ЦЕЛИ:
- образовательная – отработка навыка способа действия при выборе написания в существительных суффикса –чик- или –щик-; отработка навыка способа действия при написании суффиксов –ек- или –ик-; отработка навыка правильного выбора О-Е в суффиксах существительных после шипящего;
- воспитательная – выработка навыка взаимодействия в группе;
- развивающая – развитие внимания, орфографической зоркости, слуховой и моторной памяти.
ЗНАТЬ: об образовании существительных с помощью суффиксов –ок-, -ек- -онок-, -ик-, -чик-, -щик- и условиях выбора в них гласных о-е, е-и.
УМЕТЬ: применять способ действия для правильного написания суффиксов –чик-, -щик-; владеть способом действия при выборе суффиксов –ек-, -ик-; применять правильно правило при выборе о-е в суффиксах существительных после щипящего.
ХОД УРОКА
Учитель. У нас сегодня урок-взаимообучение. Вы будете работать в 4-х группах. Каждый член группы будет иметь свой номер и свою тему (на изучение тем отводится 2 урока). Мы рассмотрим 3 темы:
Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик). Орфограмма № 33
Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик. Орфограмма № 34
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. Орфограмма № 35
Чтобы учащимся был понятен ход урока, воспользуюсь орг. схемой урока:
1) организационный момент (3 минуты)
2)
орф. № 34 основные группы, состоящие из разных экспертов, получают задание (карточку-помощник)(15 минут) |
3 / 4)
3-й этап - все эксперты переходят из основных групп в рабочие, чтобы поделиться своим опытом, полученным в ходе самостоятельной работы каждого эксперта (7 минут)
4-й этап – все эксперты возвращаются в основные группы и выполняют задания (7 минут)
5)
5-й этап - все эксперты переходят из основных групп в рабочие, чтобы проверить правильность выполнения задания(при появлении спорных моментов, можно обратиться за консультацией к учителю или воспользоваться контрольной карточкой); все эксперты возвращаются в основные группы для взаимопередачи тем. (5 минут)
6)
в основных группах происходит взаимопередача тем. (5 + 20 минут)
7) у выполнение самостоятельной работы каждым учеником. (15 минут)
8) Rf рефлексия (заполнение учащимися последней графы таблиц) (5 минут)
условные обозначения:
У - учитель
у - ученик
э1, э2, э3 - эксперты
- основные группы
- рабочие группы
1 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
Когда учащимся понятен ход урока и они видят его в перспективе, понимают чем они будут заниматься на уроке, можно начинать работу….
2 ЭТАП Учащиеся работают в основных группах по 3 человека в каждой (всего 4 группы) Учащиеся под номером один получают карточку –помощник9показан порядок работы каждого ученика) и учебное задание:
КАРТОЧКА – ПОМОЩНИК для № 1
1. Этап. Внимательно слушай учителя!
2. Этап. Получи своё учебное задание. Отметь задание в контрольной карточке.
ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА
1) Самостоятельно поработай с т/м на стр.97. Прочитай предложенный Т/М под *, ответь на вопросы
2) Прочитай правило (орфограмму № 33), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.
3) Составь о/к или схему орф. № 33 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)
4) Будь готов к работе в группе по обсуждению изученной орфограммы.
3. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для обсуждения изученного материала. ПРИНИМАЙ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ. Внеси необходимые исправления в свою схему или о/к. если в этом есть необходимость.
4. Этап. По команде учителя вернись на своё прежнее место для работы с карточкой.
КАРТОЧКА
Спишите. Вставьте согласные Ч или Щ. Объясните свои действия. Выделите суффиксы.
Морожен...ик, буфет...ица, копиров...ица, груз...ик, коптиль...ик, фонар...ик, сбор...ик, разнос...ик, спор...ик, обман...ик, буриль...ик, перебеж...ик, зелен...ик, аппарат...ик, перепис...ик, 6ан...ик, вязаль...ик.
5. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для проверки выполненного тобой задания. При возникновении спорных вопросов обратись к учителю.
1. Этап. По команде учителя вернись в свою рабочую группу для обучения остальных членов группы. Взаимопередачу изученных тем начинают первые номера.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
- Доступно расскажи изученную тобой орфограмму другим членам группы.
- Убедись, что они правильно поняли тебя.
- Предложи им самим составить о/к или схему на изучаемую орфограмму.
- Покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.
- Продиктуй свою карточку членам группы(записывают, комментируя свои действия).
7. Этап. Когда взаимопередача тем будет завершена, выполни самостоятельную работу, применив полученные знания.
Стадия рефлексии. Заполнение таблицы.
+ орф. усвоил, всё понятно; * орф. усвоил, но хотел бы ещё поработать; ! с орф. не разобрался, нужна помощь. |
КАРТОЧКА-ПОМОЩНИК для № 2
1. Этап. Внимательно слушай учителя!
2. Этап. Получи своё учебное задание. Отметь задание в контрольной карточке.
ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА
1)Самостоятельно поработай с т/м на стр.100.
2) прочитай правило (орфограмму № 34), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.
3)Составь о/к или схему орф. № 34 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)
4)Будь готов к работе в группе по обсуждению изученной орфограммы.
3. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для обсуждения изученного материала. ПРИНИМАЙ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ. Внеси необходимые исправления в свою схему или о/к. если в этом есть необходимость.
4. Этап. По команде учителя вернись на своё прежнее место для работы с карточкой.
КАРТОЧКА
Спишите. Вставьте гласные Е или И. Объясните свои действия.
Арбуз...к — ..., горош...к — ..., бараш...к — ..., аппарит...к — ..., бегемот...к — .... сыноч...к — ..., грибоч...к — ..., берет...к - ..., височ...к — ..., билет...к — .... блокнот...к — ..., брат... к — ..., внуч...к— .... самолет...к — ....
5. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для проверки выполненного тобой задания. При возникновении спорных вопросов обратись к учителю.
6. Этап. По команде учителя вернись в свою рабочую группу для обучения остальных членов группы. Взаимопередачу изученных тем начинают первые номера.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
- Доступно расскажи изученную тобой орфограмму другим членам группы.
- Убедись, что они правильно поняли тебя.
- Предложи им самим составить о/к или схему на изучаемую орфограмму.
- покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.
Продиктуй свою карточку членам группы(записывают, комментируя свои действия).
7. Этап. Когда взаимопередача тем будет завершена, выполни самостоятельную работу, применив полученные знания.
Стадия рефлексии. Заполнение таблицы.
+ орф. усвоил, всё понятно; * орф. усвоил, но хотел бы ещё поработать; ! с орф. не разобрался, нужна помощь. |
КАРТОЧКА-ПОМОЩНИК для № 3
1. Этап. Внимательно слушай учителя!
2. Этап. Получи своё учебное задание. Отметь задание в контрольной карточке.
ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА
1) Самостоятельно поработай с т/м на стр.101.
2) прочитай правило (орфограмму № 35), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.
3) Составь о/к или схему орф. № 35 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)
4) Будь готов к работе в группе по обсуждению изученной орфограммы.
3. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для обсуждения изученного материала. ПРИНИМАЙ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ. Внеси необходимые исправления в свою схему или о/к. если в этом есть необходимость.
4. Этап. По команде учителя вернись на своё прежнее место для работы с карточкой.
КАРТОЧКА
Спишите. Вставьте гласные Е или О. Объясните свои действия.
боч...к, бараш...к, снеж...к, барсуч...нок, веноч...к, башмач...к, височ...к, бельч...нок. береж...к, песоч...к, бож...к, внуч...к, списоч...к, платоч...к, пастуш...к.
5. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для проверки выполненного тобой задания. При возникновении спорных вопросов обратись к учителю.
6. Этап. По команде учителя вернись в свою рабочую группу для обучения остальных членов группы. Взаимопередачу изученных тем начинают первые номера.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
Доступно расскажи изученную тобой орфограмму другим членам группы.
2. Убедись, что они правильно поняли тебя.
3. Предложи им самим составить о/к или схему на изучаемую орфограмму.
4. Покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.
Продиктуй свою карточку членам группы(записывают, комментируя свои действия).
7. Этап. Когда взаимопередача тем будет завершена, выполни самостоятельную работу, применив полученные знания.
Стадия рефлексии. Заполнение таблицы.
+ орф. усвоил, всё понятно; * орф. усвоил, но хотел бы ещё поработать; ! с орф. не разобрался, нужна помощь. |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Закрепление орфограмм № 33,34,35
Налад…ик, приказ…ик, овраж…к, воротнич…к, петуш…к, стаканч…к, домен…ик, пенёч…к, амбар…к, прыж…к, сверч…к, кладов…ик, друж…к, сплав…к, учет…ик.
УРОВЕНЬ “3”
Спишите, графически обозначьте изученные орфограммы.
УРОВЕНЬ “4”
Запишите слова в три столбика по видам изученных орфограмм. Графически обозначьте изученные орфограммы.
УРОВЕНЬ “5”
А) выпишите словосочетания “глаг. + сущ.”. Графически обоснуйте правописание.
- Послышался рож…к стрелочника.
- Дина его тянет руч…нками за рубаху изо всех сил.
- Мальчик был любимц…м у всех.
- Внуч…к вышел поиграть в песоч…к.
б) добавьте к словам суффиксы –чик или –щик. Запишите слова соответственно в две колонки.
Перевд…, перевоз…, настрой…, учёт…, перенос…, скуп…, упаков…, прогуль…, подряд…, бунтов…, набор…
В) Исправьте ошибки, графически обозначьте орфограмму.
Магнитек, лужочик, натюрмортек, огурчик, орешек, пакетек, парашютек, паравозик.
ЛИСТ ВОПРОСОВ
(для организации работы в группе по уяснению изучаемого материала)
НА ПОНИМАНИЕ;
Я правильно понял, что ...?
Я не совсем понял, что ...?
Я не согласен с тем, что ...?
Как можно сказать другими словами ...?
Прошу ещё раз повторить ...?
Приведи пример того, как ...?
В чём заключается основная мысль сказанного?
ВЫРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ;
- Я не знаю, какая буква пишется в слове ...
- Я знаю, какая буква пишется в слове..., но не знаю, почему.
- Я не могу применить правило к данному слову.
- Я не уверен в том, что ...
ОФОРМЛЕНИЕ ОТВЕТА;
Я считаю, что...
Я предполагаю, что ...
Так как ..., следовательно,...
Если ..., то...
Хочу сказать, что ...
Хочу обратить внимание на ...
Рассмотрев данный пример, я пришёл к выводу, что
Можно сделать вывод, что ...
Как организуется задание по карточкам.
Каждый из №/№ 1,2,3 работает над своей карточкой, затем сев для работы в рабочие группы , учащиеся проверяют задание по цепочке, читая по одному слову из карточки и объясняя правописание суффиксов или гласных в суффиксах существительных. При выявлении каких-либо несоответствий в ответах, члены группы могут воспользоваться контрольной карточкой или консультацией учителя.
Как организуется самостоятельная работа учащихся.
Работаю по системе ИОСО (индивидуально ориентированная система обучения), поэтому предлагаю учащимся разноуровневые задания
При выполнении разноуровневых заданий нужно исходить из следующего:
- каждому ученику должен быть предоставлен выбор уровня сложности;
- ученик должен понимать, что даже при отличном выполнении задания уровня “3” он может рассчитывать только на “3”;
- если ученик не справился с заданием своего уровня (даже если это уровень “5”), то его работа должна быть оценена “2” (что, возможно, жестоко, но зато приучает ребенка нести ответственность за свой выбор);
- нельзя допускать списывания, поэтому после того как дети определили уровень сложности, рекомендуется рассадить их по уровням (если вариант задания только один) или раздать варианты таким образом, чтобы не было возможности списать;
- учащимся, не освоившим даже уровень “3”, нужно предложить тренировочную карточку, содержащую не только задание, но и правило
- работа с разноуровневыми заданиями не должна быть стихийной или разовой, к ней нужно заранее готовиться, но, самое главное, ее результаты нужно обязательно анализировать. Для этого можно завести на каждого ученика одну папку (файл), в которой будут храниться все его работы в течение года, на папку можно приклеить контрольный листок
Дата_____________________________________
Вариант № | ||||||
Уровень | Оценка | Уровень | Оценка | Уровень | Оценка | |
ТЕМА I Буквы Ч и Щ В суффиксе –чик (-щик) |
||||||
2. Гласные в суффиксах -ек и -ик |
Систематически предлагая учащимся разноуровневые задания, я постепенно подвожу их к осознанному восприятию четвертной и годовой оценок, что немаловажно (ребенок должен постепенно привыкать к своей итоговой оценке, она не должна быть следствием случая).
Организация работы в группах
На данном уроке работают основные группы из 3 человек и рабочие группы из 4 человек.
Список групп заранее составлен и вывешен, там же указано место сбора каждой группы. Состав группы контролирует учитель.
При работе в рабочей группе распределены роли:
- Координатор деятельности группы
- Журналист ( задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задания, см. лист с вопросами)
- Регистратор (записывает результаты работы)
- Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чём только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль)
АНАЛИЗ УСВОЕННОСТИ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ.
Ф.И. | о/к, вызвавший наибольший интерес | № орф. для с/раб. |
№ изучаемых орфограмм | Орф. , вызвавшие затруднения. | Оценка за с/раб. | ||||
33 | 34 | 35 | 33 | 34 | 35 | ||||
1. Андреев А. | * | 34 | 4 | 5 | + | + | * | 4 | |
2. Артамонов А. | 33 | 4 | 4 | + | + | ! | 3 | ||
3. Баранов С. | ** | 35 | 4 | 4 | + | + | + | 4 | |
4. Васильева Ю. | 34 | 5 | 5 | * | + | + | 4 | ||
5. Заверюха Д. | ** | 33 | 4 | 4 | + | + | + | 4 | |
6. Иванов Д. | * | 33 | 5 | 5 | + | + | + | 5 | |
7. Литвинов С. | 35 | 3 | 4 | + | + | + | 3 | ||
8. Мельникова О. | 35 | 4 | 3 | + | + | + | 4 | ||
9. Новомодный В | *** | 33 | 5 | 5 | + | + | + | 5 | |
10. Пасечник В. | ** | 34 | 4 | 5 | + | + | + | 5 | |
11. Попова М. | 33 | 4 | 5 | + | + | + | 5 | ||
12. Смолина Н. | * | 35 | 5 | 4 | + | + | + | 5 | |
13. Фадеев Д. | * | 34 | 5 | 5 | + | + | + | 5 | |
+ орф. усвоил, всё понятно;
* орф. усвоил, но хотел бы ещё поработать;
! с орф. не разобрался, нужна помощь.
В графе “№ изучаемых орфограмм” учащиеся выставляли оценки за качество передаваемых орфограмм.
Всего в классе 13 человек
Выполняло самостоятельную работу 13 человек
“5” - 6
“4” - 5
“3” - 2
“2” - 0
Общая успеваемость: 100%
Качество успеваемости: 84,6%