Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"

Разделы: Биология


План работы

1. Вводная часть

  • Обоснование выбранной темы

2. Основная часть

  • этап работы над темой (поисковый)
  • этап работы (организационно – исследовательский)
  • этап работы (этап внедрения)

3. Заключение

Результаты работы

4. Список использованной литературы

 1. Вводная часть

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.

Исследовательская работа по биологии.

Этапы, годы

Цель

Работа учителя

Работа учащихся

1. Поисковый

2003 - 2005

1. Накопление и систематизация материала по двум направлениям: “Игровые технологии”; “Использование тестовой проверки знаний”

2.Определение уровня познавательной активности учащихся по биологии с помощью анкет.

1. Изучение литературы по теме исследования

2. Выступление на МО учителей биологии и химии с рефератом на тему “Адаптивные технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии”

1.Овладение методикой тестирования при проверке знаний

2.Оценивают использование игровых технологий на уроках и во внеурочное время.

2.Организационно исследовательский

2004 – 2005

1. Разработка цикла обобщающих уроков в форме деловых игр в 5 классе по предмету “Природа живая и неживая”

2. Разработка и проведение уроков и внеклассных мероприятий с использованием игровых технологий

3. Составление тестов по биологии для проведения контрольного тестирования по разным темам.

1. Выступление на педсовете с рефератом на тему: “Использование тестовой проверки знаний как средства более эффективного и щадящего метода контроля знаний учащихся по биологии”

2. Подготовка и проведение интегрированного урока биологии и экологии на тему

“ Ухо – бодрость тела и духа”

1 Подготовка и участие во внеклассных мероприятиях по биологии.

2.Выполнение творческих заданий по биологии.

3. Участие в школьных и районных олимпиадах.

4. Подготовка проектов по изучаемой теме к интегрированному уроку.

3. Этап внедрения

2005 - 2007

1. Распространение опыта.

2. Опубликование урока. Деловая игра по теме: “Поспорили однажды корень, стебель, лист – кто из них важнее?”

3. Урок экологии в 6 классе “Растительный мир Сковородинского района. Урок – путешествие по реке Урке”

4.Создание презентации на тему: “Путешествие по реке Урке”

1. Участие в фестивале педагогических идей “Открытый урок”

2. Участие в районном семинаре учителей истории, географии, экологии” по теме: “Использование регионального компонента в учебном плане МСОШ посёлка Ерофей Павлович” 21 марта 2007 года.

3.Подготовка и проведение с детьми миниспектакля “Суд над Хлорофиллом”

1. На кружке юного биолога изучение растительного мира окрестностей посёлка Ерофей Павлович.

2. Изготовление развёртки “Охраняемые растения окрестностей посёлка Ерофей Павлович”

Участие в фотоконкурсе: “Природа Сковородинского Района”

3. Участие в миниспектакле: “Суд над Хлорофиллом” Выступление в детской библиотеке и перед учащимися школы

Социализация школьников через общение с людьми.

4. Заключительный этап. 2007 год 1.Мониторинг социализации школьников.

2.Мониторинг учебных мотивов школьников по биологии.

1.Написание исследовательской работы по теме.

2.Подготовка мультимедийной странички в электронную энциклопедию.

1. Участие в областных заочных конкурсах экологической и биологической направленности.

2. Участие в неделях биологии и экологии.

3. Участие в экологических акциях по уборке берега реки Урки.

 Обоснование выбранной темы.

Перед учителями школы и, прежде всего, перед учителем биологии стоит сверхзадача: дать выпускнику школы биологические и экологические знания и умения, которые соответствуют передовым достижениям науки, сформировать экологическую культуру, гуманистически целостные экологические, правовые, нравственные, эстетические и практические отношения к природе, к человеку, к обществу. Выпускник школы включается во взрослую трудовую жизнь. Он должен иметь ценностные установки бережного отношения к живой природе, глубоко усвоить экологические нормы производственных и бытовых отношений, проявлять познавательную активность и совершенствовать свою культуру. Задача учителя заключается в воспитании человека, способного жить в гармонии с природой, обществом и самим собой, умеющего ставить цели самосовершенствования.

Процессы развития общества неразрывно связаны с активацией человеческого фактора, развитием творческой и познавательной активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Проблема формирования биолого-ориентированной познавательной активности старшеклассников обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной успешно выполнять социальные функции. Потребность общества в воспитании активной личности, которая может решать творческие задачи, проявлять ответственность, инициативу, связана с подготовкой учащихся к самостоятельному приобретению знаний в различных сферах деятельности и, в частности, с формированием личностной компетентности в области биологии и экологии. Однако в реальной практике наблюдается недостаточная эффективность в решении задач формирования познавательной активности учащихся на основе эколого-биологического образования. Эта педагогическая проблема требует теоретического осмысления в целях поиска эффективных способов организации познавательной деятельности школьников, направленной на развитие познавательной активности как устойчивого качества личности.

Необходимым условием формирования познавательной активности является включение учащихся в практическую экологическую, природоохранную и сельскохозяйственную виды деятельности. При этом практическая деятельность выступает основным средством биологического образования. Формирование психологических свойств и качеств личности происходит посредством включения учащихся в соответствующие виды природоохранной деятельности, воспитания экологической культуры. Актуальность проблемы формирования познавательной активности учащихся на основе биологического образования и наличие необходимых научных предпосылок для решения этой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: “Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии”.

Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать педагогические условия формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии”.

Объект исследования: познавательная активность школьников.

Предмет исследования: способы и условия эффективности формирования познавательной активности школьников на основе использования новых педагогических технологий.

2. Основная часть

1 этап работы над темой (поисковый)

На этом этапе проводилось накопление и систематизация материала по двум направлениям: “Использование игровых технологий” и “Использование тестовой проверки знаний”. Изучалась литература по теме исследования. Ребёнок с первых уроков, каждый день делает открытия, только с той разницей, что эти открытия не для человечества, а для данного маленького человека. Очень важно и дальше развивать эту познавательную активность. В начальной школе почти у всех детей есть мотив к обучению – любознательность, в средней школе этот мотив, к сожалению, у многих детей исчезает. Самым важным для учителя всегда считался вопрос как?

  • Как вызвать интерес к учёбе?
  • Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности?
  • Как повысить мотивацию?
  • Как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала?
  • Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?
  • Как эффективно использовать в работе новые методы и новые педагогически технологии, способствующие повышению качества образования?
  • Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?

То есть учитель должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса. Деятельность можно определить как целенаправленную активность, дающую личностно или общественно – значимый результат. В теории учебной деятельности в качестве одного из исходных составляющих рассматриваются учебные мотивы школьника. Для учителя биологии показателями развития учебных мотивов являются такие характеристики поведения учащихся, как:

  • Познавательная активность на уроке;
  • Использование дополнительных сведений при подготовке к уроку;
  • Умение активно работать с учебным материалом;
  • Самостоятельность в решении биологических задач;
  • Стремление к выполнению заданий повышенной трудности;
  • Активное участие в коллективной работе биологического направления;
  • Интерес к профессиям типа “Человек Природа” (ветеринар; агротехник, врач; генетик и др.)

Чтобы сформировать познавательную активность учащихся при изучении биологии, необходимо было определить мотивацию учебной деятельности школьников. Что же такое мотивация? Это активное состояние мозговых структур, побуждающих высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Образовательная мотивация – как определяют её психологи – это система факторов, обусловливающих учебную деятельность и поведение школьников. К таким факторам относятся потребности, намерения, цели, интересы, стремления. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации - проблема значительно более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию.

2 этап работы (организационно – исследовательский)

При изучении биологии различают следующие виды предметной деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, преобразовательная, коммуникативная.

Для определения учебных мотивов школьника при изучении биологии мной было проведено анкетирование учащихся одного класса. С этой целью мной был использован опросник, разработанный Т.В. Коростылёвой, кандидатом педагогических наук Елецкого госуниверситета, Н.А. Курдюковой, кандидатом психологических наук Липецкого госуниверситета. Этот опросник напечатан в журнале “Биология в школе” №4, 2005 год.

Данный опросник позволил изучить учебные мотивы не абстрактно, в общем виде, а в соответствии с предложенной типологией предметной деятельности. Высокий уровень учебных мотивов обеспечивает в познавательной деятельности развитие умений учащихся самостоятельно добывать знания о природе, устанавливать факты взаимодействия живых организмов. В ценностно-ориентационной деятельности – умение анализировать собственное поведение и поведение других людей сообразно нормам экологической этики, систематизировать природные объекты и явления по биологическим признакам. В преобразовательной деятельности – умение предвидеть и предотвращать разрушения природных объектов, принимать экологически ответственные решения. В коммуникативной – умения взаимодействовать с природными объектами, с другими людьми в природе.

Анкетирование было проведено в 2005 учебном году в 7-м классе. Результаты анкетирования показали: Из 22 учащихся 11 имеют низкую познавательную активность, 5 учащихся среднюю, 6 высокую. Мотивы преобразовательной деятельности у 10 учащихся средний уровень развития, у 2 учащихся высокий, а у 10 низкий. Оценочная деятельность: 4 учащихся высокий уровень, 8 средний и 10 низкий уровень. Коммуникативная деятельность: 6 – высокий уровень, 6 средний, 10 низкий уровень. (Опросник и результаты анкетирования можно взять у автора).

После проведения анкетирования мне стало ясно, что работу с классом необходимо построить так, чтобы активизировать деятельность учащихся в разных направлениях, повысить их мотивацию к изучению биологии. Для одних это повышение познавательной активности, т. к. половина учащихся имеет низкую познавательную активность. Для этого необходимо обратить внимание на развитие способов взаимодействия школьников с природой, поскольку знание законов природы без конкретных практических поступков теряет всякий смысл.

Формирование познавательной активности —   задача каждого урока. И эту задачу я стараюсь решать целенаправленно и систематически через активные формы и методы обучения, индивидуальные и групповые задания, лабораторные работы, экскурсии, деловые или ролевые игры, которые никогда не оставляют детей равнодушными, они будят интерес к окружающей природе и к биологии.

Использование игровых технологий позволяет создать хороший доверительный климат в классе между учащимися и учителем. Школьники не испытывают внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта.

Используются и уроки творчества, на которых дети могут продемонстрировать результаты своей творческой деятельности: создание проектов, анализ первоисточников, коллективное творческое дело, создание докладов по биографии учёных, оформленных как анализ его творческих качеств, подготовка рефератов, кроссвордов и портретов различных животных по определённому плану.

Детям нравятся уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион; ярмарка; устный журнал, “ живая газета”, уроки, имитирующие общественно культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие в мир растений, спектакль.

На уроках используется гибкая неформальная система контроля: использование тестовых заданий при изучении нового материала (тренировочные материалы), затем обучение самостоятельному созданию тестов и только затем итоговое тематическое тестирование, которое не означает конец работы над изучаемой темой, потому что каждый учащийся имеет возможность ещё раз пересдать зачёт в устной форме. В классе, где проводилась диагностика, был проведён открытый интегрированный урок биологии и экологии на тему; “ Ухо – бодрость тела и духа”. На этом уроке использовалась проектная деятельность. Учащиеся с большим интересом относятся к выполнению творческих заданий в качестве домашнего задания. Это заставляет учащихся работать с дополнительной литературой, а также использовать в своей работе новейшие компьютерные технологии.

Использование данных технологий проведения уроков позволяет снять психологические барьеры, страх перед опросом на уроке, тревожность. У детей формируется положительная мотивация к изучению биологии. Многие учащиеся любят уроки биологии, они считают, что биологические знания пригодятся им в будущем. После повторного проведения диагностики учебных мотивов школьников в 2007 году в том же классе, т. е. 9-м “Б” наблюдался следующий результат: Из 22 учащихся высокий уровень развития познавательной активности показали 16 учащихся, т.е. 73 %, и только 2% учащихся без интереса относятся к изучению биологии.

Заинтересовали меня и новые технологии обучения – это метод проектов и исследовательская деятельность учащихся. Эпиграфом к исследовательской деятельности может служить следующая китайская пословица:

“Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь”

Это высказывание я стремлюсь сделать девизом моей педагогики. Главное вовлечь - заинтересовать, а ребёнок сам научиться! Это можно пронаблюдать и при анализе ежегодного анкетирования учащихся. Анкета взята из журнала “Математика в школе”, но вопросы рассматриваются относительно изучения биологии.

Цель: проанализировать мотивацию (интерес) учащихся к изучению биологии.

Учащимся, изучающим биологию, предлагается следующая анкета.

Вопросы анкеты.

  1. Нравится ли тебе предмет “Биология”?
  2. Можешь ли ты объяснить почему?
  3. Нужна ли тебе биология?
  4. Если нужна, то попробуй объяснить, зачем, если нет – то почему.
  5. Нужна ли тебе помощь при выполнении домашних заданий?
  6. Как ты оцениваешь свои знания по биологии?

Имею

Знаю

Могу

Имею 3

Знаю на 4

Могу на 5

  1. Что является, на твой взгляд, причиной твоих неуспехов или неудач?
  2. Хочешь ли ты улучшить свои результаты по биологии?

Проанализировав анкеты можно сделать вывод: 98% учащихся нравится биология и только 2% учащихся к биологии равнодушны. Ребятам нравится изучать биологию, потому что они узнают много нового, изучают строение и разнообразие живых организмов, проводят наблюдения на лабораторных работах, работают с микроскопом. Им нравится общаться с таким учителем, как учитель биологии. Предмет очень занимательный и увлекательный. Многие любят животных и поэтому интересуются биологией.

По мнению 98% учащихся, в будущем им может пригодиться биология. Некоторые учащиеся собираются быть учителями биологии, другие собираются поступать в медицинский институт. Есть учащиеся, которые считают, что биология нужна, потому что есть желание знать о природе всё. Часть учащихся решили, что знание биологии нужно им для общего развития. Большинству учащихся помощь в подготовке домашнего задания не нужна. Многие учащиеся желают улучшить свои результаты по биологии, хотят узнать больше.

По данным опроса, биология нравится большинству учащихся школы, потому что дети любят животных, растения, природу. На уроках можно узнать много нового, интересного, выполнить лабораторную работу или исследовательский проект. Многие учащиеся пишут, что они хотят стать учителем биологии, врачом, и что биология в жизни обязательно пригодится. С каждым годом, интерес к предмету возрастает. 

Так, например, было прослежено изменение качества знаний по биологии в классе, где проводилось исследование и диагностика учебных мотивов, количество учащихся обучающихся на тройки уменьшилось за три года с 27% до 9%. (диаграмма прилагается). Подтверждением интереса учащихся к биологии является и тот факт, что многие учащиеся выбирают в своём будущем профессии, связанные с биологией. Среди моих выпускников есть учителя биологии, врачи, медицинские сёстры, экологи.

3 этап работы (Этап внедрения)

Весь накопленный и изученный материал нашёл применение в моей дальнейшей деятельности. Игровые технологии находят применение на различных уроках, как в младших, так и в старших классах.

Я приняла участие в фестивале педагогических идей “ Открытый урок”, где опубликовала свой урок – Деловая игра по теме: “Поспорили однажды корень, стебель, лист – кто из них важнее?” Этот урок был построен с применением игровых технологий.

Принимая участие в районном семинаре учителей истории, географии, экологии по теме: “Использование регионального компонента в учебном плане МСОШ посёлка Ерофей Павлович” был проведён урок “Растительный мир Сковородинского района. Урок-путешествие по реке Урке”. Учащиеся на кружке юного биолога занимались изучением растительного мира окрестностей посёлка Ерофей Павлович. Результатом данной работы стало изготовление развёртки “Охраняемые растения окрестностей посёлка Ерофей Павлович” и демонстрация этой развёртки на районном семинаре. К этому же семинару вместе с учащимися была создана компьютерная презентация по теме: “Путешествие по реке Урке”.

Силами членов кружка юного биолога был подготовлен миниспектакль “Суд над хлорофиллом”. Этот спектакль был поставлен в школе перед учащимися среднего звена и в поселковой детской библиотеке.

На уроках у меня есть возможность использовать тесты, которые составлены мной по большинству тем школьного курса изучения биологии. Тесты позволяют отслеживать успешность усвоения учащимися знаний, дать оценку их умениям и навыкам. Такой вид контроля ЗУН даёт мне возможность видеть результативность работы учащихся быстро, практически после каждой изученной устной темы. Тесты помогают выявить типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении различных тем по биологии. Таким образом, исследовательская работа помогла мне выявить и экспериментально апробировать педагогические условия формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии.

3. Заключение.

Результаты работы

  1. Создан тестовый материал по биологии по большинству тем для разных классов.
  2. Разработан цикл обобщающих уроков в форме деловых игр по предмету “Природа живая и неживая” в 5 классе.
  3. Накоплен материал по использованию игровых технологий для формирования познавательной активности к урокам биологии.
  4. Прошли весь этап социализации:
  • Учились играть социальные роли;
  • Учились общению;
  • Учились работать с тестами;
  • Учились обрабатывать накопленный материал;
  • Процесс накопления знаний перешёл в процесс передачи опыта;

Выпускники школы обучаются в ВУЗах и Сузах, для поступления в которые необходимо хорошее знание биологии. Недавно окончили школу и успешно работают врачами и медсёстрами выпускники нашей школы: Среди выпускников есть учителя биологии, химии, экологии и психологи: Выпускники нашей школы поступают в железнодорожный институт на факультет, где готовят специалистов по охране окружающей среды при эксплуатации и строительстве железных дорог. Элективные занятия по биологии в этом учебном году посещали четырнадцать учащихся. Перспективы: Использовать разработанный материал в условиях перехода школы к профильному обучению.

4. Список использованной литературы.

  1. Бондарчук М.М, Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10–11-х  классах. Волгоград. Издательство “ Учитель”
  2. Безух К.Е. Активизация деятельности учащихся при обучении биологии. Биология в школе №2 2001 г
  3. Гузеев В.В.., Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. Школьные технологии 2004 г.
  4. Жигарева Е.Б. Статья: Три кита успеха. Биология в школе №2, 2001 год
  5. Зачёсова Е.В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. Школьные технологии №5 2006 г.
  6. Коростылёва Т.В., Курдюкова Н.А. Диагностика учебных мотивов школьников. Биология в школе. – 2005. -№4
  7. Коростылёва Т.В., Типология предметной деятельности. Биология в школе.- 2005. - №2
  8. Каменский А.М., З.Ю. Смирнова. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования (практическое пособие) М. Сентябрь, 2006 год.
  9. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников. М. Методическая библиотека.
  10. Михайлычев Е.А., О.Н. Кирюшина. Тезаурус современного эмпирического исследования. Научно практический журнал педагогическая диагностика №6 2006 год
  11. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. М. “Просвещение” 1988 г Обухов. А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении.
  12. Немцов Н.В. Мотивация учебных достижений. – М.АПК ИПРОРФ, 2001г
  13. Обухов. А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении.
  14. Русских Г.А. Технология проектного обучения. Биология в школе.№3 2003.
  15. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность – М.УП 2000г.