Цели и задачи:
- дать знания о правописании приставок ПРИ - ПРЕ -;
- научить использовать правило в практической деятельности;
- совершенствовать навыки грамотного письма, активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- развивать логическое мышление, память;
- воспитать чувство взаимопонимания, взаимопомощи, ответственного отношения к дружбе и товариществу.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Технология: на диалоговой основе.
Методы и пед. приёмы: проблемно-поисковые, индуктивные, метод самостоятельной работы.
Оборудование:
- магнитофон, видеотерминал (компьютер, телевизор); а
- удиозапись “В гостях у сказки”;
- мультимедийные слайды, компьютерная программа “Грамотей”.
Ход урока
1. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. (Звучит мелодия “В гостях у сказки”)
Мы отправляемся в сказочное путешествие. Перед нами волшебный лес, где совершаются разные чудеса. (Демонстрируется 1 слайд: зелёный лес. Учитель читает надписи).
- Если мы налево пойдём, победу над злыми силами одержим, но друзей потеряем. Если мы направо пойдём, клад найдём, но домой не вернёмся. Если прямо пойдём, знания приобретём, но трудности преодолеть придётся.
- Ребята, решите, по какой тропинке идти мы можем только вместе, помогая друг другу. Помните пословицу: “Дерево держится корнями, а человек – друзьями”?
( Учащиеся выбирают дорожку, объясняя своё решение, говоря о том, что они желают получить прочные знания, не хотят потерять друзей, так как дружба – главное в жизни, и обязательно должны вернуться, потому что они любят своих родных и школу, в которой учатся).
3. Определение темы и целей урока.
- А какие знания вы сегодня приобретёте? Внимательно посмотрите на волшебный экран, который будет сопровождать вас в путешествии.
( Дети видят на слайде название темы и делают вывод, что на уроке они должны узнать о правописании приставок ПРИ - ПРЕ - Учитель помогает чётко сформулировать цель урока).
- Ребята, вам предстоит совершить увлекательное путешествие, во время которого вы узнаете много нового и интересного, преодолеете различные препятствия. Но перед тем как мы отправимся с вами в путешествие, я хочу узнать, какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?
(Учащиеся говорят пословицы и поговорки).
- Молодцы! Помните, что в пути вам поможет дружба. Ведь, как говорится в пословице, друзья познаются в беде.
Желаю счастливого путешествия!
2. Работа по теме урока.
Звучит Волшебная мелодия, в класс входит Баба-Яга (ученица 8 “А” класса Воловик Даша).
- А! Пришли, принеслись, прискакали, примчались, голубчики. А знаете ли вы, куда попали? Да-да, ко мне, Бабе-Яге, в мой волшебный лес. Думаете, прямо пошли, так друзей не потеряете и домой вернётесь? Нет, отсюда ещё никто не возвращался. Ведь для того, чтобы домой вернуться, нужно очень трудные задания решить. А эти задания никто выполнить не мог: ни Леший, ни Кощей Бессмертный, ни даже я, а ведь я в этом лесу самая умная.
Я тут на волшебном экране видела, как вы с учительницей говорили о приставках, а что такое приставка, я не знаю. Помогите мне, научите старенькую, расскажите, что такое приставка.
Ученики дают определение приставки.
- Молодцы, хорошо объяснили бабуле правило. Я теперь ещё умнее буду. Вот Кощей – то удивится. Ну, что, остаётесь или задание выполнять будете? Ладно, решайте.
(По щелчку мыши на экране появляются слова с пропущенными буквами: пр…шли, пр…неслись, пр…скакали, пр…мчались).
- Что, решить-то не можете?
Учитель:
- Можем. Ребята, для решения этой задачи у нас с вами есть подсказка. Посмотрите внимательно на волшебный экран, он нам поможет.
(На экране презентация по теме “Правописание приставок ПРИ - ПРЕ -”. Ученики, объясняя правило, ведут диалог с товарищами).
- Ребята, запомните, если слово обозначает приближение или присоединение, близость или неполноту действия, то пишется приставка ПРИ -. А в каких случаях мы должны писать приставку ПРЕ-?
Ученик:
Дождь непрерывно льёт в октябре,
Но умный дождь не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ-
Писать только ПРЕ - там надо.
Ученик:
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфеты.
Если ОЧЕНЬ такой или ОЧЕНЬ сякой,
ПРЕ - мы напишем при этом.
(На экране следующий слайд. Ученики объясняют правило, делают вывод. На партах лежат распечатанные опорные конспекты “Различай приставки”, словарные слова).
Учитель:
- А теперь полученные знания мы применим на практике.
(Под руководством учителя ребята выполняют задание, вставляют пропущенные буквы, проверяют полученный результат, приводят свои примеры).
- Всем ли понятно это правило? А вам, любезная Баба-Яга, понятно?
- Ага, это значит, я портрет Кощея прибью…Ой, да я это правило и без вас знала. Вы второе задание попробуйте выполнить, оно посложнее будет. Нужно заменить данные слова или выражения одним словом с приставкой ПРИ - или ПРЕ- .
(На экране следующий слайд. Учащиеся выполняют второе задание).
Баба-Яга:
- Справились и с этим заданием. Молодцы! Вижу, что устали. Предлагаю отдохнуть. Я буду вам читать небольшие четверостишья, а вы будете меня внимательно слушать и выполнять те действия, о которых идёт речь. (Физпауза на выполнение упражнений по физической и эмоциональной разгрузке).
“Ветер”
Ветер дышит, дышит
И деревья все колышет.
Ветер тише, тише,
А деревья выше, выше.
Сядем тише, тише.
(Руки вверх – глубокий вдох. Затем – в стороны, взмах кистями. Снова вверх – глубокий вдох. И вниз, продолжительный выдох. Дети садятся за парты.)
“Перчатки”
В ноябре, в декабре
Будет холод на дворе.
И тогда мы все, ребятки,
Будем надевать перчатки.
Будем так их надевать.
А потом вот так снимать.
(Под слова “в ноябре, в декабре” дети сжимают и разжимают пальцы рук; под слова “будет холод на дворе” потереть руки, поежиться; под слова “и тогда мы все ребятки” опять потряхивают кистями рук; под слова “будем надевать перчатки” заложить пальцы правой руки в левую так, чтобы получилась корзинка; под слова “будем так их надевать” показывают движением левой руки по правой, как будто надевают перчатку на каждый пальчик; под слова “а потом вот так снимать” движением правой руки показывают, как надо снимать с каждого пальчика.)
Баба-Яга:
- Ребятушки, боитесь, небось, что домой не
отпущу. Думаете, наверное, что Баба-Яга
злая-презлая, а я, может, добрая - предобрая,
красивая – прекрасивая, прехорошенькая!
А как вы напишите эти слова, с какой приставкой
ПРИ – или ПРЕ- ?
(Ученики отвечают на вопрос, аргументируя свой
ответ).
- Умницы! Теперь одно, последнее задание осталось,
и вы вернётесь к себе в школу. Смотрите, не
ошибитесь! А то вы мне здесь конкуренцию
составлять будете, умненькие вы мои! Вам нужно
выполнить морфемный разбор слова ПРИСТАВКА.
(Ученики выполняют задание).
Баба-Яга:
- Ребятки, вы верно справились со всеми заданиями. Молодцы! И теперь вы отправляетесь домой. Не забывайте меня, помните и о том, чему вы научились в пути. Закройте глаза, они очень устали; во время полёта домой глазки должны отдохнуть.
(Звучит музыка, Баба-Яга, прощаясь, улетает).
Учитель:
- Ребята, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Давайте вспомним наше путешествие и подведём итоги.
- Что нового вы узнали?
- Что помогало вам в пути?
- Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?
(Подводятся итоги первой части урока. Внимание акцентируется не только на обучающей, но и на воспитательной цели урока: без дружбы трудно было бы справиться с заданиями).
3. Закрепление пройденного материала.
Запись образца оформления выбора орфограммы: правописание приставки ПРИ - ПРЕ-
Диктант с комментированием (с целью осуществления обратной связи используются сигнальные карточки, которые позволяют учителю проконтролировать степень усвоения материала каждым учащимся класса.
(Прекратить спор, пригласить в гости, приехать домой, прекрасный цветок, приклеить к стене, присоединиться к отдыхающим, привокзальная площадь, большая преграда).
Индивидуальная работа: тестирование на компьютере (программа “Грамотей”) – 7 человек (проводится с целью контроля за полученными в ходе урока знаниями).
Распределительный диктант. Цель: формирование умения видеть орфограмму и соотносить написание букв со значением приставки.
Присоединение-приближение | Неполнота действий | Близость к предмету | Пре - = очень | Пре - = пере |
(Превосходный, присесть, огромный-преогромный, присказка, приплюсовать, преступник, примёрзнуть, придержать, преувеличить, приморский, приземление, пристегнуть, преграда).
Устная работа с текстом:
- Анализ строения текста (тема, микротемы);
- Определение типа речи (повествование);
- Формирование идеи текста;
- Поиск и осмысление изобразительно – выразительных средств.
После долгой борьбы с зимой пришла долгожданная весна. Погода стояла прекрасная. Пригревало весеннее солнышко, подмигивая всем вокруг. Лес преобразился, надев зелёный наряд. На пригорке появилась молодая травка и улыбнулась солнышку. Весело щебетали прилетевшие с юга птицы.
Все радовались приходу весны.
Выборочный диктант с последующим восстановлением текста. Цель: формирование умения выделять из текста необходимый материал, развитие орфографической зоркости.
Задание: выпишите из текста слова на изученную орфограмму, обозначьте условия выбора орфограммы, по записанным словам устно попытайтесь восстановить текст.
(Пришла, прекрасная, пригревало, преобразилась, на пригорке, прилетевшие, приход).
4. Подведение итогов урока.
- Действительно, ребята, всё в природе радуется приходу весны, теплу, солнечному свету. Особенно теплые лучи солнца радуют норильчан, потому что мы очень соскучились по солнышку за время долгой полярной ночи. А чему сегодня на уроке радовались вы?
- О каких приставках вы сегодня узнали?
- Расскажите о правописании приставок в значении близости к предмету, неполноты действия. Приведите примеры.
- Какая приставка, ПРИ – или ПРЕ -, пишется, если по значению её можно заменить приставкой ПЕРЕ - ? Приведите примеры.
- Какая приставка, ПРИ – или ПРЕ -, пишется, если по значению она близка к слову ОЧЕНЬ? Приведите примеры.
- Какие качества помогли вам добиться успеха?
- Что значит дружба в вашей жизни?
5. Выставление оценок.
6. Домашнее задание.
- выучить правило о правописании приставок ПРИ - ПРЕ- $ 54;
- напишите мини - сочинение о дружбе (10 -15 предложений) (для учащихся группы А);
- выполнить упр. 688, 693
Самостоятельная работа по теме “Правописание приставок ПРИ – ПРЕ - ”
Задание № 1: подберите к каждому глаголу подходящие по смыслу слова (из заключённых в скобки) и запишите словосочетания. Объясните различия в написании приставок, используя опорный конспект.
Прибывать – пребывать (поездом, в Москве); придать – предать (значение, товарищей); приступить – преступить (закон, к учению); призирать – презирать (сироту, предателя); приклонить – преклоняться (колени, перед талантом).
Опорный конспект.
Различай значение приставки:
ПРЕ - | ПРИ - |
Пребывать (находиться где – нибудь) | Прибывать (приходить или приезжать к месту назначения) |
Презирать (ненавидеть) | Призирать (давать кому-нибудь приют) |
Предать (изменнически выдать) | Придать (дать дополнительно, изменить что-либо, прибавить) |
Преклоняться (оказать почтение, уважение) | Приклониться (низко нагнуться к чему-нибудь) |
Задание № 2: замени выделенные слова одним словом с приставкой ПРИ -.
Город около моря; участок при школе; посёлок на берегу Волги; посёлок около города; населённые пункты около Байкала; площадь перед вокзалом.
Задание № 3: спишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания; выделите слова с приставкой ПРИ -, определите значение приставок.
Для учеников группы А (сильные учащиеся): определите, с помощью каких изобразительно- выразительных средств автор рисует картину.
Волны моря с тихим плеском наб…гают на пр…брежные камни бьются среди крутых скал. Я делаю ещё один шаг, пр…касаюсь к наб…гающей пене и погружаюсь в зелёное мерцание волн. И…чезают шум пр…боя скалы над головой и за стеклом маски возникает подводный мир. Незримые дороги открываются передо мной. Они нач…наются у самого берега и ра..бегаются в разные стороны Перес…кают зар…сли водор…слей огибают подводные скалы. Дороги уходят вдаль и и…чезают в т…мноте больших глубин.
(По В. Астафьеву.)