Лексические упражнения на тему "Осень, зима"

Разделы: Начальная школа


1. Прочитайте внимательно тексты:

Здравствуй осень золотая!
Школа, солнцем залитая!
Наш просторный светлый класс,
Ты опять встречаешь нас.

(В. Лебедев-Кумач)

Золотой лес.

На опушку леса вышла берёза, вся золотая. И за ней пониже, как детки, виднелись голенькие в золотых шапочках другие берёзка.

(М. Пришвин)

Подумайте, в каком значении употребляется в текстах слово “золотая”?Почему названы золотыми осень, берёза, лес.

2. Прочитайте стихотворения.

Ярко солнце светит,
В воздухе теплота,
И куда ни взглянешь,
Всё кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Тёмные листы.

(И. Суриков)

Кружатся листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян.
Мы идём и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.

(А. Полонский)

Как вы себе представляете картину, описанную в стихотворениях? Нарисуйте её своими словами.

Подумайте, каким это золотом облиты тёмные листы?

Чем отличаются по значению подчёркнутые словосочетания?

3. Прочитайте внимательно текст.

Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой.

(Л. Андреев)

Как вы понимаете подчёркнутое выражение? Как можно сказать иначе?

С чем сравнивается осеннее небо, дачи? Объясните почему?

А с чем бы вы сравнили осеннее небо, опустевшие дачи?

4. Прочитайте.

Сентябрь – румянец года, чародей света.

В октябре частый дождик во дворе.

С чем сравнивается сентябрь? Замените слово “чародей” близким по смыслу.

Какова главная примета октября?

Подумайте, а какими словами можно охарактеризовать ноябрь? Почему?

5. Прочитайте.

Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер, увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно и радостно!

(Н. Сладков)

Почему сентябрьский лес назван странным? В чём заключается эта странность?

Найдите в тексте слова, противоположные по значению?

Объясните почему “и грустно и радостно” в сентябрьском лесу?

6. Прочитайте

Осеннее утро.

Листик за листиком падает с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птицами…

(М. Пришвин)

С чем сравнивает автор падающие листья? Как вы думаете, почему?

С чем бы вы сравнили падающий листок?

Почему автор связывает полёт листьев с перелётными птицами?

Как вы понимаете выражение “день открывает глаза”?

7. Прочитайте.

В осеннем лесу.

Весной лес полон цветов, летом – грибов и ягод, а осенью тишины. Сорвётся с дерева лист, и слышно, как он летит и стукается черешком о ветки. Тенькнет синица – и словно в пустой комнате прозвучит натянутая струна.

Тишиной залиты сорочьи гнёзда, колея дороги и размытый овраг. Высоко в небе летят журавли, и от их далёкого крика в лесу становится ещё тише и печальнее…

(Т. Белозёров)

Чем полон лес весной, летом, осенью?

Что помогает услышать тишину?

Как вы понимаете подчёркнутое предложение?

8. Прочитайте.

В осеннем лесу.

Весной лес полон цветов, летом – грибов и ягод, а осенью тишины. Сорвётся с дерева лист, и слышно, как он летит и стукается черешком о ветки. Тенькнет синица – и словно в пустой комнате прозвучит натянутая струна.

Тишиной залиты сорочьи гнёзда, колея дороги и размытый овраг. Высоко в небе летят журавли, и от их далёкого крика в лесу становится ещё тише и печальнее…

Скорее бы зима, что ли!

(Т. Белозёров)

Каким предложением дополнен текст?

Что хотел показать этим предложением автор?

Какое чувство вызывает осенняя тишина у автора? Какие чувства вызывает она у вас? Постарайтесь выразить его одним словом.

9. Прочитайте.

Ноябрь – сумерки года. Ноябрь без топора мосты наводит. Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат.

Объясните, как вы понимаете смысл пословиц?

10. Отгадайте загадку.

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезанные,
А возьмешь – вода в руке?

(Е. Благинина)

Почему снежинки названы звёздочками?

Какие это звёздочки? Найдите соответствующие слова в загадке.

Какие вы видели снежинки? Добавьте свои определения.

11. Прочитайте стихотворение.

В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

(И. Никитин)

Почему снежок сравнивается в стихотворении с белым пушком?

А с чем бы вы сравнили падающий снежок?

12. Прочитайте стихотворение.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Всё его одело

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

(И. Суриков)

Найдите в стихотворении сравнения. Как вы себе представляете эту картину?

Почему говорится, что “лес заснул”?

13. Прочитайте стихотворение.

Разве снег, с высот летящий
На поля, холмы и чащи,
Разве он, как мёртвый мел,
Только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно розов,
Он вдали, в тени, в низине -
Голубой и даже синий,
А когда закат огнями
Запылает,
Он и сам,
Как раскинутое знамя,
Пламенеет по холмам.
А луна взойдёт, и разом
Мириадами алмазов
Поле всё запорошит,
Цветом радуг задрожит.

(Н. Браун)

С чем сравнивается снег в этом стихотворении? Почему?

Какого цвета снег в разное время суток?

Какого цвета снег наблюдали вы?

14. Прочитайте стихотворение.

Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи -
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.

(С Маршак.)

С чем сравнивает поэт снег?

С кем сравнивает поэт вьюгу?

Найдите в стихотворение синонимы к слову “вьюга”.

Найдите значение слова “парча” в словаре. Замените определение “радужная” на близкое по смыслу.

15. Прочитайте стихотворение.

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Объясните значение слова “смелая”.

Подберите к нему близкие по значению слова.