Литературный вечер для начальных классов, посвященный творчеству К.И. Чуковского "Великий сказочник – К.И. Чуковский"

Разделы: Начальная школа


Цели:

образовательные:

  • привить любовь к книге, научить думать, а не только запоминать;
  • расширение читательского кругозора детей;
  • привитие интереса к предмету.

развивающие:

  • развитие навыков осознанного восприятия текста;
  • умения анализировать, обобщать, делать позитивные выводы; развитие логического мышления, внимания;
  • привитие интереса к чтению сказок К.И.Чуковского;
  • развитие эстетического восприятия художественной литературы.

воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать культуру чтения, неутолимую потребность в нем.

Форма проведения: литературный вечер для начальных классов

Оформление зала:

  • портрет К.И.Чуковского
  • Плакат «Талант у К.И.Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный» (И. Андроников)
  • Выставка рисунков к сказкам К.И.Чуковского.

Оборудование:

  • большой игрушечный телефон;
  • воздушные шары с рисунками сита, корыта, лопаты, метлы, топора, кочерги;
  • медали для награждения за викторину, на которых нарисованы рисунки к сказкам:
    №1 к сказке «Путешествие Бибигона»
    №2 к сказке «Крокодил»
    №3 к сказке «Тараканище»
    №4 к сказке «Чудо-дерево»
    №5 к сказке «Краденое солнце»;

Книга для путешествия по сказкам:

1 лист «Айболит»

2 лист «Мойдодыр»

3 лист «Муха – Цокотуха»

4 лист «Путаница»

5 лист «Бармалей»

6 лист «Телефон»

7 лист «Федорино горе»;

Грамзапись «Доктор Айболит» И.Морозова

ПЛАН:

I. Вступительное слово учителя.

II. Путешествие по сказкам К.И.Чуковского

1 лист «Айболит»
2 лист «Мойдодыр»
3 лист «Муха – Цокотуха»
4 лист «Путаница»
5 лист «Бармалей»
6 лист «Телефон»
7 лист «Федорино горе»;
(Для каждого листа использовать соответствующие иллюстрации)

III. Литературная викторина

IV. Итог

Учитель:

Солнце садится. Все меркнет и ночь наступает.
Снова на Землю спускается время чудес...
Словно Чуковские сказки в ночи оживают,
Грезит фантазией весь этот мир до небес.

Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме жил высокий седой человек. С ним были знакомы все дети Москвы и все дети нашей страны. Малышам он казался, наверное, великаном и волшебником из самой настоящей сказки. Они гордились дружбой с ним и называли великана ласково – Чукоша.

Великан этот был писателем Корнеем Ивановичем Чуковским. А когда-то он был мальчишкой по имени Коля и вовсе не думал, что станет когда-нибудь великаном.

Он родился в Петербурге, но детство провел в Одессе, учился там, в гимназии, а затем самостоятельно изучал по растрепанному учебнику английский язык и брался за любую работу, чтобы помочь матери и брату. Они жили очень бедно.

Настоящее имя мальчика было Николай Корнейчуков. Но когда он подрос и занялся журналистикой, стал подписываться – Корней Чуковский. Так новое имя навсегда за ним и осталось.

31 марта 2007 года мы отметили 125-ю годовщину со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского.

Сегодня мы совершим путешествие по страницам произведений великого детского писателя.

Открываем страницу нашей книги, но прежде чем открыть первую страницу помогите отгадать загадку.

И зайчиха, и волчица
все бегут к нему лечиться,
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор... (Айболит)

звучит музыка композитора И.Морозова «Доктор Айболит»

входит Айболит и говорит:

Ну, веселые детишки,
И девчонки, и мальчишки,
Я сегодня вам припас
Интереснейший рассказ.

ребята: Где он, доктор?

Айболит:

В этой книжке (открывает 1 лист)
Слушайте, детишки,
Что здесь в этой книжке.

(Далее подготовленные учащиеся выразительно читают несколько частей из произведения «Айболит»).

Учитель: Доброго и справедливого Айболита ребята знают с самого раннего детства...

(вдруг за дверью слышится крик о помощи и в зал вбегает грязный растрепанный мальчик, а за ним два крокодила Тотоша и Кокоша)

Айболит: Что здесь происходит?

Тотоша:

Что такое?
Что случилось?
Отчего же
Все кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?

Кокоша:

Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами
Кочерга за кушаком –
Все вертится
И кружится
И несется кувырком

(в зал под музыку входит Мойдодыр)

Мойдодыр:

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя

Тотоша:

Ранним утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.

Кокоша:

Ты один не умывался
И грязнулею остался
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.

Мойдодыр:

Я Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут –
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку,
С головою окунут.

(мальчик со слезами выбегает из зала)

Учитель: Ребята, вы узнали наших героев?

Ребята: Да

Учитель: Со страниц какой книги они к нам пришли?

Ребята: «Мойдодыр»

(открывается 2 лист)

В зал входит Грязнуля, только теперь чисто вымыт, причесан и громко читает:

- Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани
В реке, в ручейке, в океане
И в ванне, и в бане,
всегда и везде
Вечная слава воде!

(наши герои проходят и садятся зал)

Айболит:

Ну, не ссорьтесь.
Побыстрее успокойтесь.
Наберитесь-ка терпенья,
Продолжаем наше чтенье.

Учитель. Ребята, попробуйте догадаться: о каком произведении пойдет речь дальше?

Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, -
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра
Нынче кто у нас именинница?

Ребята: Муха – Цокотуха!

(открывается 3 лист)

Выходит несколько учащихся, одетых в костюмы героев из этого произведения и читают стихотворение.

Учитель: Но давайте продолжать.

Айболит (держит в руках книгу «Путаница»)

Попрошу мне не мешать.
А вот тут я не пойму
Что, откуда и к чему

(открывается 3 лист)

(Группа ребят читает стихотворение «Путаница»)

Айболит:

Не могу я утерпеть,
Хочется мне посмотреть,
Что на следующей странице!

(переворачивает страницу. На сцену выскакивает Бармалей и с ним 2 разбойника)

Айболит: Кто вы?

Бармалей: Кто я! Кто я? Ха-ха-ха!

(звучит музыка и под нее наши герои поют)

Бармалей:

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, -
Не ходите, дети,
В Африку гулять.

Разбойники: (хором)

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар – ма – лей.

1 разбойник:

Он бегает по Африке
И кушает детей –
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!

2 разбойник:

И папочка и мамочка
Под деревом сидят
И папочка и мамочка
Детям говорят;

Бармалей:

Африка ужасна,
Да – да – да
Африка опасна,
Да – да – да
Не ходите в Африку,
Дети, никогда!

1 разбойник:

Но папочка и мамочка уснули вечерком,
А Танечка и Ванечка – в Африку бегом, -
В Африку!
В Африку!.....

2 разбойник:

Таня – Ваня задрожали –
Бармалея увидали.
Он по Африке идет,
На всю Африку поет:

Бармалей:

Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких
(да, очень маленьких!)
Детей!

(Бармалей и разбойники уходят из зала, музыка прекращается)

Айболит: Ребята, в наших руках судьба не только Тани и Вани, но и всех детей Африки. Помогите мне разгадать кроссворд. Вспомните с какими животными встретились в Африке Таня и Ваня? <Кроссворд>

Входит Бармалей и читает:

Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!
По базарам, по базарам буду, буду я гулять!
Буду даром, буду даром пироги я раздавать,
Кренделями, калачами ребятишек угощать.
А для Ванечки
И для Танечки
Будут, будут у меня
Мятны прянички!
Пряник мятный,
Ароматный,
Удивительно приятный,
Приходите, получите,
Ни копейки не платите,
Потому что Бармалей
Любит маленьких детей,
Любит, любит, любит, любит
Любит маленьких детей!

Ребята, простите меня, пожалуйста. Можно я останусь с вами? (проходит в зал)

Вдруг раздается телефонный звонок.

Айболит (берет трубку):

Кто говорит?
Откуда?
Что вам надо?

(вешает трубку и переворачивает следующий лист - «Телефон»)

Выходят дети в костюмах героев из стихотворения и читают стихи.

Айболит:

Ой, на следующей странице
Кто-то едет, кто-то мчится!
Эй, ребята, кто же там?

(переворачивает следующий лист - «Федорино горе»)

Выходят девочки в чистых фартушках и платочках и выносят воздушные шары, на которых нарисованы или наклеены картинки с предметами: сито, корыто, лопата, метла, топоры, кочерга, ножи, чайник и т.д. Девочки отпускают шары и начинают читать 1 и 2 часть. Когда начинают 3 часть «А за ними вдоль забора...» выходит Федора и начинает ловить шары, но не может. Девочки читают стихотворение. Наконец шары пойманы.

Федора:

Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!

Дети заканчивают читать стихотворение

Учитель: Путешествовать по страницам великого сказочника 20 века можно бесконечно, потому что творчество его интересно и многогранно. Великого Чукошу читают не только дети и взрослые. Ведь его произведения учат нас доброте, честности, порядочности, трудолюбию и многому хорошему.

Закончим наше путешествие викториной по сказкам Чуковского. <Викторина>

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие.

(Звучит веселая музыка. На сцену выходят герои произведений К.И. Чуковского и держат в руках его книги).

Айболит: (в руках портрет К.И.Чуковского)

Ну, спасибо вам, ребята!
Ну, спасибо вам, зверята!
Я благодарю вас всех
За подарки и за смех.
И давайте поскорее
Скажем дружно всем вокруг:
«Он наш самый лучший друг!»

Все: Он наш самый лучший друг!

<Литература>