Цели:
- Выяснить сущность процесса горения с точки зрения молекулярной теории, физическую сущность удельной теплоты сгорания топлива, применения данного явления в народном хозяйстве.
- Содействие развитию мышления учащихся, навыков решения задач по применению формулы .
- Воспитание любви к своему краю, пробуждение положительных эмоций у учащихся, необходимых для процесса познания физики и химии.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование:
- Коллекция топлива.
- Демонстрации: реакция разложения малахита; соединение .
- Мультимедийный проектор.
- Карта Хабаровского края.
Ход урока
Организационный момент урока: цели урока, запись домашнего задания (§10, упр. 5 (2,3)).
Активизация знаний:
- Какие виды энергии вы знаете?
- Что называется внутренней энергией?
- Какими способами можно изменить внутреннюю энергию? (Показ на экране таблицы “Способы изменения внутренней энергии” из ЦОР “1С: Образование 3.0”)
- О каком способе изменения внутренней энергии мы говорили? (теплопередача)
- Как можно рассчитать изменение внутренней энергии при теплопередаче?
(
Новая тема
(беседа с учащимися)
Учитель физики: Внутреннюю энергию частично можно использовать не только в процессе теплопередачи, но и в процессе горения топлива.
Учитель физики: Какие виды топлива вы знаете?
Учащиеся: Торф, уголь, бензин, дрова и т. д.
Учитель физики: Каковы внешние признаки горения?
Учащиеся: Пламя, свет, тепло.
Учитель физики: Давайте попытаемся выяснить, почему в результате сгорания топлива выделяется энергия? Для этого нужно вспомнить строение вещества.
Учитель химии: Из чего состоит вещество?
Учащиеся: Все вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки.
Учитель химии: Почему не распадаются вещества на отдельные атомы, несмотря на то, что есть промежутки?
Учащиеся: Чтобы молекулы разделить на атомы, нужно преодолеть силы притяжения то есть, совершить работу, а значит увеличить энергию атомов.
Учитель химии: Посмотрим это на примере вещества – малахит.
Демонстрация реакции разложения малахита:
Малахит(эндо)
Учитель химии: А вот при соединении атомов наоборот: энергия будет выделяться. При горении происходит образование из атомов молекул.
Демонстрация реакции соединения:
уголь (Экзо)
Учитель физики: Использование топлива основано как раз на явлении выделения энергии при соединении атомов. Все виды топлива обладают внутренней энергией, которая в них накапливалась многие годы под воздействием солнечного излучения. Важно уметь рассчитывать энергию, которая выделяется при сгорании. Как определить, какое количество теплоты выделяется при сгорании топлива? Для этого в лабораторных условиях нужно определить, какое количество теплоты выделяется при сгорании 1 кг. любого топлива. Эту величину называют удельной теплотой сгорания топлива, и обозначают q.
Физическая величина, показывающая, какое Q выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг, называется удельной теплотой сгорания топлива.
,( См. таблицу 2 стр. 26)
Учитель физики: Что значит, что у сухих дров ?
Учащиеся: Это значит, что при сгорании 1 кг дров выделяется энергии, т. е. q.
Учитель физики: А при сгорании m кг, например, дров, сколько выделится энергии?
Учащиеся:
Учитель физики: Схема для запоминания расчета количества теплоты:
Самостоятельная работа учащихся
Учитель физики: Пользуясь таблицей 2, составьте задачу и решите её (у доски работают 2 учащихся, остальные – в рабочих тетрадях)
Например:
Учитель подводит итоги самостоятельной работы и отмечает школьников, которые составили более сложные задачи.
Учитель химии: Где применяется топливо?
Учащиеся: Обогрев помещений, приготовление пищи, работа ТД, выработка электроэнергии и т. д.
Сообщения учащихся:
- Применение различных видов топлива (Приложение 1).
- Горючие полезные ископаемые Хабаровского края (“Физическая география, 8 класс”, карта Хабаровского края) (Приложение 2).
Учитель физики: Полезные ископаемые исчерпаемы, поэтому их надо беречь. Знание законов физики, физических явлений позволяет выяснить причины потери топлива. Вот некоторые из них для нефтепродуктов (проецируется на экран).
Потеря топлива происходит, если:
- Цистерна имеет негерметичные швы (в результате испарения теряется 2-10 кг. горючего за рейс).
- Бензин заливают в резервуар открытой струёй (свытесняемого воздуха улетучивается 2-3 кг топлива).
- При вытекании одной капли в секунду, потери топлива составляют более 4 кг в сутки.
- Наземное размещение резервуаров (нужно под землей, так как нет колебаний температуры воздуха и потоков).
- Резервуар не окрашен в светлый цвет (потери составляют ? 1 % годовой потери).
- Двигатель работает вхолостую (например, трактор – потеря ? 2кг за 1-2 часа).
- Если для заправки автомобиля используется ведро, то в год потери составляют ? 200 кг.
- Радиатор машины имеет накипь толщиной более 1 мм (7-8% от общей потери).
Викторина (проецируется на экран)
(учащимся, правильно ответившим на вопрос, дается жетон)
1. Каков физический смысл поговорки?
Горели дрова жарко - было в бане парко,
Дров не стало – и все пропало.
Ответ: Пока горят дрова – выделяется энергия и температура повышается, как только перестанет выделяться энергия, температура в бане будет понижаться.
2. Отгадайте загадку:
Дерево даешь – съедает,
От воды – умирает. (Огонь)
3. Отгадайте загадку:
Что за чудо: синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
И питается бензином. (Автобус)
Сколько энергии выделяется при сгорании в двигателе автобуса 50 литров бензина? (1610 МДж)
Сколько энергии при этом выбрасывается в атмосферу, если полезная часть составляет 25 %? ()
Японская автономная фирма “Мазда” в первой половине 1990 г. сконструировала и испытала первый в мире автомобиль с водородным двигателем. Он может преодолевать без дозаправки 230 км и развивать скорость до 170 км/час. Он снабжен роторным двигателем мощностью в 300 л.с. В 1996 году немецкий автомобильный концерн “Даймлер – Бенц” выпустил автомобиль на водородных топливных элементах. В чем преимущество водорода как топлива? (q больше, чем у других видов топлива; при сгорании водорода не выделяются ядовитые вещества)
Это полезно знать!
1. Удельная теплота сгорания пищевых продуктов,
Хлеб ржаной | 8880 |
Говядина | 7524 |
Кефир | 2700 |
Молоко | 2800 |
Сельдь | 12900 |
2. Необычное растение – неопалимая купина. Если поднести к ней горячую спичку, то она вспыхнет ярким пламенем и тут же погаснет. Зеленые листья при этом остаются не тронутыми огнем. Листья этого растения выделяют летучие вещества, которые вспыхивают, словно порох и горят.
Итоги урока. Рефлексия.
Какие проблемы мы сегодня решали?
Оцените свою работу за урок (учащиеся поднимают сигнальные карточки):
“5” - поняли материал, можем его воспроизвести и объяснить;
“4” - поняли материал, но есть сомнения в возможности его воспроизведения;
“3” - материал усвоили слабо.
Оформление доски
Энергия топлива (опорный конспект)
|
Список используемой литературы:
- Алексеева М.Н., Физика Юным. – М.: Просвещение, 1980. с. 14-16.
- Перышкин А.В., Физика 8, - М.: Дрофа, 2000, с. 25-27
- Семке А.И., Занимательные материалы к урокам, - М.: НЦ ЭНАС, 2004, с. 24-28
- Физика. Библиотека наглядных пособий “1С: Образование 3.0” / под редакцией Ханнанова Н.К.
- Физическая география Хабаровского края, 8 класс, - М.: Дрофа, 2004