Проблемное обучения – создание
особого пространства учебной деятельности, где
ученик совершает субъектные открытия,
приобретает новые знания, открытия.
Организация учебных занятий должна предполагать
создание под руководством учителя проблемной
ситуации и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению. В
результате происходит творческое овладение
ЗУНов и развитие мыслительных способностей, т.е.
обучение через открытие.
Возможные методы:
- проблемная ситуация;
- создание противоречий.
Типы ситуаций:
- неожиданность;
- две точки зрения – конфликт;
- опровержение;
- несоответствие;
На уроках возникают следующие проблемные ситуации:
- вызываемые и разрешаемые учителем;
- вызываемые учителем и разрешаемые учениками;
- самостоятельное формирование проблемы и решения.
Обязательное условие – проблема должна быть
решена на уроке, дома можно только довершить.
Только через проблемное изложение происходит
развитие у учащихся творческих способностей.
На примере моих уроков в 11-м классе (хорошего уровня математической подготовки) по учебнику Колмогорова и дополнительно Карп А.П. «Сборник задач по алгебре и началам анализа».