1. Прочитайте внимательно тексты:
Здравствуй осень золотая!
Школа, солнцем залитая!
Наш просторный светлый класс,
Ты опять встречаешь нас.
(В. Лебедев-Кумач)
Золотой лес.
На опушку леса вышла берёза, вся золотая. И за ней пониже, как детки, виднелись голенькие в золотых шапочках другие берёзка.
(М. Пришвин)
Подумайте, в каком значении употребляется в текстах слово “золотая”?Почему названы золотыми осень, берёза, лес.
2. Прочитайте стихотворения.
Ярко солнце светит,
В воздухе теплота,
И куда ни взглянешь,
Всё кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Тёмные листы.
(И. Суриков)
Кружатся листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян.
Мы идём и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
(А. Полонский)
Как вы себе представляете картину, описанную в стихотворениях? Нарисуйте её своими словами.
Подумайте, каким это золотом облиты тёмные листы?
Чем отличаются по значению подчёркнутые словосочетания?
3. Прочитайте внимательно текст.
Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой.
(Л. Андреев)
Как вы понимаете подчёркнутое выражение? Как можно сказать иначе?
С чем сравнивается осеннее небо, дачи? Объясните почему?
А с чем бы вы сравнили осеннее небо, опустевшие дачи?
4. Прочитайте.
Сентябрь – румянец года, чародей света.
В октябре частый дождик во дворе.
С чем сравнивается сентябрь? Замените слово “чародей” близким по смыслу.
Какова главная примета октября?
Подумайте, а какими словами можно охарактеризовать ноябрь? Почему?
5. Прочитайте.
Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер, увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно и радостно!
(Н. Сладков)
Почему сентябрьский лес назван странным? В чём заключается эта странность?
Найдите в тексте слова, противоположные по значению?
Объясните почему “и грустно и радостно” в сентябрьском лесу?
6. Прочитайте
Осеннее утро.
Листик за листиком падает с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птицами…
(М. Пришвин)
С чем сравнивает автор падающие листья? Как вы думаете, почему?
С чем бы вы сравнили падающий листок?
Почему автор связывает полёт листьев с перелётными птицами?
Как вы понимаете выражение “день открывает глаза”?
7. Прочитайте.
В осеннем лесу.
Весной лес полон цветов, летом – грибов и ягод, а осенью тишины. Сорвётся с дерева лист, и слышно, как он летит и стукается черешком о ветки. Тенькнет синица – и словно в пустой комнате прозвучит натянутая струна.
Тишиной залиты сорочьи гнёзда, колея дороги и размытый овраг. Высоко в небе летят журавли, и от их далёкого крика в лесу становится ещё тише и печальнее…
(Т. Белозёров)
Чем полон лес весной, летом, осенью?
Что помогает услышать тишину?
Как вы понимаете подчёркнутое предложение?
8. Прочитайте.
В осеннем лесу.
Весной лес полон цветов, летом – грибов и ягод, а осенью тишины. Сорвётся с дерева лист, и слышно, как он летит и стукается черешком о ветки. Тенькнет синица – и словно в пустой комнате прозвучит натянутая струна.
Тишиной залиты сорочьи гнёзда, колея дороги и размытый овраг. Высоко в небе летят журавли, и от их далёкого крика в лесу становится ещё тише и печальнее…
Скорее бы зима, что ли!
(Т. Белозёров)
Каким предложением дополнен текст?
Что хотел показать этим предложением автор?
Какое чувство вызывает осенняя тишина у автора? Какие чувства вызывает она у вас? Постарайтесь выразить его одним словом.
9. Прочитайте.
Ноябрь – сумерки года. Ноябрь без топора мосты наводит. Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат.
Объясните, как вы понимаете смысл пословиц?
10. Отгадайте загадку.
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезанные,
А возьмешь – вода в руке?
(Е. Благинина)
Почему снежинки названы звёздочками?
Какие это звёздочки? Найдите соответствующие слова в загадке.
Какие вы видели снежинки? Добавьте свои определения.
11. Прочитайте стихотворение.
В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
(И. Никитин)
Почему снежок сравнивается в стихотворении с белым пушком?
А с чем бы вы сравнили падающий снежок?
12. Прочитайте стихотворение.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Всё его оделоТёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(И. Суриков)
Найдите в стихотворении сравнения. Как вы себе представляете эту картину?
Почему говорится, что “лес заснул”?
13. Прочитайте стихотворение.
Разве снег, с высот летящий
На поля, холмы и чащи,
Разве он, как мёртвый мел,
Только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно розов,
Он вдали, в тени, в низине -
Голубой и даже синий,
А когда закат огнями
Запылает,
Он и сам,
Как раскинутое знамя,
Пламенеет по холмам.
А луна взойдёт, и разом
Мириадами алмазов
Поле всё запорошит,
Цветом радуг задрожит.
(Н. Браун)
С чем сравнивается снег в этом стихотворении? Почему?
Какого цвета снег в разное время суток?
Какого цвета снег наблюдали вы?
14. Прочитайте стихотворение.
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи -
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
(С Маршак.)
С чем сравнивает поэт снег?
С кем сравнивает поэт вьюгу?
Найдите в стихотворение синонимы к слову “вьюга”.
Найдите значение слова “парча” в словаре. Замените определение “радужная” на близкое по смыслу.
15. Прочитайте стихотворение.
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Объясните значение слова “смелая”.
Подберите к нему близкие по значению слова.