ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вопросу подготовки дошкольника к школе в настоящее время уделяется всё больше внимания. Этим занимаются детские сады, школы, учреждения дополнительного образования и т.д. Разработаны программы, регламентирующие содержание, формы и методы работы с дошкольниками. При всем их многообразии они призваны решать одни и те же педагогические задачи:
- адаптация ребенка к новым условиям (школа, класс, учителя, детский коллектив);
- формирование определенного комплекса навыков и умений, которые послужат базой для дальнейшего развития ребенка (память, внимание, речь, мышление, мелкая моторика).
В своей работе я хочу подробнее рассмотреть вопрос развития мелкой моторики – тонких движений рук, важных для овладения письмом в начальной школе. Работая педагогом дополнительного образования в Школе раннего развития “Островок” при Доме детского творчества, я пробовала использовать в своей практике разные готовые виды печатных тетрадей для подготовки детей к письму. В них содержится много картинок, занимательных заданий, упражнений для отработки написания отдельных элементов. Но есть один существенный, на мой взгляд, недостаток: монотонное прописывание строчек с элементами букв. А ведь в 5,6-летнем возрасте самое главное условие успешности обучения – это увлекательность действия, интерес! Именно поэтому я и начала разрабатывать свой курс подготовки детей к письму.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПИСЬМУ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На занятиях дети работают в альбомах - 32 часа и в тетрадях в линейку и клетку - 4 часа. Занятия подготовки дошкольника к письму включают в себя следующие виды деятельности:
- словарная работа
- конструирование
- штриховка
Словарная работа
Каждое занятие посвящается какой-либо отдельной теме – аэропорт, птичий двор, морская прогулка, новогодняя сказка, заветное желание, в лесу и т.д. По этой теме проводится небольшая беседа, в которой конкретизируются знания детей о предмете беседы, расширяется их словарный запас, формируются нравственные и эстетические нормы.
На данном этапе большую роль играет использование наглядного материала и художественного слова. Это дает детям возможность ярко представить предмет, о котором говорится, запомнить его характерные особенности, применять полученные знания и использовать новые слова в жизни. Во время беседы по теме я очень часто использую игру, подключаю фантазию детей. Они с удовольствием представляют себя пассажирами, путешественниками, рисуют в своем воображении различные картины и рассказывают о них.
Конструирование
Следующий этап работы – это построение картинки. Здесь очень важно помнить о создании ситуации успеха для каждого малыша! Именно поэтому я использую в работе трафареты и различные трафаретные линейки. Это позволяет не только построить красивую картинку, но и учит детей работать с линейкой, трафаретом и непосредственно влияет на развитие мелкой моторики. Образец картинки (Приложение 1 удалено из-за большого размера) есть на доске (формат А3) и у каждого ребенка на столе (формат А5). Однако дети не ограничиваются в своих возможностях и воображении. Они могут построить такую картинку, как на образце, а могут придумать свою. Главное условие – строим с помощью трафаретной линейки и трафарета.
Штриховка
Заключающий этап работы – штриховка. Для штриховки используем гелиевые ручки (можно обычные цветные). Таким образом, работы получаются яркие, красивые, радостные (Приложение 2).
Штрихуем картинки элементами букв. Первая штриховка – прямая черта, далее элементы усложняются. В течение года дети учатся писать элементы всех букв. При выполнении работы необходимо следить, чтобы ребенок не выходил за границы рисунка, правильно писал элементы. В результате такой работы малыш прописывает элементы букв не одну и не две строчки, а гораздо больше, при этом интерес его не пропадает, ведь он рисует то, что ему нравится! В конце занятий организуем выставку в “Галерее детских работ”, где каждый может показать свое творчество, увидеть и оценить идеи и работы других!
Я познакомила Вас со структурой занятия по подготовке дошкольника к письму. Кроме рассмотренных моментов необходимо помнить, что на каждом занятии проводится пальчиковая гимнастика для укрепления мышц пальцев и рук и обязательны физкультурные минутки, ведь малыш 15-20 минут проводит за письмом. Для проведения физминуток и гимнастики желательно подбирать и проигрывать детские стихи. Во время самостоятельной работы можно включать для прослушивания спокойную музыку или детские стихи и сказки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В авторской программе психологической готовности дошкольников к школьному обучению курс подготовки к письму рассчитан на 36 часов. Занятие проводятся один раз в неделю по 30 минут. Для проведения занятий необходимо:
- альбомы для рисования (формат А5) по количеству детей
- наборы гелиевых ручек по количеству детей
- линейки трафаретные по количеству детей
- наборы трафаретов по количеству детей
- демонстрационные образцы картинок для штриховки к каждой теме (формат А3)
- раздаточные образцы картинок для штриховки к каждой теме (формат А5) по количеству детей
- плакаты, иллюстрации, репродукции в соответствии с темами
- тетради в узкую линейку из расчета одна тетрадь на 10 детей
- тетрадь в клетку из расчета одна тетрадь на 10 детей
Ниже приводится тематическое планирование занятий по подготовке дошкольников к письму:
№ | ТЕМА |
Кол-во часов |
1. |
Вводное занятие. Учимся правильно держать карандаш и альбом, посадка при письме. Знакомимся с трафаретом и трафаретными линейками. | 1 |
2. |
Орнамент из геометрических фигур. Построение и штриховка. | 1 |
3. |
В аэропорту. Построение и штриховка самолета. | 1 |
4. |
Морская прогулка. Построение и штриховка корабля и маяка. | 1 |
5. |
Как строят дома. Конструирование подъемного крана. | 1 |
6. |
Встречи на лесных тропинках. Построение и штриховка картинки “Гусеница” | 2 |
7. |
Путешествие в космос. Построение и штриховка ракеты. | 1 |
8. |
Делу время, потехе час. Построение и штриховка будильника. | 1 |
9. |
Птичий двор. Построение и штриховка петушка. | 1 |
10. |
В музее жилища. Построение и штриховка домика. | 2 |
11. |
Загадываем желание. Построение и штриховка золотой рыбки в аквариуме. | 2 |
12. |
Кто с нами рядом живет? (о домашних животных) Построение и штриховка кошки. | 1 |
13. |
Готовимся украшать елку. Построение и штриховка елочных игрушек и гирлянды. | 1 |
14. |
Зимняя сказка. Построение и штриховка новогодней елки. | 1 |
15. |
Контрольный урок | 1 |
16. |
В музее транспорта. Построение и штриховка кареты для Золушки. | 2 |
17. |
Мы пассажиры. Построение и штриховка трамвая. | 1 |
18. |
Зимние забавы. Построение и штриховка снеговика. | 1 |
19. |
Построение и штриховка открытки к 23 Февраля. | 1 |
20. |
Построение и штриховка открытки к 8 Марта. | 1 |
21. |
Подарки. Построение вазы с цветами для любимой мамочки. | 1 |
22. |
Наши помощники. Построение и штриховка бытовой техники. | 1 |
23. |
Работа в тетради в клетку. Построение и штриховка картинок по клеткам. | 2 |
24. |
Работа в тетради в узкую линейку. Письмо изученных элементов букв в тетради. | 2 |
25. |
Письмо письменных букв по трафарету. | 3 |
26. |
Контрольный урок. | 1 |
27. |
Здравствуй, лето! Построение и штриховка картинки на тему “Лето”. | 1 |
28. |
Итоговое занятие. | 1 |
ИТОГО: | 36 |
ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: Птичий двор. Построение и штриховка петушка.
Цели: закрепление навыка написания элемента “прямая черта”; развитие воображения и речи детей, обогащение их словарного запаса; воспитание интереса к фольклорному жанру.
Оборудование: трафаретные линейки, трафарет петушка, цветные ручки, альбомы для детей, плакат “Птичий двор”, демонстрационная картинка “Петушок”, раздаточные картинки “Петушок”.
План занятия
I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности детей к занятию)
II. Актуализация знаний
Отгадайте загадку:
В небе летают, по земле гуляют.
Песни распевают,
В лесах и садах нам помогают. Кто это? (Птицы)
- Какие слова из загадки помогли вам догадаться, что это птицы? (Летают, песни распевают)
- А как птицы нам в садах и лесах помогают?
- А сейчас на улице много птиц?
- Где же они? Как называются птицы, которые улетают на зиму в тёплые края?
- Где живут птицы? (В лесах и парках, в квартире, в курятниках)
- Как можно назвать всех птиц, которые живут в лесу, парке, саду? (Дикие)
- А какие ещё есть птицы? (Домашние, декоративные)
- Каких домашних птиц вы знаете? (Работа по картине “Птичий двор”)
Дети называют птиц по картинке.
- Какая птица понравилась вам больше всех?
III. Новая тема
1. Беседа о петушке. Сегодня мы будем строить петушка. Это очень красивая птица. О ней сложено много загадок, пословиц, сказок. Я вам прочту загадки о петушке, а вы обратите внимание, как в них говорится о нем.
Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
- Какой хвост у петушка? Что такое шпоры?
Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький.
- Что за шапочка у петуха? А жилетка и кафтан?
Начальничек не велик, а спать долго не велит. Кто царя без спросу будит?
- Почему так говорят?
-Какие сказки о петухе вы знаете? Какой в них петух?
2. Рассматривание картинки-штриховки.
- Какие геометрические фигуры использованы в картинке?
- Всё ли можно построить с помощью трафаретной линейки?
3. Повторение изученных штриховок, их написание.
4. Построение картинки в альбомах (самостоятельная работа).
IV. Итог занятия
Выставка детских работ.