Цели урока:
- развивать умение правильно писать слова с парной согласной на конце слова и в середине слова, определять, каким правилом регулируется это написание и применять это правило;
- развивать каллиграфические навыки, орфографическую зоркость;
- прививать интерес к языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Эмоциональный настрой
- Давайте подарим друг другу улыбки.
- Проверка посадки и рабочих мест детей
Учитель: Руки?
Дети: На месте!
- Ноги?
- На месте!
- Локти?
- У края!
- Спина?
- Прямая!
- Проверка рабочих мест
II. Минутка чистописания.
(На развитие творческого воображения.)
О о О
- На что это похоже?
- Что можно получить, если соединить между собой эти овалы? (Бусы)
- Как это сделать?
Грамматическая задача.
- Что здесь написано?
Чеснок – снок + мода + н =? (чемодан)
Д+ель+филин – ли=? (дельфин)
- Запишите однокоренные слова, обозначьте орфограммы.
III. Формирование темы и цели урока.
Сколько правил
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь
Будь внимательным и только
Будь старательным и только
Всё запомнишь, всё поймёшь.
На доске слова: коляска-повязка, гриб-хрип, подружка-ватрушка, жираф-бурав, круг-крюк, молотки-городки, лимон-бульон.
- Причитайте слова, какая орфограмма есть в большинстве слов? Есть ли среди них лишние слова? (Последняя пара.)
Выпишите пары согласных по глухости-звонкости. В какой части слова они находятся? (В корне.) Нарисуй над буквами знак корня. Сформулируй тему урока.
Образец записи: з-с, б-п, ж-ш, в-ф, г-к, д-т
Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало заглушить.
IV. Работа над темой урока.
1. Наблюдение над произношением и написанием согласных в корнях с чередованием.
- Какой звук обозначает каждая выделенная буква? В какой части слова находится этот звук?
снежки – снег
друг – подружка
сказка – рассказ
луг - лужки
- Что происходит с парным звонким согласным звуком на конце слова и в середине слова перед глухим согласным? А с парным глухим перед звонким? Как проверить согласную на конце слова? Можно ли, пользуясь этим правилом, проверить написание согласных букв в остальных словах?
Образец записи:
друг – нет друга
снежки - снежок
Вывод: согласные в корне слова можно проверять одним и тем же правилом.
Физминутка
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
2. Упражнение в выборе правильного написания.
- Напишите сначала все слова, которые могут быть проверочными, а потом с их помощью решите орфографические задачи и припишите проверяемые слова.
…- гря.ка | … - сугро. | … - ча.ка |
…- сосе.ка | … - хле. | … - ло.ка |
…- поса.ка | … - сно. | … - кру.ка |
- Объясняйте выбор букв.
- Понаблюдайте: были ли среди проверочных слов “родственники” проверяемых? Назовите их. А были изменения проверяемых слов? Приведите примеры.
3. Работа над правилом.
- Как вы действовали, чтобы обосновать выбор согласных букв? Сравните с выводом на странице учебника.
- Итак, существует 2 способа подбора проверочных слов: можно изменить само это слово, и можно подобрать к данному слову однокоренное.
Пальчиковая гимнастика.
Цифровой диктант.
- Будьте внимательны: я называю 2 слова: с орфограммой и проверочное слово. Вам надо определить способ проверки и написать в тетради цифру “1” или “2”.
Пышка-пышечка, зуб-зубы, холод-холода, лодка-лодочка, сливки-сливочный, весна-весны.
V. Первичное закрепление.
1. Работа по учебнику.
Пользуясь памяткой “Как искать проверочные слова для корня”, определи, какие буквы нужно писать на месте пропусков.
2. Самостоятельная работа
- Напишите по 1 слову с парным согласным на конце или в середине слова и выполните проверку.
На доске:
б | т |
к | в |
з | ж |
Корневые семейства слов. Подбор однокоренных слов. Соревнование по рядам.
(На доске изображение гнезд)
VI. Итог урока.
- Послушайте правило в стихах:
Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй
- Когда буквы, которые обозначают парные согласные звуки, являются орфограммами?
Как надо проверять их написание?
VII. Домашнее задание.
Подобрать и записать 8-10 слов с орфограммами – проверяемыми согласными в корне на тему “В саду” или “На даче”. Составить и записать небольшой текст (5-7 предложений) с этими словами.