В младшем звене (1-4 классы) система воспитательной работы должна быть направлена на открытие школьниками самих себя, своих способностей, развитие интересов. Один из возможных путей поднятия общекультурного уровня школьников, развитие их творческой и познавательной активности – проведение серии клубных дел.
Цель данной программы:
- создание у младших школьников целостного представления об окружающем мире,
- воспитание нравственных и творческих качеств личности в процессе обучения.
Реализация данной цели достигается в процессе выполнения следующих задач:
- воспитание нравственных качеств путем ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения;
- воспитание творческих качеств путем ознакомления учащихся с методами творческой деятельности;
- ознакомление с правилами культуры жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях.
Программа представляет собой систему четырех проектов:
- “Я и природа”;
- “Я и Отечество”;
- “Наши традиции”;
- “Я и школа”.
Программа предусматривает следующую деятельность по реализации проектов:
- систему классных часов (Приложение №1)
- видеолекторий.
- экскурсии.
- художественно-прикладное творчество.
- осуществление коллективных и индивидуальных творческих дел.
Целью проекта “Я и природа” является ознакомление учащихся с природой родного края, воспитание бережного отношения к ее богатствам.
Цель проекта “Я и Отечество” - знакомство с краем, где мы живем, формирование национального самосознания, изучение истории Отечества.
Целью проекта “Наши традиции” является знакомство и возрождение народных традиций, обычаев, ремесел, изучение духовных ценностей народа.
Проект “Я и школа” формирует нравственное поведение, обучает практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, нравственности, экологической и общей культуры.
Приложение №1
Примерная программа классных часов
1 классы | 2 классы | 3 классы | 4 классы | |
Я и природа | Природа вокруг нас | Береги родную природу | “Зеленые острова” нашего города | Красная книга РТ |
Я и Отечество | Наше государство | Государственные символы | Государственные праздники | Исторические места нашего города |
Как стать честным | Как принимать правильные решения | Что такое настоящая гражданственность | Герои нашей Родины | |
Наши традиции | Что такое традиция | Для чего народам традиции | Традиционные народные праздники | Народные игры |
Я и школа | Правила поведения в школе | Права и обязанности учащихся | Что такое порядок? | Традиции нашего класса |
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
проведения клубных дел в 2007-2008 учебном году
Месяц | Клубное дело | Классный час | Экскурсия | Практическое занятие | Итоговое занятие |
сентябрь | “Я и школа” “Я и Отечество” |
Урок гражданина Урок безопасности |
Экскурсия по школе | Учебная эвакуация | Посвящение первоклассников в пешеходы Классные дела: “Час знакомства” Эрудицион “Государственные символы” |
октябрь | “Наши традиции” | 1 класс – “Что такое традиция” 2 класс – “Для чего народам традиции” 3 класс – “Традиционные народные праздники” 4 класс – “Народные игры” |
Экскурсия в лес. Знакомство с русскими народными играми на свежем воздухе. | Создание русского народного костюма | Фольклорный праздник “Лейся, песня!” |
ноябрь | “Я и школа” | Классные часы по теме 2007 год – год русского языка и чтения. | Посещение районной детской библиотеки. | Книжкина – больница. | Конкурс “Мама, папа, я – читающая семья” |
декабрь-январь | “Наши традиции” | Как празднуют Новый год в разных странах? | Новогодние елки города Музей Боратынского “Рождественские встречи” |
Изготовление новогодних гирлянд и игрушек | Итоговый праздник в классах с участием родителей |
февраль | “Я и Отечество” | 1 класс – Как стать честным” 2 класс – “Как принимать правильные решения” 3 класс – “Что такое настоящая гражданственность” 4 класс – “Герои нашей Родины” |
Экскурсии в национальный музей РТ | Татарский народный костюм. Орнамент. | Татарский фольклорный праздник. |
март | “Наши традиции” | Из истории народных праздников (Масленица)” | Казань- город богатой истории и
традиций Духовная жизнь Казани (Музей Боратынского; выездные занятия) |
Изготовление поделок на масленичную ярмарку | КТД “Масленица” |
апрель | “Я и природа” | 1 класс – “Природа вокруг нас” 2 класс – “Береги родную природу” 3 класс – “Зеленые острова нашего города” 4 класс – “Красная книга РТ” |
“Голубое ожерелье Казани” Раифский заповедник (посещение дендрария, зоологического музея) | Работа на пришкольном участке | Защита проектов “Школьный дендрарий” |
май | “Я и школа” | Экскурсия по школе | Самиздат “Вот и стали мы на год взрослее” | Смотр строя и песни Итоговый праздник в классах с участием родителей Участие в ДЧШ |