Подготовка дошкольников к письму

Разделы: Работа с дошкольниками


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вопросу подготовки дошкольника к школе в настоящее время уделяется всё больше внимания. Этим занимаются детские сады, школы, учреждения дополнительного образования и т.д. Разработаны программы, регламентирующие содержание, формы и методы работы с дошкольниками. При всем их многообразии они призваны решать одни и те же педагогические задачи:

  • адаптация ребенка к новым условиям (школа, класс, учителя, детский коллектив);
  • формирование определенного комплекса навыков и умений, которые послужат базой для дальнейшего развития ребенка (память, внимание, речь, мышление, мелкая моторика).

В своей работе я хочу подробнее рассмотреть вопрос развития мелкой моторики – тонких движений рук, важных для овладения письмом в начальной школе. Работая педагогом дополнительного образования в Школе раннего развития “Островок” при Доме детского творчества, я пробовала использовать в своей практике разные готовые виды печатных тетрадей для подготовки детей к письму. В них содержится много картинок, занимательных заданий, упражнений для отработки написания отдельных элементов. Но есть один существенный, на мой взгляд, недостаток: монотонное прописывание строчек с элементами букв. А ведь в 5,6-летнем возрасте самое главное условие успешности обучения – это увлекательность действия, интерес! Именно поэтому я и начала разрабатывать свой курс подготовки детей к письму.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПИСЬМУ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На занятиях дети работают в альбомах - 32 часа и в тетрадях в линейку и клетку - 4 часа. Занятия подготовки дошкольника к письму включают в себя следующие виды деятельности:

  • словарная работа
  • конструирование
  • штриховка

Словарная работа

Каждое занятие посвящается какой-либо отдельной теме – аэропорт, птичий двор, морская прогулка, новогодняя сказка, заветное желание, в лесу и т.д. По этой теме проводится небольшая беседа, в которой конкретизируются знания детей о предмете беседы, расширяется их словарный запас, формируются нравственные и эстетические нормы.

На данном этапе большую роль играет использование наглядного материала и художественного слова. Это дает детям возможность ярко представить предмет, о котором говорится, запомнить его характерные особенности, применять полученные знания и использовать новые слова в жизни. Во время беседы по теме я очень часто использую игру, подключаю фантазию детей. Они с удовольствием представляют себя пассажирами, путешественниками, рисуют в своем воображении различные картины и рассказывают о них.

Конструирование

Следующий этап работы – это построение картинки. Здесь очень важно помнить о создании ситуации успеха для каждого малыша! Именно поэтому я использую в работе трафареты и различные трафаретные линейки. Это позволяет не только построить красивую картинку, но и учит детей работать с линейкой, трафаретом и непосредственно влияет на развитие мелкой моторики. Образец картинки (Приложение 1 удалено из-за большого размера) есть на доске (формат А3) и у каждого ребенка на столе (формат А5). Однако дети не ограничиваются в своих возможностях и воображении. Они могут построить такую картинку, как на образце, а могут придумать свою. Главное условие – строим с помощью трафаретной линейки и трафарета.

Штриховка

Заключающий этап работы – штриховка. Для штриховки используем гелиевые ручки (можно обычные цветные). Таким образом, работы получаются яркие, красивые, радостные (Приложение 2).

Штрихуем картинки элементами букв. Первая штриховка – прямая черта, далее элементы усложняются. В течение года дети учатся писать элементы всех букв. При выполнении работы необходимо следить, чтобы ребенок не выходил за границы рисунка, правильно писал элементы. В результате такой работы малыш прописывает элементы букв не одну и не две строчки, а гораздо больше, при этом интерес его не пропадает, ведь он рисует то, что ему нравится! В конце занятий организуем выставку в “Галерее детских работ”, где каждый может показать свое творчество, увидеть и оценить идеи и работы других!

Я познакомила Вас со структурой занятия по подготовке дошкольника к письму. Кроме рассмотренных моментов необходимо помнить, что на каждом занятии проводится пальчиковая гимнастика для укрепления мышц пальцев и рук и обязательны физкультурные минутки, ведь малыш 15-20 минут проводит за письмом. Для проведения физминуток и гимнастики желательно подбирать и проигрывать детские стихи. Во время самостоятельной работы можно включать для прослушивания спокойную музыку или детские стихи и сказки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В авторской программе психологической готовности дошкольников к школьному обучению курс подготовки к письму рассчитан на 36 часов. Занятие проводятся один раз в неделю по 30 минут. Для проведения занятий необходимо:

  • альбомы для рисования (формат А5) по количеству детей
  • наборы гелиевых ручек по количеству детей
  • линейки трафаретные по количеству детей
  • наборы трафаретов по количеству детей
  • демонстрационные образцы картинок для штриховки к каждой теме (формат А3)
  • раздаточные образцы картинок для штриховки к каждой теме (формат А5) по количеству детей
  • плакаты, иллюстрации, репродукции в соответствии с темами
  • тетради в узкую линейку из расчета одна тетрадь на 10 детей
  • тетрадь в клетку из расчета одна тетрадь на 10 детей

Ниже приводится тематическое планирование занятий по подготовке дошкольников к письму:

ТЕМА

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Учимся правильно держать карандаш и альбом, посадка при письме. Знакомимся с трафаретом и трафаретными линейками.

1

2.

Орнамент из геометрических фигур. Построение и штриховка.

1

3.

В аэропорту. Построение и штриховка самолета.

1

4.

Морская прогулка. Построение и штриховка корабля и маяка.

1

5.

Как строят дома. Конструирование подъемного крана.

1

6.

Встречи на лесных тропинках. Построение и штриховка картинки “Гусеница”

2

7.

Путешествие в космос. Построение и штриховка ракеты.

1

8.

Делу время, потехе час. Построение и штриховка будильника.

1

9.

Птичий двор. Построение и штриховка петушка.

1

10.

В музее жилища. Построение и штриховка домика.

2

11.

Загадываем желание. Построение и штриховка золотой рыбки в аквариуме.

2

12.

Кто с нами рядом живет? (о домашних животных) Построение и штриховка кошки.

1

13.

Готовимся украшать елку. Построение и штриховка елочных игрушек и гирлянды.

1

14.

Зимняя сказка. Построение и штриховка новогодней елки.

1

15.

Контрольный урок

1

16.

В музее транспорта. Построение и штриховка кареты для Золушки.

2

17.

Мы пассажиры. Построение и штриховка трамвая.

1

18.

Зимние забавы. Построение и штриховка снеговика.

1

19.

Построение и штриховка открытки к 23 Февраля.

1

20.

Построение и штриховка открытки к 8 Марта.

1

21.

Подарки. Построение вазы с цветами для любимой мамочки.

1

22.

Наши помощники. Построение и штриховка бытовой техники.

1

23.

Работа в тетради в клетку. Построение и штриховка картинок по клеткам.

2

24.

Работа в тетради в узкую линейку. Письмо изученных элементов букв в тетради.

2

25.

Письмо письменных букв по трафарету.

3

26.

Контрольный урок.

1

27.

Здравствуй, лето! Построение и штриховка картинки на тему “Лето”.

1

28.

Итоговое занятие.

1

  ИТОГО:

36

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: Птичий двор. Построение и штриховка петушка.

Цели: закрепление навыка написания элемента “прямая черта”; развитие воображения и речи детей, обогащение их словарного запаса; воспитание интереса к фольклорному жанру.

Оборудование: трафаретные линейки, трафарет петушка, цветные ручки, альбомы для детей, плакат “Птичий двор”, демонстрационная картинка “Петушок”, раздаточные картинки “Петушок”.

План занятия

I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности детей к занятию)

II. Актуализация знаний

Отгадайте загадку:

В небе летают, по земле гуляют.

Песни распевают,

В лесах и садах нам помогают. Кто это? (Птицы)

- Какие слова из загадки помогли вам догадаться, что это птицы? (Летают, песни распевают)

- А как птицы нам в садах и лесах помогают?

- А сейчас на улице много птиц?

- Где же они? Как называются птицы, которые улетают на зиму в тёплые края?

- Где живут птицы? (В лесах и парках, в квартире, в курятниках)

- Как можно назвать всех птиц, которые живут в лесу, парке, саду? (Дикие)

- А какие ещё есть птицы? (Домашние, декоративные)

- Каких домашних птиц вы знаете? (Работа по картине “Птичий двор”)

Дети называют птиц по картинке.

- Какая птица понравилась вам больше всех?

III. Новая тема

1. Беседа о петушке. Сегодня мы будем строить петушка. Это очень красивая птица. О ней сложено много загадок, пословиц, сказок. Я вам прочту загадки о петушке, а вы обратите внимание, как в них говорится о нем.

Хвост с узорами, сапоги со шпорами.

- Какой хвост у петушка? Что такое шпоры?

Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький.

- Что за шапочка у петуха? А жилетка и кафтан?

Начальничек не велик, а спать долго не велит. Кто царя без спросу будит?

- Почему так говорят?

-Какие сказки о петухе вы знаете? Какой в них петух?

2. Рассматривание картинки-штриховки.

- Какие геометрические фигуры использованы в картинке?

- Всё ли можно построить с помощью трафаретной линейки?

3. Повторение изученных штриховок, их написание.

4. Построение картинки в альбомах (самостоятельная работа).

IV. Итог занятия

Выставка детских работ.