Слово – ДЕЛО ВЕЛИКОЕ. Великое потому,
что словом
можно соединить людей, словом можно и
разъединить
их, словом служить любви, словом же можно служить
вражде и ненависти. Берегись такого слова,
которое
разъединяет людей.
Л.Н. Толстой
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.
Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные чувства, и какое опасение может вызвать у маленького школьника начало учебы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей учащихся. Ни для кого ни секрет, что выражение “трудный ребенок” появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Это взаимодействие я осуществляю по следующим направлениям:
Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики.
К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов различных направление: врачей, юристов, психологов, учителей-предметников.
Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызвало у них самих интерес, учитываю предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.
Демонстрация видеоматериалов, различного рода статистический материал сделают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным.
Психолого-педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было бы увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.
Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей младших школьников.
- Физиологические особенности младших школьников.
- Психология младшего школьника.
- Основы построения общения с младшим школьником.
- Особенности адаптации ребенка в школе.
- Значение режима дня в жизни школьника.
- Игра и игрушка в жизни младшего школьника.
- Как научить ребенка учиться.
- Что делать, если ребенок говорит “Не хочу!”
- Как бороться с ленью?
- Средства массовой информации в жизни ребенка и его семьи.
- Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности.
- Книга в жизни семьи и ребенка.
- Взаимоотношения взрослых в семье – пример подражания для маленьких.
- Праздники в доме. Какими им быть?
- Радости и горести материнства и отцовства.
- Что надо знать о половом созревании детей.
- Как предотвратить проблемы в воспитании собственных детей?
- Компьютер – друг или враг моему ребенку?
- Взаимоотношения родителей с младшими и старшими детьми в семье.
- Дружба в жизни старших и младших членов семьи.
- Взаимоотношения детей с друзьями и приятелями.
- Как воспитать в ребенке ответственность за свои слова и поступки?
- Права и обязанности ребенка в семье.
- Здоровье ребенка – основа успешности в учении.
- Спортивные традиции нашей семьи.
- Если ребенок одинок…
- Связь поколений и ее значение в воспитании детей.
- Школьный учебник. Как с ним работать дома?
- Как научить ребенка выполнять домашнее задание самостоятельно?
- Если ребенок успевает слабо…
- Конфликты в семье и искусство их преодоления.
- Страхи ребенка. Что за этим стоит?
Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое.
В начальной школе классный руководитель должен знакомить родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа.
Знакомлю родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.
Большое внимание уделяю традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе, знакомству родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе: родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями; какова система контроля выполнения домашних заданий учащихся, критерии оценки деятельности ученика на уроке.
Для того, чтобы позже не разочаровываться в родителях своих учеников, с первых дней работы с детским коллективом знакомлю родителей с перспективами развития детского коллектива и даю возможность родителям стать активными участниками классных дел.
Родительский коллектив класса в каждой четверти знакомлю с планом воспитательной работы, создаю условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время.
В планировании воспитательной работы большое внимание уделяю участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях.
Тематика встреч с родителями в рамках
формирования культуры принадлежности
образовательному пространству школы.
Экскурсия – знакомство со школой и школьными
службами.
Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя младших школьников является диагностика.
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.
Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, оперативной и итоговой в зависимости от тех ситуаций, которые требуют ее применения.
Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.
Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
Диагностика в работе классного руководителя – это достаточно опасное орудие и использовать его в своей деятельности педагог может только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребенку и его семье стать ближе друг другу.
Использование педагогом психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и предполагаемых результатов диагностики: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, , и что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена.
Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:
- родительских собраний
- тематических и индивидуальных консультаций
- внеклассных мероприятий
- организаций поездок и экскурсий.
Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом, а также родителей и учеников.
Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года; по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему “спасибо” (хотя и этому учить необходимо), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми родителями и присутствующими. Итоговая диагностика дает возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и учащимися.
Диагностическая работа классного руководителя в отрыве от коррекционной работы с семьями учащихся не только не имеет смысла, но просто является вредной и может искалечить души детей и взрослых, привести к агрессии и конфликтам.
Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьей учащихся является коррекционная работа.
Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, ранее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.
Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьей, в которой растут одаренные дети. Ни для кого не секрет, что иногда положение такого ребенка в обычном классе бывает очень трудным.
Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребенка с одной сторона, а с другой стороны – сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.
В коррекции классного руководителя в не меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи. Классный руководитель с первого дня работы с классом должен знать, что собой представляют семьи его учеников и сразу же дать понять родителям, не обеспечивающим надлежащего внимания собственным детям, что спокойной и безмятежной жизни у них не будет.
На мой взгляд, в индивидуальной коррекционной работе нуждаются и семьи, где ребенка воспитывают один из супругов или бабушка с дедушкой. Такие семьи нуждаются в повышенном внимании со стороны школьной администрации и социально-психологической службы, а также в оперативной помощи различных специалистов и служб: юристов, врачей, психологов, правоохранительных органов. Зачастую в таких семьях стараются лишний раз не обращаться за помощью, а когда это происходит, проблема решается очень не просто.
Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее. Успехов Вам, коллеги!