Цели:
- знакомство с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих;
- выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
- развитие мышления, внимания, речи;
- воспитание уважения к родному языку, культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно.
Ход урока
1. Организационный этап.
- Здравствуйте, дети!
- Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
- Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу я. Зовут меня Ирина Викторовна.
- Итак, ребята, мы отправляемся в дорогу,
Хорошее настроение возьмём себе в подмогу.
2. Минутка чистописания.
- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями. А для этого нам предстоит перелистать книгу Знаний (слайд). Открываем первую страницу (слайд).
- Будьте внимательными, слушайте и выполняйте всё, что она вам скажет.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На “отлично” напишу.
- Кто внимательно слушал, тот ответит, какие согласные звуки встречаются в этом стихотворении чаще других. (Шипящие согласные звуки).
- Какие согласные называются шипящими и почему? (При их произношении воздух выходит с шипением).
- Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].
- Дети, а какими буквами они обозначаются? (ЧЕ, ША, ЩА, ЖЕ).
(Открываю на доске таблицу шипящих согласных).
- Значит, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (Будем писать буквы Ч, Ш, Щ, Ж).
- Посмотрите на доску. Я предлагаю вам вот такую цепочку. (показ).
- Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.
Аккуратно написали
И нисколько не устали.
Наш урок мы продолжаем,
Тему дальше развиваем.
3. Постановка темы и целей урока.
- Книга Знаний приглашает нас на вторую страницу. Внимание на экран.
МЕЧ | РОЖЬ | ДУШ | ХВОЩ |
РЕЧЬ | МОЩЬ | НОЖ | РОСКОШЬ |
- Прочитайте слова. Лексическое значение каких слов вам непонятно?
(Возможные затруднения: роскошь – богатство, “великолепие”; хвощ – травянистое растение; мощь – могущество, сила.
- Давайте спросим у книги Знаний, что такое ХВОЩ и т.д.)
- Какой частью речи являются эти слова? (это имена существительные)
- Докажите, что это имена существительные.
- Чем они похожи? Что ещё общего в них? (существительные ед. числа, с шипящими на конце).
- Ребята, давайте проведём наблюдение над словами МЕЧ и РЕЧЬ.
- … произнеси слово речь. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).
- … произнеси слово меч. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).
- Верно, звук [Ч,] – всегда мягкий.
- Но тогда почему в одном слове пишется Ь, а в другом – нет?
- Затрудняетесь ответить? От чего это зависит?
- Так что вы должны узнать сегодня на уроке?
(В каких случаях пишется Ь, а в каких – нет.)
- Правильно. Мы будем говорить о правописании Ь знака на конце имён существительных после шипящих. (Открываю тему, записанную на доске).
- Чему вы должны сегодня научиться? (Мы должны научиться узнавать, различать слова, в которых после шипящего пишется Ь).
4. Изучение нового материала.
- Поэтому давайте вновь обратимся к этим словам.
- Мы с вами определили, что эти слова имена существительные, в единственном числе, они оканчиваются на шипящий звук.
- А какого рода эти имена существительные? (м.р. и ж. р.)
- Распределите имена существительные в два столбика:
- женского рода в первый столбик,
- мужского рода – во второй столбик.
- Кто желает работать у доски? (2 ребёнка работают у доски, выбирают карточки со словами и прикрепляют на доску. Остальные записывают слова в тетради).
- Докажите свой выбор.
- Подчеркните в написанных словах буквы, обозначающие шипящие звуки, двумя чертами, Ь – одной чертой. (Подчёркивают маркерами).
- Так обозначается эта орфограмма.
(Оценка выполненной работы.)
- Обратите внимание, у существительных какого рода после шипящего пишется Ь?
(На конце существительных женского рода после шипящих пишется Ь.
На конце существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.)
- Проверим, верны ли наши выводы? Откройте учебник на с.170, 171 и прочитайте правило (вслух). Значит, Ь является ещё и показателем женского рода имён существительных.
- Кто может его повторить?
- Итак, ещё раз у имён существительных …. Помогайте мне …..
- Пользуясь правилом, выполним задание.
- Прочитайте слова на доске: вещи, плащи, овощи, броши.
- К какой части речи они относятся?
- В каком числе стоят? (Существительные множественного числа).
- Образуйте от них имена существительные в единственном числе и распределите их в два столбика.
М. р. Ж. р. … …
- … выполнит это задание у доски с комментированием.
- В каких существительных пишется Ь?
Потрудились – отдохнём,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаём,
Выполним движения.
5. Физминутка (звучит музыка).
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.
Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.
6. Закрепление изученного материала.
Вновь работа собирает,
Время даром не теряй,
Книга Знаний предлагает
Нам страницу “Закрепляй”.
- Сейчас мы будем работать с сигнальными карточками. Приготовьте их. Внимание на экран.
Появляются картинки: мяч, ландыш, печь, ключ, мелочь, мышь.
(Ребята, которые показали неправильную карточку, доказывают свой выбор).
- Хорошо, молодцы! Вы все справились с заданием!
Тему урока все поняли?
Ответьте с помощью нескольких слов
Из ваших карточек разных цветов.
Главное, правило вспомните!
Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
Красная карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
Зелёная карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.
- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.
(Выполнение и проверка работ).
- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.
- Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же. Спросим у книги Знаний.
- А как вы написали это слово? А что нам скажет книга Знаний?
(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач).
- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!
7. Обобщение.
- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке?
- Итак, когда на конце существительных после шипящих пишется Ь?
8. Домашнее задание. Выставление отметок.
Кроссворд с заданием – домашняя игра,
В ней вам поможет ряд загадок,
Родственные к ключевому подберите слова –
В тетрадях будет у вас порядок.
- Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с заданием.
Загадки.
- Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень. (Нож). - Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).
- Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).
- Под полом таится, кошки боится. (Мышь).
Задание: подбери к ключевому слову однокоренные слова, составь с ним предложение.
- При выполнении домашнего задания вам большую помощь окажет правило – алгоритм. (Приложение №2)
- Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки “5”.
9. Рефлексия.
- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:
- Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).
- Если иногда были трудности, сомнения – розовую.
- Если не разобрались в теме – голубую.
(Дети показывают звёзды.)
- Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд.
- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.
- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!