Цели:
- продолжить работу по нравственному воспитанию детей;
- содействовать формированию у учащихся правильной самооценки и потребности в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию;
- развивать умение анализировать черты характера; индивидуальность детей, их творческие способности.
Оборудование: сочинения “Какой я? Знаю ли я себя?”, горошины, карточки с заданиями, карточки с тестами, магнитофон.
1. Вступительное слово
- Добрый день. Сегодня у нас много гостей. Давайте их поприветствуем, улыбнёмся им. Теперь улыбнитесь друг другу.
Начинаем классный час, тема которого – “Воспитай себя”.
- Как вы понимаете тему занятия “Воспитай себя”?
- Для чего, на ваш взгляд, нужно заниматься самовоспитанием?
(Чтобы рядом с тобой было спокойно, интересно, чтобы от тебя исходило тепло, добро, радость).
2. Активизация внимания
(Положить в ладошки детям по горошине)
- Внимательно рассмотрите горошину и скажите, на что она похожа?
- Спасибо. А мне кажется, что горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.
- Поразмышляйте, что можно увидеть на этой маленькой “копии” планеты Земля?
- На нашей планете около 5 миллиардов жителей.
Как много людей на Земле! Но каждый человек – это целый мир. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей, каждый человек интересен по-своему. В каждом есть что-то хорошее, нужно только научиться видеть хорошее в себе и в окружающих людях.
- На прошлом классном часе мы писали и обсуждали ваши сочинения:
“Какой я? Знаю ли я себя?”.
- Вспомните, к какому выводу мы пришли?
- Ответить на эти вопросы оказалось непросто…
- Мы ещё плохо знаем себя, значит, нужно продолжать изучать себя.
- Чем раньше мы узнаем себя, тем меньше совершим ошибок в жизни.
- А для этого нужно уже сейчас задумываться: “Какой я сейчас? Что во мне хорошего? Каким я хочу стать? Что мне нужно изменить в себе? Что для этого я должен делать?”
- Нужно научиться анализировать свои поступки, постоянно думать: “Всё ли я правильно сегодня сделал? Смог ли я кому-то принести маленькую радость? Не обидел ли кого?”
3. Основная часть
- Человек не может прожить в одиночестве без других людей.
Нас много на Земле, но всем хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи.
И хотя делить людям нечего, они иногда ссорятся и обижают друг друга.
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вас обижали?
- Какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, обиду, несправедливость, одиночество, досаду)
- Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?
- Нужно помнить, что только от самого человека зависит, как у него сложатся отношения с другими людьми.
- Прочитайте “Золотое правило нравственности”:
Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе”.
- Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.
- Сейчас мы проведём тест, где каждый может проверить себя и ответить, добрый ли он человек. (Приложение 1)
Результаты теста:
Больше 7 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас много друзей.
От 4 до 7 очков. Ваша доброта – вопрос случая: добры вы не со всеми и не всегда.
Менее 4 очков. Вам предстоит сложная работа над собой.
- Кто хочет поделиться результатами познания самого себя?
- Что в общении друг с другом помогает делать отношения теплее, добрее, искреннее? (добрые слова, поступки)
- А какая традиция в нашей школе посвящена этому? - (АКЦИЯ ДОБРЫХ ДЕЛ)
- А сейчас поиграем.
Игра называется “Душевные богатства”
На партах у вас лежат карточки со словами, выберете черты характера, которые вам подходят. (Приложение 2)
- А сейчас послушаем стихотворения и проанализируем поведение героев.
Потому что учиться можно и на чужих ошибках.
Стихи: А. Барто “Сонечка”, А. Барто “Любочка”, А. Барто “Как Вовка взрослым стал” (дети читают стихи наизусть)
- Какие черты характера ярко видны у литературного героя?
- Стоит ли вырабатывать эти черты характера у себя?
- Какой бы вы дали совет герою?
- Посмотрите ещё раз на горошину.
Без чего жизнь людей на Земле была бы невозможна? (без природы)
- Каким должен быть человек, способный сохранить всё живое на Земле?
Вывод:
Сберечь Землю может только образованный, добрый, внимательный человек.
- Это всё наш мир. В это понятие входит каждый из нас, окружающая природа.
- Посмотрите на горошину. Сумели ли вы её сохранить?
- Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть внимательным и бережливым.
Нужно жить в мире с самим собой, с другими людьми. Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя.
Помните, “Никто другой не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает”. (Сухомлинский В.А.)
РЕФЛЕКСИЯ
- Поделитесь своими впечатлениями, закончите предложения:
- Очень важным на классном часе для меня было ….
- В жизни мне пригодится ….
- Сегодня я воспитывал в себе …
4. Заключительная часть
Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”
- Станьте в круг, вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вам приятно и радостно, у вас доброе, согревающее душу настроение.
Откройте глаза. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего.
(Я начинаю: … я желаю тебе здоровья)
- Спасибо. Я желаю вам мира и добра.