Цели:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с буквами М м и звуками [м] [м/]
- Показать, что одно и тоже слово может иметь несколько значений
- Повторить изученные буквы.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Воспитывающие:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Картина леса
- Рисунок гриба
- Тексты о грибах
- Загадки о животных
- Шаблоны гриба
- Слоги указывающие начало слова
- Запись мелодии птиц
- Рисунки волка, лисы, ежа, филина, белки.
Ход урока
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, мы должны отгадать загадку – ключ. (На листе написана загадка)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб)
Но мы с вами сделали только полдела, теперь мы должны правильно написать слово гриб.
(Дети печатают в тетрадях слово гриб, а в это время открывается доска с изображением леса)
Рис.1
I. И вот мы в лесу.
Нашим проводником будет вот этот гриб.
Рис. 2
Вот какая история произошла с ним однажды.
Жил в лесу гриб лисичка со своими грибятами. Один грибёнок был очень не послушным и ушёл в лес без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверёк с большим пушистым хвостом. Ты кто? – спросил грибёнка зверёк. Я — лисичка, ответил грибёнок. Вот здорово, - обрадовался зверёк, - я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник? Ты всё перепутал, - ответил грибёнок, - охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковородке…..
(Учитель выдерживает паузу, чтобы дети осмыслили содержание услышанного).
- Что за “лисички” встретились ?
Кто из них прав? (Оба по своему)
Почему же лисички не поняли друг друга?
Вывод: Одно слово обозначает несколько предметов.
- Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему? (Ответы детей)
- Да потому, что грибы растут только в лесу.
Работа над предложением
На доске написан текст:
Гриб – дитя леса. В степи нет грибов.. Всем известно, что если посеять и вырастить лес в чистом поле, то начнут родиться в нем грибы, свойственные породам деревьев разведенного леса…
Народ, признавая влияние деревьев на грибы, дал некоторым из них названия, происходящие от названия деревьев: подберёзовик, подосиновик, дубовик. (Текст могут прочитать хорошо читающие дети.)
- Почему грибы так назвали?
- Кто из вас ходил в лес за грибами?
- Как надо собирать грибы? (Срезать ножом, нельзя рвать, так как можно повредить грибницу.)
- Что может произойти, если грибники будут рвать грибы? (Их не станет, и могут погибнуть животные и птицы, так как будет меньше корма.)
II. Физкультминутка (Играет спокойная музыка)
Идём в лес по грибы. Встали рано утром. Потянулись. Сделали зарядку (несколько движений), умылись ( имитация), оделись, взяли корзинки и пошли.
Идём по лесу. Деревья большие, раздвигаем ветки ( имитация). Чтобы найти гриб, надо наклониться. Увидели. Присели, срезали, положили в корзинку. Пошли дальше.
Ещё гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку…
Полная корзинка.
III. Работа в тетрадях для печатания
Задание: записать схему слова, написать гласный, поставить ударение.
IV. Загадки
- А это кто нам встретился в лесу?
Кто зимой холодной
Ходит злой , голодный? (Волк)
Не портной, а всю жизнь
с иголками ходит ( Ёж)
Рыжая с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом. (Лиса)
Живёт в лесу, ухает, как разбойник;
Люди его боятся, а он людей боится. (Филин)
В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле , живёт в тепле?(Белка)
V. Белка принесла нам грибочки. (Детям, раздаются шаблоны грибов, которые они обводят в своих тетрадях и выполняют штриховку прямыми линиями с закруглениями вправо и влево.)
Рис . 4
Грибок вывел нас на полянку, но на ней кто-то есть. Кто это, грибок?
- Это мышонок Мыша и медвежонок Миша. О чём они говорят?
VI. Инсценировка диалога Мыши и Миши
Мыша: Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей …
- Малины! – заорал Миша.
- Да при чем здесь малина? Я хотел сказать: “Лучше нашей (мамы)”
- Это тоже здорово! А теперь я сочиню…
- А про что?
- Ну, хотя бы про мухомор.
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
- Что ты, что ты! – испугался мышонок.- Мухоморы нельзя есть, в больницу попадёшь. Вот слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…
- Айболит! – закричал медвежонок.
-Да не Айболит, а (муравей). Айболит лечит зверей, а муравей- лес.
- Откуда ты так много знаешь?
- Кто много читает, тот много знает!
Ребята, прислушайтесь внимательно к словам: мама, малина, мухомор, муравей, медведь, мышь. Какой звук есть во всех этих словах? [м]. Какой это звук ? (Согласный, звонкий.) Докажите.
Сравните: Мыша, Миша. Один ли и тот же звук? ( Нет: [м] [м,].)
Звуки [м] [м,] записываются буквой …(М).
VII. Запись в тетрадях для печатания букв М м, предварительно сравнив.
Сравнение букв: М м и М м. Письмо в прописях : м м м М М М
VIII. Физкультминутка для рук и глаз
IX. Чтение и запись в прописях слогов и слов с буквой “М”
X. Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мы вновь очутились дома, в классе, мы должны выполнить задания нашего грибочка.
Какие грибы здесь спрятались?
Подведение итога:
- Наше путешествие завершилось.
- Кому было интересно?
- Какие открытия вы сделали?
- Что особенно запомнилось?
- Насколько продвинулся в достижении цели?
Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем.
Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради лицо человечка.