Содержание
- Пояснительная записка
- Программа «Родничок» профильной смены ДОЛ с дневным пребыванием
- Список рекомендуемой литературы
- Приложения
- Режим работы ДОЛ
- Календарный план группы
- План занятия по теме «Моя семья»
«Все взрослые когда-то были детьми,
только мало кто из
них об этом помнит»
Антуан де Сент-Экзюпери
Детство - уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Именно в детстве формируются умы и сердца наших детей. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает. По словам Д.И.Писарева, «…только в молодости человек может развернуть и воспитать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что-то не развилось в молодости, то останется неразвитым на всю жизнь» Национальная культура складывается из традиций народа. Она должна бережно копиться и передаваться из поколения в поколение. Особенно важно сегодня культурно-речевое воспитание детей. И чем раньше начинается обучение ребенка различным формам общения, тем больше возможностей у него для прочного овладения этими формами. С возрастом круг общения ребенка расширяется, поэтому важно помочь ему научиться правильному общению, что облегчит решение сложных жизненных проблем. Любознательность, пытливость, желание узнавать – это те самые первые, самые необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к школе, будущей жизни в целом.
Правила поведения в обществе тесно связаны с этическими нормами, в основе которых лежат нравственные принципы: доброта, вежливость, внимание и уважение к окружающим, что закладывается в дошкольном возрасте. Формы организации деятельности позволят дать детям азы человеческого общения, возможность правильно оценить и понять поступок сказочного героя, уловить «намек», в котором преподносится «добрым молодцам урок».
Объединение усилий педагогов и родителей обеспечит ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в лагере, что поможет развитию основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечит подготовку к школе.
Форма организация деятельности – интеллектуальные, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, развлечения, художественная деятельность.
Участники смены: 22 ребенка
Место проведения: МОУ «Кочкинская средняя общеобразовательная школа».
Цель программы:
- создать условия для понимания детьми своего внутреннего мира,
- способствовать повышению уровня подготовки к школе, укреплению здоровья детей, расширению содержания общения со сверстниками,
- создать условия для понимания нравственных качеств: вежливость, доброта, уважение.
Задачи:
- осознать, как я проявляю заботу о родных, знакомых, друзьях…
- побудить детей к проявлению заботы к окружающим людям, себе, своей душе.
- усвоить понятие терминов «доброта», «вежливость», «уважение».
Условия реализации программы.
Главной задачей для каждого ребенка становится познание самого себя и окружающего мира, обучение жизненно важным навыкам общения с взрослыми и со сверстниками. Большая работа направлена на сплочение детского коллектива, т.к. только при полном понимании и согласии можно добиться поставленной цели. Ребенок, как солнечный зайчик, как лучик солнца и важно поддержать, вдохновить его и разделить с ним радости и трудности пути по стране Детства. Проводником будет являться «Альбом открытий», а сотрудничество педагогов и родителей поможет достичь поставленных целей.
Каждое утро в лагере начинается с веселой зарядки под музыку. После зарядки – планирование своей деятельности в течение дня. Программой предусмотрены образовательные и развлекательные мероприятия. Они учат отличать добро от зла, уметь анализировать свои поступки, поступки своих товарищей и т.п. Проведение игр на свежем воздухе способствует закаливанию организма детей, сплочению и организации детского коллектива. Приложение 1.
Итоги дня ребята анализируют самостоятельно: что хорошего сделал каждый из них, в чем ошибся, что узнал нового, чему кого-то научил, с кем поделился добротой, сочувствием и советуют, кому подумать над своим поведением. Приложение 2.
«Дневник знаменательных событий» расскажет о жизни в лагере. Приложение 3.
Предполагаемые позитивные результаты:
- дети получат навыки культурного общения с взрослыми и сверстниками, усвоят необходимость уважительного отношения к окружающим, познакомятся с нравственными основами общества, попробуют заглянуть в свою «душу», научатся анализировать и оценивать свои поступки, и поступки своих товарищей;
- познакомятся с правилами поведения, расширят кругозор, пополнят словарный запас, построят «Дом добра и дружбы».
- научатся строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной творческой и игровой деятельности.
Предполагаемые негативные результаты:
- возможно проявление неуверенности в себе, застенчивости (возрастные особенности детей 6-7 лет).
- понимание и объяснение правил поведения, но не соблюдение их в повседневной жизни.
Компенсация предполагаемых негативных результатов:
- игры, беседы, индивидуальный подход, работа с родителями, консультации и беседы психолога.
Ресурсное обеспечение:
- альбомы открытий
- настольные игры
- видеофильмы
Литература:
- Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.- 128 с.
- Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М., 1988
- Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 5. – М.: ТЦ Сфера, 2003.-64с.
- Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей, родителей./Авт.-сост. Глебова С.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.- 11 с.
- Изучение нравственной воспитанности младших школьников/. В Петрова, Т.Стульник, И.Хомякова.- Сельская школа,2005, №1 с.38-43
- Клюева Н.В., Касаткинв Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль, 1996.
- Колпакова Н.В. Альбом открытий, 2004
- Корнеева Е.Н. Ох, уж эти первоклашки! – Ярославль: Академия развития, 1999-192с.
- Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М.,1999.- 127 с.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки.– Москва, 1993.