Вид: развивающий урок на деятельностной основе с элементами театрализации.
Тип: урок изучения нового материала.
Технология: развивающее обучение Л. В. Занкова
Форма проведения: урок-практикум.
Цели:
- Обучающая: познакомить с басней И.А. Крылова “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
- Развивающая: содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помогать развитию творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальным способностям.
- Воспитательная: способствовать развитию моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Оборудование:
- портрет И.А. Крылова,
- выставка книг,
- иллюстрации к басне,
- набор слов для алгоритма,
- реквизиты к театрализованной басне.
Ход урока
I. Мотивационное начало урока.
1. Инсценировка басни “Ворона и Лисица”, подготовленными учащимися.
2. Учитель. (У.) - Как вы понимаете пословицы? Соотнесите их с содержанием басни.
На доске запись:
Верь своим очам, а не чужим речам.
На языке – медок, а на сердце – ледок.
У лести нет чести.
II. Поиск и формирование новой темы.
1. Оформление на доске:
Иван Андреевич Крылов (портрет)
1769-1844
Волк и Ягнёнок
У. - Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этой басне?
Ответы детей.
- В басне будет говориться о том, как Волк обидел маленького Ягнёнка.
2. У. -Обратите внимание на годы жизни писателя.
Имя И. А. Крылова стоит в первых именах любимых народных поэтов. То есть в 2009 году наша страна будет отмечать 240 лет со дня рождения великого русского баснописца.
Мы говорим – “русского”, потому что он любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
Мы говорим - “великого”, потому что он написал более 200 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.
Басни Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.
3. Литературный журнал. Историческая справка.
Выступление детей.
- Иван Андреевич Крылов прожил 75 лет.
- на его глазах совершались великие события в России:
- маленьким мальчиком он был в Оренбурге во время осады города Емельяном Пугачёвым;
- он был свидетелем Отечественной войны 1812 года;
- свидетелем восстания декабристов;
- он видел время мрачной реакции после 1825 года;
- при нём родились, жили, работали и погибли великие русские писатели: Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Рылеев.
Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
Так сказал в стихотворении, обращённом к Крылову, поэт Михаил Васильевич Исаковский в тот день, когда в России отмечали сто лет со дня смерти великого, мудрого баснописца.
4. Словарная работа.
- закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;
- тьма – много;
- надобно – надо;
- рыскать – бегать в надежде найти что-нибудь;
- на добычу – на добычу;
- светлейший – в царской России почётное обращение к князю;
- донесть – донести, доложить, сказать, заявить;
- в запрошлом лете – два года тому назад;
- разведаться – рассчитаться, отомстить;
- досуг – свободное время, здесь употреблено в значении “недосуг” - некогда, нет времени;
- гневаться – сердиться, возмущаться;
- дерзкий – 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.
III. Изучение новой темы.
1. Чтение басни учителем.
У. -Нарисуйте словесно представившиеся вам картины.
Что же вы представили?
Ответы детей.
- Светит солнце, Волк и Ягнёнок на открытом месте возле ручья, поэтому Ягнёнок опасности не ждёт.
- Волк и Ягнёнок о чём-то разговаривают.
- А если бы была ночь, то Волк сразу бы накинулся на Ягнёнка и съел его без всяких разговоров. А так всем всё видно.
У. – А вот как выглядит иллюстрация к басне И.А. Крылова художника А. Лаптева.
5. Работа по учебнику.
Чтение басни учащимися про себя. (Для более свободного чтения вслух).
У. -Как вы думаете, какое начало у басни: грустное, весёлое, тревожное?
Ответы детей.
- Тревожное. Ягнёнок зашёл к ручью напиться, а рядом “голодный рыскал Волк”.
У. -А ещё что нам подсказывает, что может случиться беда?
Ответы детей.
- Волк “на добычу стремится”. Он хочет Ягнёнка съесть.
- Волк кричит, грубо разговаривает с Ягнёнком.
- Волк сам грубит, а говорит, что это Ягнёнок делает.
У. -Что можно сказать о волке? Назовите качества характера волка. Грубый, жадный, злой, трусливый, хам, сильный, зубастый.
У. -А что скажете о Ягнёнке?
Глупый, беспомощный, заискивает, ведёт себя приниженно, лебезит, расшаркивается.
У. - А почему Волк злится?
Ответы детей.
- Он хочет съесть Ягнёнка, а у него сразу не получается.
- Волк хотел всё по закону сделать, а Ягнёнок всё не виноват.
У. - Чем заканчивается басня?
Ответы детей.
- Стемнело, поэтому Волк в “тёмный лес Ягнёнка поволок”.
У. - Обязательно нужно, чтобы стемнело?
У. - Как называют такой лес в сказках?
- Дремучий.
6. Выборочное чтение.
У. - Найдите в тексте реплики Волка и Ягнёнка. Подумайте, как они говорят. Как с развитием действия меняются их мимики, жесты.
7. Чтение индивидуально, хором.
IV. Этап обобщения и систематизации знаний. Сравнительный анализ одноимённой басни И. Крылова и Эзопа?
1. У. В чём отличие басни И. Крылова от басни Эзопа?
Литературный журнал. Историческая справка.
Выступление детей.
Эзоп – древнегреческий баснописец 6 века до нашей эры.
Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен.
В многочисленных рукописях 10 – 15 веков сохранились свыше 300 басен с краткими “моралями”.
Персонажи, главным образом животные, откровенно условны.
Повествование сжато и прямолинейно.
Язык прост и близок к разговорному.
Сюжеты басен Эзопа составили основу сюжетов басен И. А. Крылова.
2. Чтение басни Эзопа подготовленным учеником.
3. Выборочное чтение.
У. -С помощью, каких глаголов и существительных авторы характеризуют действующих лиц басни?
По ходу работы составляется алгоритм.
Басня Эзопа | Басня Крылова | |
прозаическая | поэтическая | |
структура одинакова | ||
композиция | ||
сюжетная часть | мораль | |
мораль | сюжетная часть | |
нейтральные | эмоциональные | |
конфликт зла и справедливости | конфликт неравенства: власти и зависимости |
Эзоп использует нейтральные глаголы и существительные: “начал попрекать”, “сказал”, “ответил”, ит. д.
Крылов использует глаголы и существительные, содержащие яркую эмоциональную оценку персонажей: “как смеешь ты, наглец”, “нечистым рылом”, “голову с тебя сорву”, “когда светлейший Волк позволит”, “и гневаться напрасно он изволит”, и т. д.
У. - В какой басне лучше представлены характеры животных?
4. Чтение морали басен.
У. - Мораль, какой басни точнее выражает её смысл?
У. - Какие отличия у персонажей Эзопа?
Персонажи у Эзопа отличаются только тем, что один зубастый, а другой нет, то есть они отмечены только какой-то природной разницей (волк по своей природе более сильный, чем ягненок, сильный, потому что зубастый, а не потому, что он занимает какое-то более высокое положение в мире), а во всем другом они равны (у них равные шансы в жизни до тех пор, пока они не встретятся, они равны по отношению к воде в ручье). У Эзопа звери на равных спорят: волк предъявляет обвинение, а ягнёнок его отвергает. У него речь идет о том, что человека, решившегося на злое дело, не остановят никакие оправдания его будущей жертвы. Таким образом, это конфликт зла и справедливости.
У. - Как отличаются персонажи И.А. Крылова?
У Крылова персонажи сразу занимают разное положение в жизни: один - господин, другой — слуга, подчиненный, и это подчеркивается их совершенно разным поведением и речью. В басне Крылова один угрожает, а другой заискивает. Поэтому, естественно, и мораль разная. У Крылова речь идёт о социальном неравенстве, которое господствует в жизни: “У сильного всегда бессильный виноват”. Это конфликт неравенства: власти и зависимости.
У. - Посмотрите, как представил героев басни И.А. Крылова народный художник РСФСР Е. Рачёв.
V. Рефлексия.
У. - На кого из персонажей басни вы бы хотели походить?
Ответы детей.
Не хотят быть ни Волком, ни Ягнёнком, потому что один беспомощный – не может за себя постоять, даже немного глупый (стал с Волком разговаривать, а не убежал), а второй – грубый, лжец, жадный.
У. - Довольны ли вы своей работой на уроке?
VI. Домашнее задание.
Принести детские книги с прочитанной басней И. Крылова. Выучить басню наизусть.
Используемая литература.
- И.А. Крылов Басни. Издательство “Детская литература” Ленинград, 1972.
- И.А. Крылов Басни. Издательство “Детская литература” Москва, 1972.
- С.Н. Вачкова Как научить детей чтению басен. Практическое пособие. Издательство АРКТИ, Москва, 2007.
- Н.А. Чуракова Литературное чтение. Методический комментарий к учебнику. “ЦОР – 1”, Москва, 2002.
- Журнал “Начальная школа” №19, 2006; №15, 2007.