порту Сердце скопились кораблики, порт выпускает множество корабликов в плавание. Мы с вами можем ощутить каждый выброс корабликов. При этом мы ощущаем удар по грудной клетке или как мы говорим “бьется сердце”. Такое колебание называется пульсом. Каждый удар пульса соответствует удару сердца.

Открывается рисунок 3.

Рис. 3.

Из порта Сердце кораблики отправились вниз по кровяной реке “Артерия” до крошечных пристаней “Мизинец левый” и “Мизинец правый”. Кораблики доставляют по артериям кислород. Целый караван кораблей: красные – торговые, которые отдают в пути кислород, питательные вещества, а забирают углекислый газ, отходы, яды, становятся темными и не очень нарядными. Но они довольны своим обменом.

А что же делают в это время белые кораблики? Их гораздо меньше, чем красных. Но они для нас чрезвычайно важны. Эти белые кораблики борются с инфекцией, различными болезнями: убивают микробов, проникших в организм. Без них справиться с инфекцией было бы невозможно или, по крайней мере – трудно. Ну что, что они называются военные, на них нет ни пушек и ружей. Они бьются совсем иначе. Белый корабль вплотную подходит к орде микробов. Втягивает их в себя и ест? Недаром ученые эти корабли называют фагоцитами – пожирающими. Через ранку наружу выходит кровь, в неравной схватке гибнут наши защитники, но даже погибая, они выделяют особое вещество, которое тоже убивает захватчиков. Миллионы погибших белых кораблей скапливаются по краям твоей ранки и постепенно закрывают её собой, белая защитная стена из мертвых воинов, сквозь которую не пролезет ни один микроб, называется гноем.

И совсем маленькие – ремонтные лодочки. Без них кровь так бы и продолжала бы течь из пореза или царапины. Они создают корочку на ранке.

Как вы думаете, что произойдет с количеством “защитников”, если в организм попадет инфекция? (увеличится) Оказывается, как только начали гибнуть наши отважные корабли, на фабрику крови полетел приказ – шлите подкрепление. И фабрика тут же выполняет приказ. Она и в мирное время работает без выходных, а здесь... Здесь она ставит рекорды. Вместо одного погибшего корабля несколько новых делает и точно знает, каких сейчас надо больше – военных или ремонтных.

Вот поэтому врач, отправляя заболевших пациентов на анализ крови, может по данным анализа судить, как протекает борьба организма с инфекцией. Иногда анализ крови позволяет выявить заболевание, о котором больной и не знал.

Не случайно современная медицина придает исследованиям крови очень большое значение. Кровь называется “зеркалом здоровья”.

Иногда у человека бывает такая страшная рана и такая потеря крови, что сколько фабрика бы не работала, она не в состоянии справиться с бедой. Ведь если человек потеряет даже половину своей крови, он умрет. Спасти его может врач и чужая кровь. Кровь берут у какого-нибудь другого человека. Этих людей называют донорами, что в переводе “даритель” дарит жизнь. Крови обычно берут у доноров такое количество, которое не сказывается на здоровье людей, а через некоторое время обычный объем крови у донора восстанавливается.

-А как вы думаете, может ли заменить человеческую кровь кровь животного?

В старину не знали, что переливать кровь человеку можно только человеческую, да и то не всякую, а определенной группы. Пробовали использовать для этого собак, ягнят и др. животных, но все больные после переливания умирали. Потом выяснилось, что красные кораблики животных сразу погибали в чужой реке и отравляли ее.

Пока мы с вами беседовали, кораблики, отдав кислород и загрузившись углекислым газом и получив отходы, по реке с красивым названием “Вена”, отправились в обратную сторону: от мизинцев до сердца, т.е. вверх. У простых рек такого не бывает, а вот у человека имеется такая тайна. Это одно из многих человеческих чудес. Подойдя к сердцу, кораблики подходят к правым воротам, а оттуда опять в легкие, чтобы загрузиться кислородом. Вот такое бесконечное путешествие.

- Известно ли вам еще такое же бесконечное путешествие в природе? (круговорот воды в
природе).

V. Обобщение материала.

У. Где находится кровь в нашем теле?

Какую роль играет кровь?

Почему кровь, которая течет по реке “Артерия” ярко- красного цвета, а после обмена
становится темно-красного цвета?

Каков состав крови?

Чтобы органы правильно работали, а это в первую очередь- сердце и легкие – о них мы должны заботиться. Как?

Если есть какое-то нарушение, то мы обращаемся к врачу. Разыгрывается сценка “У врача”

  • Здравствуйте!
  • Здравствуй!
  • На что жалуетесь?
  • Доктор, я плохо ем, задыхаюсь, кашляю, и вдобавок стал плохо спать.
  • Давайте проверим вас. Зарядку делаешь? На воздухе бываешь? Ничего не понимаю. А может, ты куришь?
  • Семиклассник Мишка в старом заброшенном сарае угощал нас. Я сначала отказывался. А он
    сказал: “Эх ты, маленький, боишься мама ремня задаст. Кури, никто не узнает”
  • Курение вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы. Но
    особенно вреден табак для растущего организма. Для детей табак вреднее в 2-3 раза, чем для
    взрослых. У курящих слабеет память, нарушается зрение. Курильщикам тяжело заниматься
    физкультурой и спортом.

VI. Подведение итогов урока.

У.Что интересного вы узнали сегодня на уроке о нашем организме?

У.Что показалось вам трудным?

У.Что особенно запомнилось?

VII. Домашнее задание.

Список литературы.

  1. “ Мир вокруг нас”. Учебник для 3 класса начальной школы. А. А. Плешаков. Москва. “Просвещение”, 2006 год.
  2. “ Валеология – основы безопасности жизни ребенка”. Л. Г. Татарникова, Н. Б. Захаревич, Т. О. Калинина. Санкт- Петербург, “ Петроградский и К0”, 1995 год.