Урок по теме "Бензол"

Разделы: Химия


Цель урока: формирование представлений учащихся об электронном строении бензола, эффекте сопряжения.

Задачи:

  1. Сформировать знания об электронном эффекте сопряжения в бензольном кольце, номенклатуре и гомологах бензола.
  2. Создать условия для развития творческих способностей учащихся, умения анализировать, сравнивать полученную информацию.
  3. Отработать навыки решения задач на нахождение молекулярной формулы вещества различными методами.
  4. Формировать коммуникативные компетенции, посредством работы в малых группах.
  5. Показать необходимость практической значимости знаний о физических свойствах бензола.

Тип урока:изучение нового материала.

Методы:

  • частично-поисковые;
  • наглядные;
  • практические.

Оборудование: компьютеры, мультимедиапроектор, для демонстрации реактивы – бензол, толуол; учебник 10-го класса профильный уровень, автор О.С. Габриелян, дидактический материал.

Презентация “Ароматические углеводороды”

Организационный момент. 1 cлайд.

1 этап. Мотивация.

Год назад на одном из химических заводов в Китае произошла авария. В результате несколько тонн бензола попало в реку – приток Амура, вещество распространилось по побережью реки на многие километры. Территории грозила экологическая катастрофа, т.к. погибла не только рыба, но и растительность прибрежной зоны реки. Бензол является ядовитой, опасной жидкостью для живых организмов.

2 этап. Ориентация.

Целеполагание: Исходя из полученной информации, поставьте цель нашего урока.

Предложите план изучения темы.

(Предлагаю свой заранее составленный план изучения, который совпадает с предложенным учащимися).

Историческая справка. 2 слайд

3 этап Операционный

Сейчас на время предлагаю вам стать учеными и с помощью имеющихся данных вывести самостоятельно формулу бензола. 3 cлайд.

Осуществите взаимопроверку. Оцените решение задачи, прокомментируйте ответы проверяемому, исправляя ошибки.

Решение задач обсуждается. Все варианты вывели общую формулу бензола С6Н6.

4 cлайд.

5 cлайд.

6 cлайд, после выполнения задания 6 слайда, учащимся предлагается открыть учебник на странице 125, параграф 16. Сравните ваши предположения с данными учебника, проанализируйте неточности, (если они есть) самостоятельно. Происходит обсуждение данных в классе. Делают выводы.

Ароматические углеводороды, Арены имеют:

  • общую формулу СnH2 n-6, где n больше или равно 6.
  • пи – электронную систему.

Демонстрация веществ: бензола, толуола.

Слайд 7, 8, комментарии к анимации. Слайд 9.

Найдите в учебнике информацию о физических свойствах бензола, прокомментируйте их.

Учащиеся знакомятся с номенклатурой и видами изомерии Аренов.

4 этап Энергетический.

Выполняется самостоятельная работа по карточкам. По мере выполнения - самопроверка по карточке с решениями заданий (выдает учитель). Исправляются ошибки, анализируют, делают вывод.

Карточка 1.

Изобразите 5 ациклических изомеров бензола, оцените их устойчивость.

Карточка 2.

Постройте структурные формулы всех возможных ароматических углеводородов состава С10Н14. Дайте им названия.

Карточка 3.

Предложите схему получения толуола из метана.

Домашнее задание. Напишите уравнения реакций по схеме карточки №3.

5 этап. Рефлексивный. Происходит обсуждение урока, выясняются трудности и проблемы по содержанию и по организации деятельности на уроке.

Литература

  1. Учебник органическая химия, профильный уровень, автор О.С. Габриелян.
  2. Химия, методическое пособие, профильный уровень, 10-й класс, автор О.С. Габриелян
  3. СD Органическая химия, учебный комплекс для средней школы под редакцией А.В. Соловова.