Цель: изучить теорему о сумме углов треугольника.
Задачи:
- Закрепить знания по темам: “треугольник”, “параллельные прямые”, “виды углов”;
- Закрепить навык использования транспортира;
- Развивать умение пользоваться печатными изданиями: справочной литературой, учебником;
- Развивать монологическую речь учащихся;
- Формировать умение анализировать материал и делать выводы;
- Воспитывать: интерес к предмету, умение доводить дело до конца, уверенность в своих способностях в учебе.
План урока:
- Организационный момент.
- Пропедевтика: устная работа.
- Постановка проблемы, определение путей ее решения.
- Выдвижение гипотезы.
- Подтверждения гипотезы.
- Доказательство теоремы.
- Решение заданий на закрепление изученной теоремы.
- Подведение итогов урока (рефлексия), задание на дом.
Ход урока
1. Приветствие.
Объявление темы урока, цели урока.
2. Устная работа.
А) | a II b, с- секущая |
<4=50° | < 2=70° | < 5=110° | <2=60° |
<6-? | <6-? | <4-? | <8-? |
Б) А | О |
В |
Х-? |
В) | Г) |
СМ II АВ | а II в |
Какие виды углов есть на рисунке? | Найдите на рисунке равные углы. |
3. Определение проблемы и путей ее решения.
Как можно выяснить, чему равна сумма углов треугольника?
Предполагаемые ответы:
1) измерить,
2) посмотреть в учебнике,
3) попробовать доказать.
4. Выдвижение гипотезы.
Разделить учащихся класса на 3 варианта. Раздать ученикам соответственно вариантам вырезанные из бумаги треугольники
(1 вар. - остроугольные, 2 вар. - прямоугольные, 3 вар. - тупоугольные), предложить с помощью транспортира измерить углы треугольника и найти сумму его углов. Обсудив полученные результаты, учащиеся должны убедиться в том, что результат сложения у всех приблизительно одинаковый. Поручить учащимся, которые справились с заданием раньше других, найти в справочном материале, чему равна сумма углов треугольника.
ГИПОТЕЗА: сумма углов треугольника 180° .
5. Подтверждения гипотезы.
Использовать для подтверждения гипотезы модель треугольника.
Завернуть все углы треугольника, сложив их к общей точке; показать, что вместе углы составляют развернутый угол с градусной мерой 180° .
Спросить учащихся: является ли выполненная учителем работа доказательством того, что сумма углов треугольника действительно 180° . (Нет, не является).
Выяснить у учащихся, которые работали со справочным материалом, какую информацию они оттуда извлекли. Ученики должны сделать вывод о том, что мы “на верном пути”.
Что необходимо сделать, чтобы выдвинутая нами гипотеза превратилась в неопровержимый факт? (Доказать, что сумма углов треугольника равна180° .)
6. Доказательство теоремы.
Раздать учащимся по двум вариантам заготовленные листки следующего содержания:
Дано: АВС | Дано: АВС |
Доказать: | Доказать: |
<A+<В+<C=180° | <A+<В+<C=180° |
Доказательство: | Доказательство: |
АС є в | Продлим сторону АС, |
1)Построим прямую а: | построим прямую СD: CDIIAB |
B є а; аIIв. | |
2) | 2) |
Предложить учащимся заполнить пункт 2) доказательства теоремы.
7. Решение заданий на закрепление изученного материала.
Рабинович Е.М. “Задачи и упражнения по готовым чертежам. 7-9 класс”. Таблица № 7.9. Задания №1, №2, №4, №5, №6.
8. Подведение итогов урока. Задание на дом.
Предложить учащимся ответить на вопросы.
1) Какую новую информацию вы получили на сегодняшнем уроке?
2) Это только наше предположение или доказанный факт?
3) В какой момент урока утверждение “сумма углов треугольника равна 180° ” перестало быть гипотезой и стало доказанным утверждением?
4) Итак, кто знает, чему равна сумма углов треугольника?
Задание на дом:
1) выучить формулировку теоремы и доказательство;
2) №223, №225 (учебник Л.С. Атанасяна и др.)
Спасибо за урок!