Сложение и вычитание в пределах 100

Разделы: Начальная школа


Тема: «Сложение и вычитание в пределах 100».

Цели:

  • Закрепить навыки сложения и вычитания в пределах 100.
  • Развивать умение решать задачи изученных видов.
  • Повторить знания геометрического материала.
  • Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.

Оборудование:мультимедийный диапроектор; карточки с логическими заданиями; карточки  с примерами; рисунки с изображением клубочка и замка.

ХОД УРОКА

I. Организация (1 слайд)

II. Сообщение темы и целей урока (2 слайд)

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. В дороге нас ждет много неожиданностей. Мы справимся с ними, если вспомним все, что изучили на уроках математики. Будем решать задачи изученных видов, складывать и вычитать в пределах 100, повторим геометрический материал, подумаем над логическими заданиями.

III. Графический диктант (3 слайд)

– Путь наш будет сложным, мы увидим с вами, какая тяжелая тропинка поведет нас.
– Поставьте карандаш в левый нижний уголок клетки.

1.   1 клетка вправо
2.   2 – вниз
3.   1 – вправо
4.   1 – вверх
5.   1 – вправо
6.   1 – вверх
7.   1 – вправо
8.   1 – вниз
9.   1 – вправо
10. 1 – вниз
11. 1 – вправо
12. 2 – вверх

– Дальше рисунок продолжите самостоятельно до конца строчки.
– Сверим наш рисунок (4 слайд, выявляем тех ребят, которые допустили ошибки).
– Соедините одно звено так, чтобы получился прямоугольник, квадрат, многоугольник. (5 слайд)
– Сверьте вашу работу. (6 слайд)
– Поднимите руку, кто допустил ошибку.

IV. Устный счет

– В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили – были Иван – Царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван – Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски.
– Кто похитил Василису? Мы это узнаем, выполнив задание. (7 слайд)

1. Найдите «лишнее» число; расположите числа в порядке убывания.

65, 15, 36, 85, 25, 45 – (36 – «лишнее», т.к. в нем 6 единиц)
85, 65, 45, 25, 15

– Кто похитил Василису? (8 слайд)

2. Иван-Царевич отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. (9 слайд)
– Кто сразится со Змеем? Надо победить все три головы Змея.

Индивидуальное задание у доски.

14   *   *  =  7          8  +  8  * 16          12  = 5 +  *
8    *   *  =  6           26 *  6  = 20          18 *  * = 14
40   –   *  = 30         15 +  *  = 15         19 +  * = 20

3. Пока ребята работают у доски, мы будем искать выход из числового лабиринта. Для этого возьмем волшебный клубочек, он поможет нам.

Числовой лабиринт (написан на доске)

4. Проверка индивидуального задания. (10 слайд)

Самопроверка.

– Кто допустил ошибки?
– Молодцы, ребята, победили Змея Горыныча.

5. Проверим ребят, правильно ли они справились с числовым лабиринтом? (11 слайд)

– Молодцы, правильно справились с числовым лабиринтом.
– А куда же привел волшебный клубочек Ивана-Царевича?

6. А привел клубочек на распутье трех дорог. На придорожном камне надпись: «Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький». (12 слайд)

– Прочитайте примеры и определите порядок действий, решите примеры.

          1                        2                        3
(8 – 1) + 4        18 – (4 + 2)         10 + (3 + 7)
          11                     12                       20

– По какой дороге идти Ивану? (по 2)

7. Молодцы, ребята, помогли Ивану – Царевичу, указали верный путь. А дорога эта привела Ивана – Царевича к сундуку, который охранял Змей Горыныч. В нем находится меч для Ивана – Царевича. Но сундук закрыт на три замка.. Замки не простые. На каждом волшебный пример. (13 слайд)

– Замки откроются, если мы решим эти примеры.

– Молодцы, ребята, меч в руках Ивана, путь в царство Кощея свободен.

V. Физминутка (14 слайд)

Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Мы присядем столько раз,
Сколько зайчиков у нас.

VI. Работа по учебнику

Составление и решение задач по краткой записи (с. 30 № 4).

– Замок Кощея находится на высокой скале. Поможем Ивану – Царевичу преодолеть скалу, решив задачи. (15 слайд)

Было – ?                                                         Было – 11 кг
Съели – 6 шт.                                                Съели – ?
Осталось – 8 шт.                                           Осталось – 8 кг

– Составьте задачи по краткой записи.
– Какого вида эти задачи?
– Как найти уменьшаемое, вычитаемое?
– Решите задачу по вариантам.

Проверка решения.

VII. Работа в парах (дети работают по карточке)

– Добрался Иван-Царевич  до замка Кощея, но ворота в замок не открываются. Надо решить примеры, которые записаны на воротах (карточки с примерами прикреплены на рисунок с изображением замка)

11  *  7  *  8  = 12              18  *  9  *   6   = 15              40  *  9  *  1  = 50 
13  *  8  *  5  = 10              59  *  1  *  20  = 40

Самопроверка (16 слайд).

– Кто обнаружил ошибку?
– Молодцы, ребята, все примеры решили правильно ворота в замок Кощея открылись.

VIII. Cамостоятельная работа

 – Вот и дошел Иван-Царевич до Кощея. Встретил его Кощей такими словами: «Раз ты смог до меня дойти, выполни мое задание и Василиса твоя. Если не выполнишь, голова с плеч» (17 слайд).
– «В моем саду растет волшебная яблоня с золотыми и серебряными яблоками. Золотых яблок было 6, серебряных  на 2 больше, чем золотых. Сколько всего было яблок?»
– О чем говорится в задаче?
– Сколько было золотых яблок?
– Что сказано про серебряные яблоки?
– Какой главный вопрос задачи?
– Можем ли мы сразу на него ответить?
– Почему нет?
– Можем ли мы узнать, сколько серебряных яблок?
–  Как?
– Решите задачу самостоятельно разными способами. Один ученик решает у доски.
– Проверка решения задачи.

IX. Задание на смекалку

 «Ну, Иван, правильно ты выполнил мое задание, забирай Василису, - сказал Кощей. Только сначала догадайся, где она. У меня 4 башни, Василиса находится в зеленой, угадайте, где она?» (18 слайд)

Работа в группах.

1 группа – Маленькая между синей и красной, а красная рядом с зеленой.

2 группа – Какое число спряталось в прямоугольнике?

– В какой же башне Василиса? (4). (19 слайд)

X. Итог (20 слайд)

– Вот и завершилось наше путешествие.
– Что вам понравилось?
– Что нового вы узнали?

XI. Поощрение детей, выставление оценок

Приложение

Звуки