I. Пояснительная записка
В настоящее время наблюдается ускорение темпов развития общества, расширяются возможности политического и социального выбора, значительно расширяются масштабы межкультурного взаимодействия. В свете этих изменений повышение интереса к иноязычной культуре, а, следовательно, к языку не является чем-то удивительным. Проводником же чужой культуры для наших детей является учитель иностранного языка. Только материалы урока не могут в полной мере удовлетворить интерес учащихся к культуре англоговорящих стран. Вот почему программа элективного курса “Научно-исследовательская работа по английскому страноведению и лингвистике” является актуальной. Темы исследований, которые предлагаются в рамках данной программы, имеют лингвистическую и страноведческую направленность.
Также, как и в развитии лингвистического мышления, сопоставление родного и иностранного языков позволяет выявить специфические особенности языка, так и сравнивая исторические, культурные социальные аспекты разных стран, дети учатся лучше понимать менталитет населения других стран, вырабатывать новое отношение к ним, т.е., в конечном итоге, это способствует формированию толерантной личности.
Основой для создания данной программы послужила авторская программа “Английское научное общество “Альбион”, успешно апробируемая в школе с 2004 – 2005 учебного года. Программа разработана для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 2 года обучения (по 144 часа в год). За основу взяты разделы программы, связанные с теорией исследовательской деятельности, организацией экспериментальной части работы и правилами оформления исследовательских работ. Необходимость изменений объясняется гораздо более сжатыми сроками реализации данной программы.
Программа составлена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 17 часов Количество обучающихся в группе – до 15 человек. Занятия проводятся согласно учебно-тематического плана 1 раз в неделю, по 1 часу.
Подростковый период сложен не только в силу физиологических изменений, а также еще и потому, что переход от детства к юности совпадает с общим подъемом жизнедеятельности и с большой умственной нагрузкой в школе. Именно в этот период подростки задают себе вопрос: какой выбрать дальнейший жизненный путь. Многие ученики старших классов нацелены на дальнейшее обучение в ВУЗах. Задача данной программы: приобщая подростков к научной работе, дать им начальные навыки работы с научной литературой, подготовить стартовую площадку для успешного обучения в ВУЗе, снять психологические трудности, возникающие при публичных выступлениях, научить отстаивать свою точку зрения.
Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка, его способностей и возможностей, личностных качеств, индивидуальных склонностей и задатков.
Целью данного курса является раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности. Для этого необходимо реализовать следующие задачи:
образовательные:
- формировать у учащихся навыки познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности;
- формировать навыки речевой деятельности, необходимые для презентации результатов научного исследования;
развивающие
- развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой;
- развивать социокультурную компетенцию у учащихся;
воспитательные
- способствовать воспитанию толерантной личности;
- формировать такие качества личности, как инициативность, самостоятельность, способность к активной адаптации в обществе.
Формы работы:
- учебные занятия;
- мини-конференции;
- научные конференции;
- индивидуальные консультации; консультации психолога;
- библиотечные уроки;
- практические занятия на компьютере (Интернет);
- промежуточные отчеты;
Методы работы:
- словесный,
- наглядный,
- демонстрационный,
- проблемно-поисковый,
- исследовательский,
- практический и др.
Реализация данной программы предполагает широкие межпредметные связи, а именно, лингвистические темы, а особенно, типологического характера, можно связать с русским языком и литературой, а также с татарским языком и татарской литературой. Страноведческие темы тесно связаны с такими предметами, как история, география. Темы, затрагивающие аспекты межкультурной коммуникации, связаны с обществознанием и психологией.
Ожидаемые результаты
В рамках курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- уметь сформулировать актуальность выбранной темы, определить цель и поставить задачи исследования, выбрать адекватные источники информации;
- владеть способами работы с научной литературой, а также приёмами ведения записей и обработки данных;
- знать и уметь применять требования к оформлению работы согласно ГОСТа;
- уметь выбрать необходимые методы исследования,
- уметь составлять календарный план работы над темой;
- иметь опыт публичной защиты своей работы;
- осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты.
Оборудование и материалы:
- компьютер с доступом в Интернет,
- сканнер,
- принтер,
- словари и справочники,
- методическое пособие по оформлению научных работ
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа
- Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993.
- Закон Российской Федерации “Об образовании” от 10 июля 1992 г. №3266-1
- План работы школы,
- Должностная инструкция.
Программа составлена с учетом национально-регионального компонента, а также включает беседы о здоровом образе жизни
II. Примерный тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Организационное занятие. Анкетирование. Ознакомление с перечнем тем для исследований и видами исследовательских работ. | 1 | 1 | |
2 | Выбор темы исследования, выдвижение гипотезы, составление плана работы над исследованием. | 1 | 1 | |
3 | Выбор и освоение методик исследования. Методики проведения исследовательской части работы. | 2 | 1 | 3 |
4 | Работа с источниками информации на английском языке, составление глоссариев. | 1 | 1 | 2 |
5 | Работа с научной литературой и составление библиографического списка | 1 | 1 | 2 |
6 | Применение информационных технологий в работе над научной проблемой. | 1 | 1 | 2 |
7 | Завершающий этап исследований – оформление научно-исследовательской работы. | 1 | 1 | 2 |
8 | Основы ораторского искусства. | 1 | 1 | 2 |
9 | Подготовка к участию в научно-практической конференции. | 1 | 1 | 2 |
Итого | 8 | 9 | 17 |
III. Содержание курса
Тема 1. Организационное занятие. Анкетирование. Ознакомление с перечнем тем для исследований и видами исследовательских работ.
Практическая часть: анкетирование; викторина “Как ты знаешь англо-говорящие страны?”; беседа “Научная работа по английскому языку – средство повышения интереса к предмету и расширения кругозора”.
Тема 2. Выбор вида исследования, его темы, выдвижение гипотезы, составление плана работы над исследованием.
Практическая часть: индивидуальные консультации по выбору темы, постановке целей и задач, выдвижения гипотезы исследования.
Тема 3. Выбор и освоение методик исследования. Методики проведения исследовательской части работы.
Практическая часть: подбор оптимальных методов исследования, согласно заявленной теме, целей и задач; составление анкет для опросов; обработка результатов опросов и составление диаграмм.
Тема 4. Работа с источниками информации на английском языке, составление глоссариев.
Практическая часть: занятие в библиотеке; работа с англо-русскими, англо-английскими словарями, справочниками, энциклопедиями, составление тематических глоссариев, списков имён и дат, терминологических словарей.
Тема 5. Работа с научной литературой и составление библиографического списка
Практическая часть: занятие в библиотеке, работа с литературой и периодическими изданиями.
Тема 6. Применение информационных технологий в работе над научной проблемой.
Практическая часть: поиск информации в сети Интернет, создание компьютерных презентаций в качестве демонстрационного материала для доклада.
Тема 7. Завершающий этап исследований – оформление научно-исследовательской работы. Создание иллюстративного материала.
Практическая часть: индивидуальные консультации по оформлению работ, написание тезисов работ, оформление иллюстративного материала и других приложений
Тема 8. Основы ораторского искусства.
Практическая часть: психологический тренинг, выступления с мини-докладами.
Тема 9. Подготовка к участию в научно-практической конференции.
Практическая часть: предоставление законченного варианта своего исследования и наглядного материала к ней
IV. Этапы педагогического контроля
№ | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма контроля | Сроки |
1 | Знание методик исследования | Тестирование | 5-ая неделя |
2 | Умение правильно оформлять библиографический список. | Оформление библиографии к своей работе | 8-ая неделя |
3 | Умение адекватно подбирать иллюстративный материал. | Предоставление иллюстративного материала к работе | 11-ая неделя |
4 | Готовность к защите работы на конференции | Мини-конференция | 17-ая неделя |
V. Методическое обеспечение программы
Работа над методической темой: “Развитие познавательной деятельности учащихся через вовлечение их в научно-исследовательскую работу по английскому языку”
- Пополнение личной библиотеки новинками научно-методической литературы;
- Разработка беседы с родителями о целесообразности занятия их детей исследовательской деятельностью;
- Разработка тестовых заданий, перечня тем исследовательских работ, дидактического материала по теме “Методики проведения исследовательской части работы”;
- Руководство исследовательскими работами учащихся.
- Создать видео- и мадиатеку (видеокассеты, информационные носители)
VI. Образовательно-воспитательная работа
№ | Мероприятие, форма проведения | Сроки |
1 | Анкетирование. Беседа “Научная работа по английскому языку – средство повышения интереса к предмету и расширения кругозора” | |
2 | Беседа “Как реально оценить свои возможности” | |
3 | “Как преодолеть страх публичных выступлений” Консультация психолога | |
4 | Беседа о здоровье |
Литература для учителя
- Тихомирова Л. Развитие интеллектуальных способностей. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
- Андреева В.И., Щетинская А.И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества.- Казань: Центр инновационных технологий, 2001 г.
- Сборник авторских программ дополнительного образования детей/ Под ред. Лазаревой А.Г. - М.:Народное образование, 2002 г.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: 1998 г.
- Сергеев И.Метод проектов в школе// Приложение к журналу Лицейское и гимназическое образование, 2003.- №4.- 95 с.
Литература для ученика:
- Введенская Л., Павлова Л. Культура и искусство речи: современная риторика. – Ростов на Дону: Феникс, 1995 г.
- Золкин А.С. Что надо знать при написании курсовых работ.// Сибирский физический журнал, 1995.-№4.- С 65-71.
- Фамелис С.А.Хочешь интересной жизни – займись исследовательской деятельностью/Биология для школьников, 2003.-№3.-С26-30.
- Авторское методическое пособие “Первые шаги в науку (пособие для начинающего исследователя)”.