Интегрированный урок во 2-м классе (окружающий мир + трудовое обучение). Грибы"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

Способствовать развитию творческих способностей учеников, воспитывать любовь к родной природе, преподнести базовые знания по теме “Грибы”.

Материалы и принадлежности:

  1. Энциклопедия “Грибы”, цветные картинки и плакат с изображением съедобных и ядовитых грибов.
  2. Макеты, наклейки (готовит педагог).
  3. Цветная бумага, карандаши, ножницы, клей ПВА или клеевой карандаш.
  4. Засушенные листья березы, дуба, осины, мох.

План урока:

  1. Подготовка к работе.
  2. Теоретическая часть.
  3. Объяснение практического задания.
  4. Выполнение практической работы.
  5. Подведение итогов урока.

Урок начинается с организационной части. Поскольку предстоит работать с цветной бумагой, ножницами и клеем, необходимо приготовить все исходные материалы и принадлежности, а также желательно застелить столы клеенкой. Учитель размещает на доске цветные картинки и плакат с изображением грибов, образцы макетов для аппликации и, сообщив ученикам тему занятия, переходит к объяснению теоретического материала.

Теоретическую часть лучше начать с темы осени, задав ребятам вопросы о том, по каким признакам мы можем судить о том, что началось именно это время года. Учащиеся называют такие признаки, как:

  • становится холоднее,
  • желтеют, а затем опадают с деревьев листья,
  • перелетные птицы улетают на юг,
  • дни становятся короче,
  • зимующие звери и птицы делают заготовки на зиму и др.

Важно, чтобы вопросы, задаваемые учителем, были интересными и не банальными. Необходимо сделать обсуждение живым, а ответы детей неформализованными и отражающими личные впечатления и наблюдения. К примеру, можно спросить, а делают ли заготовки на зиму люди? Ребята вспоминают работу на даче и походы в лес за грибами. Именно в этот момент удачным будет переход к теме настоящего урока.

Хорошо запоминается материал, образно преподнесенный педагогом, поэтому тему грибов можно начать с шутливого стихотворения Валерия Шульжика:

По грибы старик собрался,
А в грибах не разбирался.
Не запутаться дабы –
Взял он книжку про грибы.
Старичок сидел под ёлкой,
По строке водил рукой,
А вокруг шептали волки:
“Ишь ты, грамотный какой!”

Учитель: Ребята! А кто из вас ходил в лес за грибами?

Ученики: (поднимают руки).

Учитель: Вижу, многие из вас имеют опыт в этом деле. Тогда скажите мне, пожалуйста, кто знает, на какие группы делятся грибы?

Ученики: Съедобные и несъедобные!

Учитель: Почти правильно. На самом деле, грибы делятся на три группы: съедобные, несъедобные и ядовитые. Как вы думаете – почему?

Ученики: Съедобные – потому что их можно употреблять в пищу, ядовитые – в них яд, можно отравиться. А какие грибы несъедобные?

Учитель: Относительно съедобных и ядовитых грибов вы совершенно правы! А третья группа так называется, потому что эти грибы не ядовиты, но по каким-то причинам человек их в пищу не употребляет. Например, из-за неприятного запаха, вкуса или из-за того, что они слишком твердые. А еще есть условно-съедобные грибы, которые можно есть только после специальной обработки, например, длительного замачивания.

А какие съедобные грибы вы знаете?

Ученики: Белые грибы, подберезовики, лисички, опята.

Учитель: Совершенно верно! Давайте посмотрим, как они выглядят (показывает на плакате) и какие бывают еще съедобные грибы.

Можно задать вопрос, почему подберезовик, подосиновик или мухомор так называются? Обычно ответы находятся легко.

Учитель: Очень важно знать и то, что многие съедобные грибы имеют ядовитых двойников. К примеру, у белого гриба – это желчный гриб, у лисичек – ложные лисички, у опят – ложные опята (показать на плакате) и многие другие. Поэтому существуют очень важные правила сбора грибов: незнакомых грибов не брать и даже не трогать руками!

А еще грибы, вы наверное уже знаете, надо срезать аккуратно ножиком, чтобы не повредить корешки, которые у грибов называются называются грибницей. Здесь можно продемострировать рисунок, на котором изображено строение гриба, рассказать про связь грибницы с корнями деревьев.

А теперь скажите, какие ядовитые грибы вы знаете?

Ученики: Мухоморы, бледная поганка.

Учитель: Молодцы! Эти грибы настолько ядовиты, что могут вызвать смерть человека. Самый ядовитый из грибов – бледная поганка (показать на плакате).

Вы, конечно, уже взрослые, и не будете собирать ядовитые грибы, брать их руками и даже наступать на них, чтобы на обуви не занести яд домой и не отравить тем самым ваших домашних животных. Но если вдруг рядом с вами окажется малыш, обязательно подскажите ему, как правильно себя вести. (Надо сказать, что в этом возрасте дети очень хотят себя ощущать взрослыми, поэтому такое обращение повышает их самооценку и способствует хорошему запоминанию правил сбора грибов).

Давайте прежде чем начнем работу над аппликацией, еще раз внимательно изучим по картинкам внешний вид грибов и их отличительные признаки. (Рис.1)

Рис. 1. Картинки с изображением съедобных и ядовитых грибов.

Скажите мне, пожалуйста, может ли встретиться такая ситуация, когда съедобный гриб есть нельзя ни в коем случае?

Ученики: Наверное, нет!

Учитель: Вот здесь вы не правы. Ни в коем случае нельзя есть даже самые хорошие грибы, которые выросли в городе или около автомобильных дорог. Такие грибы впитывают вредные вещества из воздуха и земли, и они становятся очень опасны для организма человека.

Далее учитель переходит к объяснению практического задания.

Учитель: для того, чтобы хорошенько запомнить внешний вид съедобных и ядовитых грибов мы с вами сделаем композицию – аппликацию “Грибы”. Для этого вам понадобятся цветная бумага, ножницы, клей, карандаши. Я сейчас раздам вам макеты, и вы можете выбрать, какой гриб вам больше всего хочется изобразить – белый, подберезовик, подосиновик, лисичку или красный мухомор. (Рис. 2)

Рис. 2. Макеты для аппликации по теме “Грибы”.

После этого вы вырезаете детали из макета, прикладываете к цветной бумаге, обводите карандашом, вырезаете уже из цветной бумаги, и на отдельном листе составляете композицию. Количество грибов и их расположение выбираете сами. Цвет грибов можете посмотреть на плакате. Для того, чтобы композиция была более похожей на настоящий лес, мы с вами будем использовать засушенные листья (березы для подберезовика, осины для подосиновика и т.д.), а еще вы получите наклейки для украшения ваших работ – это улитки, лягушата, бабочки и божьи коровки. А теперь приступаем к работе.

Далее следует практическое выполнение работы, задача которой состоит в том, чтобы закрепить полученные теоретические знания и творчески подойти к выполнению задания.

Во время работы можно включить негромкую музыку, к примеру, из осеннего цикла “Времен года” П.И.Чайковского.

Макеты даются ученикам лишь для того, чтобы они представляли себе форму и пропорции грибов, но опыт показывает, что некоторые ребята имеют достаточный опыт и знания по этой теме и потому хотят сделать что-то новое и необычное, к примеру, объемные модели грибов. (Рис. 3) Это только приветствуется.

Рис. 3 (а,б). Объемные модели грибов.

Урок завершается подведением итогов. Еще раз обобщаются полученные знания, повторяются основные положения и творчески оцениваются результаты практической работы учеников. (Рис. 4)

Рис. 4. Итоги урока.