Раннее обучение английскому языку с использованием информационных технологий

Разделы: Иностранные языки


Раннее обучение английскому языку с использованием возможностей компьютера и обучающих компьютерных программ - это веление времени и необходимость, возникшая в связи с новыми условиями образовательной действительности.

Целесообразность раннего обучения иностранному языку, наконец, официально признана государством. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте - от рождения до 12 лет. Приближение начала изучения иностранного языка к началу развития ребенка приводит к тому, что все оказываются способными к успешному овладению иностранными языками, в отличие от взрослых.

В познавательной деятельности восприятие связано с вниманием. Внимание младшего школьника отличается непроизвольностью, неустойчивостью, оно легко переключается и отвлекается. В этом возрасте учащиеся обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес. У детей есть непосредственный интерес к изучению языка, им хочется слышать и самим говорить на английском языке.

Наряду с этим очень высок интерес детей младшего школьного возраста ко всему, что связано с компьютером. Да и компьютер сейчас становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Всё это является сильнейшим мотивационным фактором в раннем обучении английскому языку с использованием информационных технологий.
Нами была разработана и апробируется второй год экспериментальная образовательная программа Изучаем английский язык с компьютером для детей младшего школьного возраста, рассчитанная на два года (288 часов). Программа апробируется в рамках дополнительного образования детей.

Учет особенностей возраста - это отправная точка для конструирования курса обучения. Дети воспринимают мир целостно. Их любимые занятия - раскрашивание, рисование, конструирование, игра. На занятиях используются эти особенности, учащиеся рисуют в графическом редакторе, печатают в текстовом редакторе, играют в развивающие игры, работают с обучающими программами игрового характера.

Все виды деятельности типичные для школьника младшего школьного возраста включаются в общую канву занятия кружка (пение, рисование, танец, зарядка, чтение стихов и т.д.) А когда сюда добавляется работа на компьютере с графическими объектами и текстами на английском языке, эффективность занятий возрастает многократно.
Одновременно с обучением чтению ведется работа по овладению каллиграфией и орфографией английского языка. При овладении графической стороной изучаемого языка детьми пишут полупечатным шрифтом, который в настоящее время получил распространение. Пользование полупечатным шрифтом облегчает процесс обучения чтению, благодаря сходству начертания букв.

Печатая слова и предложения на компьютере, учащиеся изучают английскую клавиатуру, овладевают орфографией английского языка. Сложность и объем заданий постепенно возрастает. Вначале учащиеся учатся писать отдельные слова, которые встречаются при чтении, записывают предложения с помощью моделей. Со временем обучение письму происходит в русле решения коммуникативных задач: выписать из теста предложения, подтверждающие какое-либо утверждение, составить собственные предложения и записать (с опорой или без опоры на модели), составить план.

Изучение языка немыслимо без привлечения наглядности. Она необходима на всех этапах урока, будь это объяснение нового материала или опрос, повторение или закрепление. Большую помощь в этом могут оказать специальные обучающие компьютерные программы, которые планируется использовать на всех этапах обучения английскому языку.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволяет облегчить труд учителя. Например, использование тестов в тестовой оболочке Hyper Test позволяет учителю экономить время при контроле различных видов речевой деятельности. Учащиеся же при этом приобретают навык работы с тестами, который пригодится им в старших классах и при подготовке к ЕГЭ.

Для реализации данной программы необходимо наличие определённых условий.

Это:

  • оснащение кабинета современным компьютерным оборудованием (или свободный доступ в школьный кабинет информатики);
  • наличие необходимого программного обеспечения;
  • высокий уровень владения компьютером учителя английского языка.

Цель: дать учащимся младших классов начальные знания по английскому языку с использованием возможностей компьютера

Задачи:

Образовательная:

  • обучать различным видам речевой деятельности с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся начальных классов;
  • обучать школьника использованию компьютера для решения стоящих перед ним задач.

Развивающие:

  • развивать лексические, грамматические, фонетические навыки учащихся;
  • стимулировать творческую активность личности;
  • развивать способности к решению возникающих проблем.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию мира, умению сотрудничать в процессе обучения,
  • развитие навыков самоконтроля, умения оценивать свою работу и результат.

Учёт психолого-физиологических особенностей учащихся

Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка. Дети 7-10 лет впитывают иностранный язык как губка опосредованно и подсознательно. Они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на иностранном языке по данной теме. Объем внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются. У младших школьников хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго). Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха.

По Пиаже все дети проходят одинаковые стадии когнитивного развития,

но с разной скоростью. Периоды быстрого прогресса могут чередоваться с периодами, когда успех менее заметен. Чтобы эффективно спланировать процесс обучения детей младшего школьного возраста, учителю необходимо знать периоды когнитивного, эмоционального, физического, социального и языкового развития ребенка.

Познавательное развитие связано с общим интеллектуальным развитием ребенка. Понятия, усвоенные в родном языке, могут быть перенесены на иностранный язык и усвоены быстрее тех, с которыми ребенок не был знаком в родном языке, а узнал их на уроках иностранного языка. Кроме того, из-за индивидуальных особенностей детей в познавательном развитии учить весь класс одинаково нецелесообразно, лучше поделить их на малые группы, и уже в группах осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Эмоциональная сторона обучения так же важна, как когнитивная. В эмоциональную сферу входит Я-концепция, навыки общения и межличностного взаимодействия, целеустремленность и способность идти на риск. Известно, что дети, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей и даже становятся неуспевающими. Важно также помнить, что дети обладают разными темпераментами: некоторые агрессивны, другие застенчивы, третьи слишком тревожны, болезненно переживают свои неудачи и боятся сделать ошибку. Учет всех этих различий поможет учителю подобрать каждому ребенку более подходящее задание или роль. Чрезвычайная чувствительность младших школьников к окружающей среде, обостренное восприятие своих достижений и неудач, наличие динамической связи между эмоциональным настроем и школьной успеваемостью говорят о том, что эмоциональное развитие должно стать предметом пристального внимания при обучении учащихся 1-4 классов.

Необходимо учитывать и особенности физического развития детей 7-10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Оно также влияет на умение держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку. Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому желательно во время урока давать им такие задание, которые позволяли бы детям двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы).

Подводя итог вышесказанному, можно определить следующие основные потребности учащихся 1-4 классов:

  • потребность в движении;
  • потребность в общении;
  • потребность ощущать безопасность;
  • потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;
  • потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;
  • потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как личностям.

Из этого следует, что основой отношений учитель- ученик, родитель - учитель должно стать доверие.

Оценка эффективности программы

Программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием личности обучаемых, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики. Анкеты помогают педагогам лучше узнать своих воспитанников, отношение родителей к успехам своих детей в изучении английского языка, прогнозировать действия по развитию творческой активности воспитанников.

В течение курса и по его окончании на каждого воспитанника заполняется диагностическая карточка учета творческого роста и результативности обучения, ведётся личное портфолио, и отмечаются особые заслуги воспитанника в деятельности кружка.

Немаловажным условием оценки результативности работы является участие детей в праздниках, массовых мероприятиях, творческих конкурсах, планируется их участие в дистанционных эвристических олимпиадах.

Важная оценка - отзывы обучаемых, их родителей, педагогов.

Ожидаемые результаты от программы:

1) практический:

  • овладение детьми начальными знаниям по английскому языку;

2) личностные:

  • формирование у учащихся устойчивой мотивации к изучению английского языка;
  • расширение кругозора учащихся, совершенствование у них навыков общения;
  • повышение статуса ребят в школьном и классном коллективе;
  • развитие творческих способностей.

Примерное содержание программы

I год обучения

I. Алфавит, транскрипция, лексика по теме Знакомство

Практика: анкетирование Для чего нужен английский язык?; отработка особенностей английского произношения; знакомство с английским алфавитом; аудирование и отработка выражений классного обихода; знакомство с лексикой, используемой для формулирования заданий учебника; работа над каллиграфией - написание букв и слов; введение лексики по теме Знакомство; работа с компьютерной программой Английский для детей - раздел Алфавит.

II. Еда, Классная комната

Практика: Введение и отработка в речи структур What's this?, It's a (banana)/an (apple), Is it a (rubber)? Yes, it is. No, it isn't. Изготовление карточек с изображением продуктов.

III. Множественное число, цвета, счет до 10

Практика: числительные от 1 до10; работа с компьютерной программой Английский для детей - разделы Счёт, Раскраска.

IV. Семья, Профессии

Практика: введение и отработка в речи структур He's/She's a (doctor). Is he/she a (farmer)? Yes, he/she is. No, he/she isn't. How old are you? I'm (seven). Who's that? That's (Helen). (She's) my (sister). It's Bobo's sister). (Her name's Bonny). What's his/her name?

V. Животные

Практика: работа с компьютерной программой Несерьёзный английский - игры про животных; введение и отработка в речи структур It's/They're (big). (It's) very (old). (It's) (150).

VI. Действия

Практика: введение и отработка в речи структур I/He/She can/can't (read). Can he/she/you (read)? Yes, he/she/I can. No, he/she/I can't; выполнение подстановочных упражнений на компьютере.

VII. Лицо и тело человека

Практика: введение и отработка в речи структур I've got (a big, red nose). Here are (Ann and Dan). They are/They aren't twins (eight). They've/We've got (green eyes).

It's/He's/She's got (blue eyes). Has it/he/got (blue eyes)? Yes, it/he/she has. No, it/he/she hasn't;

выполнение упражнений на выбор в текстовом редакторе Word.

VIII. Чувства

Практика: введение и отработка в речи структур I'm/She's (thirsty). You aren't (hot). Are you (sad)? Yes, we are. No, we aren't. Yes. I am. No. I'm not.

IX. Игрушки

Практика: введение и отработка в речи структур Is it my/your (kite)? Is this (Jenny's (kite)? Yes, it is. No, it isn't. These are my/(Biff's) (toys). Whose is this? It's (Biff's); выполнение упражнений на выбор в текстовом редакторе Word.

II год обучения

I. Повторение алфавита, тем Игрушки и Еда, счёт от 11 до 30

Практика: работа с компьютерными обучающими программами Английский для детей и Несерьёзный английский, игры, распечатки; введение и отработка в речи структур There's one (apple). There are (three) (oranges).Введение числительных от 11 до 30.

II. Одежда, настоящее длительное время

Практика: введение и отработка в речи структур This is (a shirt). These are (shoes). l'm/(Edward's) wearing (a T-shirt). выполнение подстановочных упражнений на компьютере.

III. Досуг, увлечения, глаголы, время

Практика: введение и отработка в речи структур (Helen's) (swimming). (They're) (eating). Is he/she (eating)? Yes, he/she is. No, he/she isn't. Are they (playing football)? Yes, they are. No, they aren't. Are you (eating)? Yes, I am. No, I'm not. What time is it? It's (nine) o'clock. What's he/she doing? What are you/they doing? выполнение подстановочных упражнений на компьютере.

IV. Зоопарк, выражение запрета.

Практика: введение и отработка в речи отрицательных структур в повелительном наклонении.

V. Дом, порядковые числительные

Практика: введение и отработка в речи структур Where are you? Where's (Sally)? (She's) in (Helen's bedroom). Is (she) (in) (the bathroom)? The (clock) is (next to) the (table).

It's the (ninth) of (October). When's (Biff's) birthday? It's on (January) the (fifteenth); выполнение упражнений на выбор в текстовом редакторе Word.

VI. Простое настоящее время.

Практика: введение и отработка в речи структур I like/don't like (roller skates); выполнение подстановочных упражнений на компьютере.

VII. Школьные предметы

Практика: введение и отработка в речи структур Do you like (maths)? Yes, I do. No, I don't. He/She likes/doesn't like (nuts). Does (he) like (apples)? Yes, he does. No, he doesn't; введение лексики по теме Дни недели; выполнение упражнений на выбор в текстовом редакторе Word.

VIII. Вопросительные структуры

Практика: отработка в речи вопросительных структур с использованием ранее пройденной лексики.

IX. Праздник, глагол want

Практика: введение и отработка в речи структур Do you want (cheese sandwiches)? Yes, I do. No, 1 don't. He/She wants/doesn't want (ice cream); создание открытки-приглашения из компьютерной программы Несерьёзный английский; итоговое анкетирование учеников и их родителей.

Список литературы

  1. Г.В. Рогова, И.Н, Верещагина. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М. Просвещение, 1998
  2. Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. Теория обучения иностранным языкам. - М. Айрис Пресс, 2004
  3. Е.И. Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М. Просвещение, 1991
  4. И.А. Зимняя. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М. Просвещение, 1985
  5. Совершенствование учебно-воспитательного процесса по ИЯ на современном этапе развития школы. Сборник научных трудов под редакцией Н.Д. Гальсковой .- М. Просвещение, 1989
  6. Cathy Lawday Get Set. Go! - Oxford University Press, 1996

Компьютерные обучающие программы:

  1. Double English - Английский для детей.
  2. Правильный английский без скучных правил! интерактивный учебник из серии Tell me more. Kids (Возраст 7-9 лет).
  3. Профессор Хиггинс. Английский без акцента.
  4. Английский. Шаг 3 из серии Несерьёзные уроки (Возраст 6-11 лет).