Из опыта сотрудничества классного руководителя с родителями учеников

Разделы: Работа с родителями


Слово – ДЕЛО ВЕЛИКОЕ. Великое потому, что словом
можно соединить людей, словом можно и разъединить
их, словом служить любви, словом же можно служить
вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое
разъединяет людей.
Л.Н. Толстой

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.

Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные чувства, и какое опасение может вызвать у маленького школьника начало учебы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей учащихся. Ни для кого ни секрет, что выражение “трудный ребенок” появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Это взаимодействие я осуществляю по следующим направлениям:

Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики.

К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов различных направление: врачей, юристов, психологов, учителей-предметников.

Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызвало у них самих интерес, учитываю предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

Демонстрация видеоматериалов, различного рода статистический материал сделают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным.

Психолого-педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было бы увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.

Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей младших школьников.

  1. Физиологические особенности младших школьников.
  2. Психология младшего школьника.
  3. Основы построения общения с младшим школьником.
  4. Особенности адаптации ребенка в школе.
  5. Значение режима дня в жизни школьника.
  6. Игра и игрушка в жизни младшего школьника.
  7. Как научить ребенка учиться.
  8. Что делать, если ребенок говорит “Не хочу!”
  9. Как бороться с ленью?
  10. Средства массовой информации в жизни ребенка и его семьи.
  11. Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности.
  12. Книга в жизни семьи и ребенка.
  13. Взаимоотношения взрослых в семье – пример подражания для маленьких.
  14. Праздники в доме. Какими им быть?
  15. Радости и горести материнства и отцовства.
  16. Что надо знать о половом созревании детей.
  17. Как предотвратить проблемы в воспитании собственных детей?
  18. Компьютер – друг или враг моему ребенку?
  19. Взаимоотношения родителей с младшими и старшими детьми в семье.
  20. Дружба в жизни старших и младших членов семьи.
  21. Взаимоотношения детей с друзьями и приятелями.
  22. Как воспитать в ребенке ответственность за свои слова и поступки?
  23. Права и обязанности ребенка в семье.
  24. Здоровье ребенка – основа успешности в учении.
  25. Спортивные традиции нашей семьи.
  26. Если ребенок одинок…
  27. Связь поколений и ее значение в воспитании детей.
  28. Школьный учебник. Как с ним работать дома?
  29. Как научить ребенка выполнять домашнее задание самостоятельно?
  30. Если ребенок успевает слабо…
  31. Конфликты в семье и искусство их преодоления.
  32. Страхи ребенка. Что за этим стоит?

Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое.

В начальной школе классный руководитель должен знакомить родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа.

Знакомлю родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.

Большое внимание уделяю традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе, знакомству родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе: родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями; какова система контроля выполнения домашних заданий учащихся, критерии оценки деятельности ученика на уроке.

Для того, чтобы позже не разочаровываться в родителях своих учеников, с первых дней работы с детским коллективом знакомлю родителей с перспективами развития детского коллектива и даю возможность родителям стать активными участниками классных дел.

Родительский коллектив класса в каждой четверти знакомлю с планом воспитательной работы, создаю условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время.

В планировании воспитательной работы большое внимание уделяю участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях.

Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы.

  1. Экскурсия – знакомство со школой и школьными службами.
  2. Праздник рождение класса.
  3. Встреча с администрацией учебного заведения и социально-психологической службой.
  4. Встреча родителей “Традиции класса, которым быть”.
  5. Круглый стол “Путешествие по школьному учебнику”.
  6. Родительское собрание “Наши первые книжки”.
  7. Презентация классного журнала “Новости школьных уроков”.
  8. Знакомство родителей учащихся со школьной книгой рекордов и достижений.
  9. Организация и проведение родительских уроков.
  10. Заседание выездного клуба выходного дня.
  11. Участие в общешкольной родительской конференции “Есть проблема – есть решение”.
  12. “День открытых дверей в классе” – демонстрация достижений учащихся, родителей и педагога коллективу педагогов школы.
  13. Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей.

Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя младших школьников является диагностика.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, оперативной и итоговой в зависимости от тех ситуаций, которые требуют ее применения.

Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.

Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

Диагностика в работе классного руководителя – это достаточно опасное орудие и использовать его в своей деятельности педагог может только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребенку и его семье стать ближе друг другу.

Использование педагогом психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и предполагаемых результатов диагностики: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, , и что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена.

Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:

  • родительских собраний
  • тематических и индивидуальных консультаций
  • внеклассных мероприятий
  • организаций поездок и экскурсий.

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом, а также родителей и учеников.

Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года; по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему “спасибо” (хотя и этому учить необходимо), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми родителями и присутствующими. Итоговая диагностика дает возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и учащимися.

Диагностическая работа классного руководителя в отрыве от коррекционной работы с семьями учащихся не только не имеет смысла, но просто является вредной и может искалечить души детей и взрослых, привести к агрессии и конфликтам.

Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьей учащихся является коррекционная работа.

Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, ранее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.

Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьей, в которой растут одаренные дети. Ни для кого не секрет, что иногда положение такого ребенка в обычном классе бывает очень трудным.

Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребенка с одной сторона, а с другой стороны – сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.

В коррекции классного руководителя в не меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи. Классный руководитель с первого дня работы с классом должен знать, что собой представляют семьи его учеников и сразу же дать понять родителям, не обеспечивающим надлежащего внимания собственным детям, что спокойной и безмятежной жизни у них не будет.

На мой взгляд, в индивидуальной коррекционной работе нуждаются и семьи, где ребенка воспитывают один из супругов или бабушка с дедушкой. Такие семьи нуждаются в повышенном внимании со стороны школьной администрации и социально-психологической службы, а также в оперативной помощи различных специалистов и служб: юристов, врачей, психологов, правоохранительных органов. Зачастую в таких семьях стараются лишний раз не обращаться за помощью, а когда это происходит, проблема решается очень не просто.

Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее. Успехов Вам, коллеги!

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3