Введение
На дорогах Москвы с каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. К сожалению, этот процесс сопровождается увеличением дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети.
Анализируя состояние детского дорожно-транспортного травматизма, мы пришли к выводу, что дети чаще всего гибнут из-за беспечности и незнания элементарных правил дорожного движения.
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детским образовательным учреждениям.
Формирование у школьников начальных классов правил дорожной грамотности рассматривается как составная часть воспитания общей культуры ребёнка, как систематическая, целенаправленная деятельность.
В процессе знакомства детей с правилами дорожного движения наши педагоги используют разнообразные наглядно-практические формы обучения:
- игровые уроки;
- тематические занятия по ПДД;
- конкурсы;
- викторины;
- занятия по легоконструированию;
- факультативные занятия информатики;
- экскурсии;
- встречи с сотрудниками ГИБДД.
В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения, лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто виноват, могло ли этого не быть).
Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализировать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.
Огромную роль играет участие родителей в подготовке и организации работы по безопасности движения младших школьников. К сожалению, семья часто недооценивает значения такого воспитания, пренебрегает необходимостью ознакомления ребёнка с правилами поведения на улице. Важно, чтобы родители были примером для детей в соблюдении Правил дорожного движения. Только в этом случае у детей могут выработаться твёрдые навыки безопасного поведения на улице. Терпение и настойчивость являются эффективными средствами обеспечивающими успех дела. Поэтому разъяснительную работу необходимо начать с родителей. Целесообразно одно из родительских собраний посвятить обсуждению мер профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, на котором предоставить родителям возможность встретиться с сотрудниками ГИБДД, врачами-травматологами.
Педагогам необходимо найти самые эффективные формы обучения.
Каждый педагог знает, что школьники очень любят мастерить поделки, а потом использовать их в своих играх. Причём, с самодельными игрушками дети играют обычно с большим интересом и особенно бережно относятся к ним. Школьники могут принять активное участие в подготовке атрибутов к играм по отработки навыков знаний Правил дорожного движения. Такую возможно с широким спектром деятельности в современном образовании предоставляют предметы легоконструирования и информатики.
Наша работа ориентирована на использование конструктора Лего и компьютерной информатики при изучении правил дорожного движения. На наш взгляд именно интеграция этих учебных предметов может принести значимый эффект в обучении школьников начальных классов.
Из опыта знаем, что в процессе изучения того или иного материала, дети часто задают вопросы, которые ставят взрослых в тупик. Чтобы ответить на них, приходиться заглядывать в специальную литературу, искать нужные книги, думать, как объяснить, чтобы ребёнок понял. В нашей работе мы постарались увлекательно рассказать о том, как появился первый транспорт, описаны современные виды транспорта.
Ученики узнают, как вести себя на улице и в общественном транспорте. Простая и доступная форма изложения материала вызовет у ребят интерес к теме, расширит кругозор, обогатит словарный запас.
Чтобы детям было легче усваивать материал, в нашей работе использованы стихи, увлекательные рассказы о транспорте. Для наглядности к работе прилагаются красочные иллюстрации и мультипликационный фильм.
Надеемся, что наша работа принесёт пользу педагогическим работникам в повышении качества по подготовке юного пешехода.
Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка.
Цель обучения – дать осознанные, систематические и прочные знания. Знание состоит из понятий, устанавливаемых наукой, о существенных признаках и свойствах вещей, и явлений, процессах и связях между ними.
Используя межпредметную интеграцию, учитель может подготовить учащихся к восприятию новых понятий, закрепить ранее изученное, дать дополнительные сведения, показать связи, выделить общее и определить различия.
Интеграция в начальном обучении помогает перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их комплексному изучению.
При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.
- Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире. Результат интеграции – ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, ребёнок с первых шагов представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны.
- Во-вторых, это нахождение общей платформы сближения знаний. На стыке уже имеющихся традиционных предметных знаний дети получают всё новые и новые представления о явлениях окружающего мира.
- В-третьих, как результат – развитие учащихся. Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для учащихся наблюдение изучаемого объекта не остаётся изолированным элементом.
Конкретный результат интегрированного обучения:
- в повышении познавательного интереса детей, который появляется в активной и самостоятельной работе на занятии и во внеурочное время;
- в повышении уровня знаний учащихся, который достигается благодаря многогранной интеграции с использованием сведений из различных наук;
- в эмоциональном развитии ребёнка, основанном на привлечении общения с живой природой, музыкой, литературой, живописью, легоконструированием, информатикой и т. д.
Отбор и структурирование содержания интегрированных курсов создают условия для того, чтобы к концу начального обучения дети владели бы не суммой знаний, а сознательно оперировали связями между ними.
В нашей работе для формирования основных знаний Правил дорожного движения мы определили следующий спектр интеграции учебных предметов:
Поскольку интеграция – это не самоцель, а определённая система в деятельности
педагога, то должен быть и вполне конкретный результат такого обучения.
На наш взгляд, работая над проектом, мы достигли определённых результатов:
- эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, литературы, легоконструирования и т.д.
- рост познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работе на уроке и во внеурочное время
- включение учащихся в творческую деятельность, результатом которой были их собственные стихотворения, рисунки, конструктивные поделки из ЛЕГО конструктора, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным этапам работы.
Информационные технологии, вводящие ребёнка в новое информационное общество, становятся сегодня неотъемлемой компонентой школьного образования; знания о компьютерах, умение работать на них делают детей более подготовленными к современной жизни. Формирование культуры информационной деятельности рассматривается как важнейшая составная часть культуры человека.
Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Как часто наблюдается парадоксальная картина: вполне успешно занимаясь на математике математикой, на русском языке русским языком, на истории историей, ученик не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в рамках другой школьной дисциплины, например информатике. Идея сближения, интеграции информатики с традиционными школьными предметами положена в основу данной работы.
В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, ещё ведутся дискуссии по поводу её содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения в учебный план бесспорна.
Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребёнку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нём ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а общеучебных умений.
Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальный уровень человека, его творческий потенциал.
Целью изучения раздела «Информационное моделирование поведения объектов» не является освоением компьютерной алгоритмизации как таковой. Главная задача раздела – познакомить учеников с информационным моделированием поведения объектов в широком смысле, дать общие представления о процессе алгоритмизации в свете системного подхода.
План этапа урока. Описание системы «машина». Закрепление навыков работы в графическом редакторе Paint.
1. Цель моделирования. Модель должна удовлетворять требованиям:
- могла ездить по полям, горам, рекам, болотам;
- иметь багажник: вместительный, упорядоченный.
2. Описание объекта при данной цели.
Описывая объект, мы говорили о свойствах объекта, перечисляли форму, цвет, размер. Но для полного описания объекта этого не достаточно, необходимо описать поведение объекта. Причём не только ответить на вопрос «что он делает?», но и на вопрос «как он это делает?». Мы не просто должны описать объекты, из которых состоит наша машина, мы должны указать структуру системы машина, т.е. применить системный подход. Для этого нам нужно:
- выделить уровни сложности рассмотрения объектов – классов, классифицировать объекты по уровням сложности.
Первый уровень: кабина, багажник, колёса. Второй уровень: кабина - сиденья, руль, педали; багажник – полочки, коробочки; колёса – шины, крепления к кузову.
- описать каждый класс по схеме:
Название класса | ||||
Свойства класса | Поведение класса | |||
Форма | Размер | Цвет | Что делает? | Как делает? |
Описывая каждый класс, не забывайте о наследовании классов, чтобы не выполнять одну и туже работу дважды.
3. Форма представления модели: рисунок.
4. Формализация.
Описывая действия классов, мы перечисляли их в свободном порядке. Чтобы составить план рисования не достаточно просто перечислить, что нужно делать. Необходимо установить точную последовательность работы, иначе нарисовать что-либо очень сложно. Такое описание поведения называется последовательностью шагов.
Последовательность шагов рисования машины:
- Выбрать инструмент Карандаш.
- Выбрать цвет из палитры.
- Нарисовать кабину.
- Нарисовать кузов.
- Выбрать инструмент Овал.
- Выбрать цвет из палитры.
- Нарисовать колёса.
- Художественно оформить рисунок.
Перечисленная последовательность шагов описана очень условно. На самом деле при своей работе вы будете выполнять значительно больше шагов. Потому что, описывая эту последовательность, мы не говорили о том, как вы буде делать тот или иной шаг. Например, в шаге «Нарисовать кабину», отвечая на вопрос «Как?», можно выделить следующую последовательность:
- провести линию;
- выбрать инструмент Ластик;
- стереть лишнее;
- выбрать инструмент Карандаш;
- дорисовать линию и т.д.
Длина этой последовательности шагов у всех будет разной, в зависимости от ваших умений и навыков. Таким образом, каждый шаг последовательности можно ещё разбить на шаги, отвечая на вопрос «Как сделать что-то?».
5. Проверка модели: достигнута ли цель; отражены ли все существенные свойства; нет ли лишних свойств в модели.
Выполняя рисунок, не забывайте о целях нашего моделирования, какими свойствами и поведением должна обладать наша машина.
Навыки планирования работы исполнителей привычка к точному и полному описанию из действий помогают школьникам разрабатывать собственные алгоритмы решения задач самого разного содержания.
Опыт последних двух лет показал, что для закрепления пройденного материала эффективно использовать возможности информационных технологий.
Компьютерное конструирование может носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребёнок либо взрослый перед ним (через компьютерную программу).
И на этом этапе хотим подробно остановиться на программном обеспечении наших факультативных занятий информатики.
Дадим краткое описание программ с тем, чтобы ответить на вопрос, который обычно сразу возникает у учителей: как компьютер может помочь приобрести навыки конструирования.
Спроектируй. Построй. Поиграй. LEGO Group и Superscape, 1998-2001г.г.
Перевод на русский язык выполнен компанией Logrus International.
Исключительное право на издание и распространение в России и странах СНГ принадлежит ЗАО «Новый Диск». www.nd.ru.
Программа «creator» даёт широкий спектр возможностей:
- собрать модели из неограниченного числа трёхмерных блоков ЛЕГО и поиграть с ними;
- при создании своего воображаемого мира ЛЕГО можно использовать и готовые модели;
- понаблюдать за ходом возведения зданий глазами маленьких строителей или через видоискатель камеры ЛЕГО;
- возможность познакомиться с ночной жизнью созданного мира;
- составить и распечатать на принтере инструкции по конструированию моделей.
А мудрый волшебник Страны ЛЕГО обучит ребёнка, даст полезные советы.
Программа «Мир информатики»
Это увлекательный мультимедиа-курс, знакомящий младших школьников с основами работы персональных компьютеров. Этот курс в доступной форме рассказывает о компьютере и его составляющих, даёт советы по работе с клавиатурой и мышью, знакомит с основами информатики (графикой и конструированием), ребята получают первичное представление об информации, её видах, способах получения, узнают о простейших логических задачах, множествах, обобщениях, моделях, алгоритмах и многое другое.
Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов). При этом особенно значимым является развитие пространственного воображения и образного мышления. В роли мощного средства развития у младших школьников пространственного воображения как оперирование образами может выступить компьютер.
Общая стратегия такого формирования сводится к следующему:
- реализация взаимосвязи предметного конструирования из деталей конструктора с компьютерным конструированием, которая обеспечивается, во-первых, их чередованием и, во-вторых, включением предметного конструирования в момент работы за компьютером;
- обеспечение поэтапного формирования пространственных представлений у детей, при котором исходным является умение выделять конфигурацию плоскостных объектов и представлять траекторию их вращения, что связано с наглядностью ситуации, в которой действуют ученики;
- организация общения детей, способствующего осознанию ими способов выполнения заданий при использовании компьютерного конструирования.
1-й этап.
Формирование умения различать и сопоставлять форму и взаимное расположение плоскостных фигур.
2-й этап.
Формирование представлений о различиях и взаимосвязи реальных объектов и плоскостных изображений. Отличие плоского вида от объёмного предмета и обратный процесс – распознавание объёмного объекта в плоской фигуре способствовали формированию представлений не только об объёмности тел, но и о том, что одна и та же форма может быть гранью разных геометрических тел.
3-й этап.
Формирование умения делать мысленные повороты вокруг своей оси, меняя при этом точку отчёта; учились выделять три вида объёмной фигуры (спереди, сбоку, сверху) и оперировать ими в образном плане. Они создавали конструкции из деталей конструктора, а затем осваивали компьютерную программу.
4-й этап.
Формирование умения конструировать две или три проекции объёмного объекта – виды спереди, сверху и сбоку, узнавать реальный предмет по его видам, а также создавать возможный вариант конструкции по одному, наиболее информативному её изображению
Использование на занятиях компьютера позволяет активизировать самостоятельную практическую деятельность младших школьников. Учитель же в значительной мере освобождается от необходимости многократно повторять один и тот же учебный материал, за счёт чего появляется возможность уделять больше внимания индивидуальной работе с детьми.
Занятия легоконструирования с компьютерной поддержкой проходили в компьютерном классе, который имел дополнительные рабочие места для выполнения работ по конструированию из ЛЕГО конструктора. Класс делился на подгруппы. Общее время работы школьника за компьютером не превышало санитарно-гигиенической нормы.
Важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится конструирование.
В процессе творческого конструирования из ЛЕГО у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичные тем, которые наблюдаются в детском сочинительстве. Это позволяет рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных предметов, но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность к построению новых целостностей различного типа (конструкций, текстов, сюжетов и т. п.).
Под детским легоконструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из деталей конструктора.
Легоконструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших,, так как каждый ученик и педагог могут с ней справиться.
С целью развития детского конструирования как деятельности, процессе которой развивается и сам ребёнок, исследователи предлагают разные формы организации обучения конструированию. Одни из них получили широкое распространение в практике, а другие – либо из-за малой известности, либо из-за трудности организации – почти никогда педагогами не используются.
В работе над проектом мы попытались использовать все известные нам организации обучения конструированию.
Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора и показ способов их воспроизведения.
В данной форме конструирования обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий. У детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу:
от общего - к частям - к общему.
Конструирование по модели заключается в следующем: детям в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.
Конструирование по условиям заключается в следующем: не давая детям образца постройки, рисунков и способов её конструирования, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, сконструировать мост определённой ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.
Конструирование по чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому конструированию по схемам и чертежам. В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности, т.е. они начинают конструировать и применять внешние модели в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.
Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как они будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача. Замыслы детей неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструирования. Они сами создают замыслы конкретных построек из конструктора и способов их осуществления. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепления знаний и умений.
Каждый вид конструирования может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества. Однако это становится при определённых условиях. К ним относятся:
- наполнение новым развивающим содержанием каждого видам обучения конструированию;
- обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки взаимообогащающих видов конструирования.
Каждый вид конструирования может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества. Однако это становится при определённых условиях. К ним относятся:
- наполнение новым развивающим содержанием каждого видам обучения конструированию;
- обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки взаимообогащающих видов конструирования.
Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка.
Важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится конструирование.
В процессе творческого конструирования из ЛЕГО у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичные тем, которые наблюдаются в детском сочинительстве. Это позволяет рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных предметов, но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность к построению новых целостностей различного типа (конструкций, текстов, сюжетов и т. п.).
Последовательность работы над проектом
№ п/п | Этап работы | Деятельность учителя | Вид деятельности | Интеграция в учебных предметах | Новизна проекта | Практическая целесообразность | |
1-й класс | 4-й класс | ||||||
1. | Выбор темы. | Постановка проблемной задачи. Проведение родительского собрания. |
Встреча с инспектором ГИБДД. | Встреча с инспектором ГИБДД. | ОБЖ. | Актуальность темы. | |
2. | Изучение истории создания транспорта. |
|
|
|
|
|
|
3. | Знакомство с видами наземного транспорта. |
|
|
|
|
|
|
4. | Знакомство с дорожными знаками. |
|
|
|
|
|
|
5. | Компановка и сбор макета «Улицы города». |
|
|
|
|
|
|
6. | Закрепление знаний по правилам дорожного движения учащимися 1-х и 4-х классов. |
|
|
|
|
||
7. | Создание слайд-шоу по результатам проектной деятельности 1-х и 4-х классов в программе Microsoft PowerPoint. |
|
|
|
|
|
|
8. | Съемка и монтаж мультипли-кационного фильма. |
|
|
|
|
|
|
9. | Создание комиксов по ПДД. |
|
|
|
|
|
|
Презентацию к уроку вы можете получить, обратившись непосредственно к автору данной статьи.