В настоящее время многие дошкольные учреждения в своей работе с детьми на ряду с основной программой реализуют парциальные. Все программы прописаны в Уставе ДОУ и потому обязательно и качественно должны осуществляться в педагогической деятельности.
К сожалению, ещё не все педагоги – дошкольники к реализации программ подходят творчески, без стереотипов.
Чтобы сломать сложившийся механизм торможения в ДОУ, были испробованы те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность многих воспитателей. Главным из этих рычагов является активизация творческого потенциала педагогов.
Таким рычагом явились организация творческих
проектных групп «Здоровячок», «Исток»
В каждой творческой группе определились свои
лидеры – руководители, которые руководят этой
группой. В свою очередь руководители творческих
групп находятся под руководством Заместителя
заведующей по УВР, которая координирует их
действия: направляет, делает запрос, рекомендует
и т.д.
Направление:
Работа с дошкольниками в области
экологического воспитания и формирования
здорового образа жизни.
Каждая проектная группа является основным
координатором, регулятором, направленцем всех
педагогов в определённом направлении, например:
В экологическом воспитании.
Проектная группа работает по разработанному ими перспективному планированию, учитывая годовое планирование ДОУ, приоритеты и концепцию работы с детьми дошкольного возраста образовательных программ «Юный эколог» С.Н. Николаева, «Здравствуй!» М.Л. Лазарев.
Цель: воздействие на качество учебно-воспитательной работы.
Задачи:
- Повышение профессиональной компетентности воспитателей.
- Усовершенствование работы с детьми в ДОУ.
- Повышения качества конечного результата деятельности дошкольного учреждения в области экологического воспитания и формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Состав группы: воспитатели ДОУ (по 6 воспитателей в каждой группе. Направление работы выбрали добровольно)
Творческие проектные группы проанализировали программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», М.Л. Лазарева «Здравствуй!», провели анализ работы с детьми по данных направлениям, а так же провели мониторинг обследования детей по экологическому и физическому воспитанию, где отслеживался не только знаневый компонент, но и отношенческий. Обследование детей проводилась по предлагаемым диагностикам программ С. Н. Николаева «Юный эколог» и М.Л. Лазарев «Здравствуй!».
Из результата диагностического обследования детей выявилось, что уровень отношенческого компонента ниже уровня знаневого компонента:
Экологическое воспитание: знание: в.у. – 43%, отношение: в.у. – 28%;
Физическое параметры, туда вошли:
- Уровень заболевания и посещаемость детей ДОУ. Посещаемость детей увеличилась
- Физическое развитие детей; туда вошли развитие двигательных качеств: двигательные тесты, развитие координации. Результаты диагностического обследования физических параметров показали: в.у. – 52,6%
- Психологическая диагностика: уровень тревожности, агрессии показал: в.у. – 8,3%;
- Отношенческий компонент определялся через метод наблюдения: желание закаливаться, заниматься спортом, участвовать в спортивных соревнованиях, играх; потребность применять упражнения саморегуляции, самостоятельно соблюдать правила личной гигиены, выполнения домашнего задания по заполнению карт домашней оздоровительной работы. Результаты диагностики отношенческого компонента: в.у. – 28%
Итак, на основании вышесказанного творческие проектные группы определили направление деятельности своих групп. По каждому направлению разработали планирование.
Выбранные направления (могут изменяться, но представленные направления являются основными):
- Мониторинг (контроль, разработки диагностических таблиц, рекомендации педагогам, анализ мониторинга).
- Разработка цикличных наблюдений за живой и неживой природой (требование методические рекомендации к программе С.Н. Николаева «Юный эколог»)
- Разработка и внедрение проектов («Здоровье и творчество» , «Метеоцентр в детском саду», «Вода – источник жизни», «Наша Родина – Красноярск»и др.)
- Разработка и внедрение тематических дней, праздников, развлечений на экологическую тематику («В гостях у Здрасика», «Мы любим играть», «Неделя здоровья», «В гостях у Доктора Айболита» , «Экологический марафон», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Юные Экологи», «Экологическая игра, «Они живут рядом с нами», «Жалеть надо уметь» и др.)
- Привлечение родительской общественности (организация и совместный выход в походы; привлечение к сбору гербария; организация фотовыставок, выставок, привлечение к озеленению территории сада; совместные праздники, конкурсы; КВН; акции; совместное планирование работы творческих проектных групп и т.д.)
- Организация выставок, экскурсий, походов.
- Организация и проведение акций. Акции проходят в течении всего учебного года. В ходе акции участники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родителей и являются нетрадиционной формой работы среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Акции проходят под своим девизом, имеют свою наглядную агитацию (листовка, плакат, памятка). В содержание акций входят праздники, посвящённые объектам акции (берёзке, ёлке, воде и т.д. )
- Выпуск газеты ДОУ для родителей «Здоровячок», «Исток». К первому выпуску газеты привлекались родители, им предлагалось придумать эмблему и слоган.
- Организация озеленения территории ДОУ (проведение конкурсов, фотовыставок, привлечение родительской общественности)
- Организация развивающей здоровьесберегающей среды ДОУ.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ «ЗДОРОВЯЧОК»
Мусяц | Мероприятия |
Сентябрь | 1. Мониторинг (обработка информации,
написание общей справки о результатах
мониторинга). 2. Большая оздоровительная игра «Спорт – это здоровье» (летние виды спорта). Разработка и организация в проведении |
Октябрь | 3. Оформление фотовыставки «Папа, мама, я – спортивная семья). |
Ноябрь | 4. Выпуск журнала «Сибирский Здоровячок» (советы родителям «Чем заняться на прогулке») |
Декабрь | 5. Тематический день «В гостях у Доктора Айболита» (разработка и организация в проведении) |
Январь | 6. Праздник здоровья «Если хочешь быть здоров» (разработка и организация в проведении) |
Февраль | 7. Мониторинг (обработка информации,
написание общей справки о результатах
диагностики, рекомендации для всех воспитателей
по выстраиванию работы с детьми). 8. Выпуск журнала «Сибирский Здоровячок» (тема: «Аромотерапия»). 9. Совместный поход на каток (родители + дети + воспитатели) |
Март | 10. Конкурс «Спортивный воспитатель» 11. Оформление общесадовского уголка здоровья (фото + статьи + метод. литература, худ. литература и т.д.) 12. Изготовление спортивного нестандартного оборудования |
Апрель | 13. Организация фотовыставки «Наши
спортивные достижения», «Животные – наши
друзья» 14. Мастер класс «Фитнес для дошкольников» 15. Совместный поход в парк «Роев ручей» (родители + дети + воспитатели) 16. Разработка и проведение тематического «Дня здоровья» в рамках Всемирного дня здоровья 17. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» (разработка и проведение) |
Май | 18. Мониторинг (обработка, аналитическая
справка по итогам, рекомендации для всех
педагогов) 19. Анализ работы творческой группы 20. Разработка и организация в проведении конкурса «Наша спортивная площадка» |
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ «ИСТОК»
Месяц |
Мероприятия |
Сентябрь | 1. Мониторинг (обработка информации
написание общей справки о результатах
мониторинга, рекомендации педагогам для
построения работы с детьми). 2. Большая экологическая игра «Нас тропинка в путь завёт» (разработка и организация в проведении). |
Октябрь | 3. Оформление выставки + фотовыставки «Осенний вальс» (участвуют дети + воспитатели + родители). |
Ноябрь | 4. Выпуск газеты «Исток», тема: «Гербарий
вместе с детьми». 5. КВН «Они живут рядом с нами» (посвящён птицам, приуроченный к акции «Добрая зима для птиц»). Разработка и организация в проведении. |
Декабрь | 6. Разработка и организация проведения акции «Зелёная ёлочка». |
Январь | 7. Разработка и проведения экологического развлечения «Жалеть надо уметь», где дети сами презентуют «Панораму добрых дел» (в каждой группе есть экран «Панорама добрых дел», где дети под руководством воспитателей фиксируют добрые дела). |
Февраль | 8. Выпуск газеты «Исток», тема: «Цветы
приносят радость». 9. Разработка проекта акции «День Метеорологии» (к 21 марта). 10. Разработка конспектов занятий по направлению Региональный компонент. Рекомендация для работы с воспитателями. 11. Мониторинг (обработка информации, написание общей справки по результатам диагностики, рекомендации по работе с детьми). |
Март | 12. Организация проведение акции «День
метеорологии». 13. Организация и проведение акции «Украсим планету цветами» (с привлечением родительской общественности). |
Апрель | 14. Выпуск газеты «Исток» (с привлечением
родительской общественности), тема: «Как мы
отдыхаем на природе». 15. Выход в парк «Роев ручей» (родители + дети + воспитатели). 16. Организация и проведение фотовыставки «Природа – наш дом». |
Май | 17. Мониторинг (обработка информации,
аналитическая справка, рекомендации по работе с
детьми). 18. Анализ работы творческой группы. 19. Организация и проведение акции + фотовыставка «Украсим планету цветами». |
БОЛЬШАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «НАС ТРОПИНКА В ПУТЬ ЗАВЁТ»
Экологическая игра проводится на территории ДОУ по тематики сказок. Используется технология ИОС – игровая обучающая ситуация. Вся территория разбита на объекты. Участвуют дети старшей и подготовительной к школе групп отправляются в путь по экологической тропе, где их встречают сказочные герои, задают проблемные ситуации, проводят игры.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке – заходи!
Где ты, сказка, покажись!
Нам ребятам, отзовись!
Цель игры: Формирование начал экологической культуры у дошкольников.
Задачи:
- Предоставить детям возможность применять знания, сотрудничая с другими детьми при решении экологических задач и проблемных ситуаций.
- Воспитывать социально – активную личность с экологически ориентированным сознанием.
Этапы экологической тропы:
- Детей встречают два гнома Ой! и Ай!
- Торжественная линейка, на которой происходит завязка сказочного сюжета
- Знакомство – представление
- Встреча со сказочницей
- Постановка проблемы
- Разделение на команды
- Вручение командам путевого листа
- Игровые проблемные задания у объектов экологической тропы
- Разрешение проблемы
- Подведение итогов игры
- Награждение участников
- Чаепитие на привале
В конце игры по завершению чаепития дети произнося т девиз юных знатоков и друзей природы:
«Только вместе , только дружно, помогать природе нужно!».
Затем исполняется общая песня под сопровождение баяна на экологическую тему или о природе.