В рамках федерального эксперимента “Совершенствование структуры и содержания образования” разработан инновационный проект “Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников”.
Цель эксперимента: выявить условия успешного формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Гипотеза эксперимента: контрольно-оценочная самостоятельность у младших школьников будет сформирована, если учащиеся будут поэтапно овладевать следующими умениями, а именно:
- самооценка ученика предшествует учительской оценке;
- самооценка ученика дифференцируется;
- производство формализованной оценки;
- приведение всех оценок к единому знаменателю.
Задачи эксперимента:
- Сформировать у младших школьников умения осуществлять прогностическую самооценку в процессе обучения.
- Сформировать у младших школьников умение дифференцировать самооценку.
- Способствовать овладению способом производства формализованной оценки младшими школьниками.
- Сформировать умение у пятиклассников объективно воспринимать оценку и отметку учителя.
Предполагаемый результат: овладение учащимися действиями самоконтроля и самооценки способствует успешному формированию полноценной учебной деятельности.
Этапы эксперимента.
- Подготовительный этап.
- Самооценка ученика предшествует учительской оценке.
- Самооценка ученика дифференцируется.
- Способ производства формализованной оценки.
- Приведение всех оценок к единому знаменателю.
Пояснительная записка.
На современном этапе, когда главной задачей учителя является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, обогащение духовного потенциала учеников. Поэтому на первый план выдвигается проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, акценты в которой должны быть сделаны на развитие и реализацию всех сущностных сил ребёнка. Начальная школа должна реализовать приоритетную цель – целостное развитие личности школьника. Из цели вытекают задачи:
- Формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями каждого.
- Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
- Формирование готовности к самообразованию, определению уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.
Направленность процесса обучения на достижение этих целей обеспечивает развитие школьника – появление качественных изменений в его физическом, психическом и духовном развитии. А именно, сформированное умение добывать знания, осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с образцом, самостоятельность в оценке процесса и результата решения учебной задачи. Это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения, воображения, мышления, связной речи, сформированных умений использовать свои знания в нестандартных ситуациях.
Выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной деятельности, т. к. без оценки невозможно организовать учебно-ознавательную деятельность. Оценка является регулятором деятельности.
Существуют три основных требования к проблеме оценочной функции: с какой целью оценивать учебные достижения детей, что важно в первую очередь, что важно в первую очередь оценивать, как лучше обеспечить объективность оценок. С учетом требований появляется возможность увидеть новизну подходов к оценочному акту в инновационных процессах обучения. Переосмысление ценностей обучения приводит учителей начальных классов к необходимости изменения системы учебных достижений младших школьников.
План работы методического объединения МОУ “Гимназия№44” г. Новокузнецка в режиме эксперимента.
1. Подготовительный этап.
Цель: подготовить учителей начальных классов к вхождению в эксперимент.
Сроки: 2001-2002 учебный год.
Сроки | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
В течение года | изучение нормативно-правовой базы введения новой системы оценивания | Повышение профессиональной компетентности учителя. |
Сентябрь-декабрь | Прохождение курсовой подготовки на курсах и ИПК по теме “Работа учителя начальных классов в режиме безотметочного обучения”, “Современные образовательные технологии”, “Роль педагогического мониторинга в эксперименте”. | Формирование мотивации на введение безотметочного обучения в начальной школе. |
В течение года | Самообразование учителей по индивидуальным планам. | |
На родительских собраниях | Организовать родительский всеобуч по
теме: Шестилетний первоклассник. Какой он? Готов ли ребенок к школе? Уровень готовности – уровень обучаемости. |
Осознание родителями идей гуманно-личностной педагогики, принятие безотметочного обучения. |
Сроки | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
Сентябрь | Участие в семинаре по теме “Учет психофизиологических индивидуальных способностей и особенностей, учащихся в процессе обучения” | Учащиеся должны уметь выполнять прогностическую самооценку, объектировать критерии оценивания. |
Март | Участие в семинаре: Траектория развития способных учащихся. | |
Август – сентябрь | Коррекция образовательных программ для 1-х классов с целью выделения количества часов на формирование общеучебных умений. | |
На родительских собраниях | Организация родительского всеобуча по
теме: Когда контроль и оценка помогают, а когда мешают обучению? Темп продвижения ученика зависит от его индивидуальных возможностей. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. |
Осознание родителями идей гуманно-личностной педагогики, принятие безотметочного обучения. |
1-я четверть | Создание диагностических и дидактических материалов, ориентированных на формирование прогностической самооценки младших школьников | |
2-я четверть | Определение оценочной шкалы для фиксирования результатов учебных достижений первоклассников. | |
4-я четверть | Обобщение опыта использования таких форм как “Лист достижений” и “Портфель учебных достижений” |
2 этап. Самооценка ученика предшествует учительской оценке.
Цель: сформировать у младших школьников прогностическую самооценку.
Сроки: 2002-2003 учебный год.
3 этап. Самооценка ученика дифференцируется.
Цель: сформировать умение дифференцировать самооценку учащихся.
Сроки: 2003-2004 учебный год.
Сроки | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
Ноябрь | Представление результатов эксперимента на педагогическом совете по теме: “Эффективность урока как стимул к успеху учителя и ученика” | |
Февраль | Семинар по теме: “Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение начальной школы в ходе модернизации образование” | |
Август - сентябрь | Коррекция образовательных программ для 2-ых классов с целью выделения количества часов на формирование общеучебных умений. | |
На родительских собраниях | Организация родительского всеобуча по
теме:
|
Осознание родителями идей
гуманно-личностной педагогики, принятие
безотметочного обучения. Родители становятся
единомышленниками учителя. |
В течение года | Создание диагностических и дидактических материалов, ориентированных на формирование самоконтроля и самооценки младших школьников по двум и более критериям | У учащихся формируется умение видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. |
4-я четверть | Обобщение опыта использования таких форм как “Лист достижений” и “Портфель учебных достижений” | |
В течение года | Разработка критериев оценки
контрольных работ по предметам начальной школы. Разработка критериев оценки самостоятельных работ для объективного оценочного суждения и анализа уровня обученности учащихся 2 класса. |
4 этап. Способ производства формализованной оценки учащихся.
Цель: способствовать овладению учащимися способом создания формализованной оценки собственных учебных достижений.
Сроки: 2004-2005учебный год.
Сроки | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
Август – сентябрь | Коррекция образовательных программ для 3-х классов с целью выделения количества часов на формирование общеучебных умений. | Осознание родителями идей гуманно-личностной педагогики, принятие безотметочного обучения. Родители становятся единомышленниками учителя. |
На родительских собраниях | Организация родительского собрания всеобуча по теме: “Безотметочное обучение в начальной школе” | |
Сентябрь | “Здоровьесберегающие технологии в начальной школе” | |
Февраль | Семинар “Формирование исследовательской культуры учителя” | |
Март | Пресс-конференция “Исследовательская культура учителя в условиях федерального эксперимента” | |
В течение года | Создание диагностических и дидактических материалов, ориентированных на формирование умений у учащихся оценивать свой учебный результат оценкой, созданной самостоятельно. | Умение самостоятельно определять “цену” задания, формирование адекватного уровня притязаний школьников, адекватной оценки личностных достижений. |
4-я четверть | Обобщение опыта учителей 4-х классов по внедрению дневника “Что я знаю и умею” |
5 этап. Приведение всех оценок к единому знаменателю.
Цель: сформировать умение у пятиклассников объективно воспринимать оценку и отметку учителя.
Сроки: 2005-2007 учебный год.
Сроки | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
Результативность
В начале 2002-2003 учебного года сформированность самооценки учеников составляла 10%. Это связано с тем, что у детей разный возрастной уровень (6-7 лет), разный уровень развития психических процессов, разный уровень подготовки и адаптации к школе.
К концу года сформированность самооценки учеников достигла 60%. Этому способствовало развитие у учащихся объективного взгляда на собственную деятельность и ее результаты, так и помощь учителей в развитии у детей различных функций контроля (контролирующей, воспитательной, функции корректировки). Ученики могут самостоятельно определить свою деятельность на очередной этап работы.
На III этапе цель которого: сформировать умение дифференцировать оценку учащихся, самооценка учеников низкая (30%), т.к. вводятся новые критерии и параметры, предъявляются новые требования.
К концу года незначительное превышение 50%, т.к. учащиеся еще одновременно работают по нескольким параметрам, каждый из которых имеет свой критерий.
В начале 2004-2005 года при переходе к четвертому этапу отметим, что обладают сформированной самооценкой 85% учащихся.
Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены послужило умение ребенка самостоятельно определить тот параметр оценки, по которому ему или его однокласснику можно поставить самую высокую оценку.
На IV этапе, цель которого сформировать способ производства формализованной оценки, наблюдается небольшое снижение (у 60% формирование самооценки находится на достаточно низком уровне). Это связано с тем, что на данном этапе учащиеся не готовы понять сложность задания по выработанным самостоятельно критериям.
Эксперимент завершен, но работа по формированию контрольно-оценочной самостоятельности продолжается. Цель эксперимента достигнута, результат оправдал ожидания.
В настоящее время, работая с другим набором учащихся, результат достигается всего за два года.