Цели:
- Информационное обеспечение родителей.
- Повышение педагогической культуры.
ХОД СОБРАНИЯ
I. Информация ведущего об отклоняющемся поведении
Общение – это коммуникативный процесс. Способность к общению обеспечивает совместимость людей друг с другом, ведет к жизненному успеху.
Это набор следующих характеристик:
1) Активность (желание вступать в контакт).
2) Умения (слушать, сопереживать, решать спорные
ситуации, полеживать диалог).
3) Знания (правил по взаимодействию).
Нарушение взаимодействия, возникновение
барьеров в общении – показатель отклонений в
развитии личности молодого человека.
Выражаетсятакое отклонение в поведении, а также
в появлении негативных качеств личности: агрессивности,
конфликтности, тревожности, застенчивости и др.
Давайте с вами рассмотрим по порядку данные
негативные качества, особенности их проявления,
а также подумаем, как на них реагировать и млении
с ребенком.
Агрессивность – предрасположенность к
насилию, если верить учению Дарвина «О
происхождении видов», обусловлена природными
Задатками человека. Однако человек – существо
разумное, поэтому помимо животных инстинктов он
удовлетворяет эстетические потребности,
духовные, то есть высшие свои потребности.
Вспышки неповиновения, ярости с элементами
агрессии наблюдаются у детей еще в раннем
возрасте. Причиной такого поведения является
неудовлетворение какой-либо потребности. И если
в ответ на агрессию ребенок получает
контрагрессию со стороны родителей, а она
гораздо сильнее, то формируется стереотип
поведения. Поэтому агрессия в старшем школьном
возрасте чаще всего является формой протеста
против действий родителей. Она может быть местью
за эмоциональную холодность со стороны близких
(родителям некогда общаться с ребенком, они
зарабатывают деньги и заменяют общение
подарками). Может быть еще и другое – когда
ребенок просто усваивает данный способ
взаимодействия, проецируя родительские
отношение. Пример – частые ссоры между
родителями, оскорбления, драки в присутствии
ребенка. Иногда физическое насилие по отношению
к ребенку.
Как правило, такое поведение характерно для
молодых людей, родители которых культивируют
такие типы семейного воспитания, как
эмоциональное отвержение.
Не стоит также забывать и о природной
конституции ребенка: если он холерик или
меланхолик, то агрессия будет носить
наступательный характер, а если флегматик или
сангвиник, то – защитную. Это правила, но бывают и
исключения.
Агрессия также может быть вызвана
неудовлетворенностью потребности в лидерстве.
Чаще такая картина наблюдается у детей,
избалованных родительским вниманием. Дома он
лучший, а в классе?
Именно агрессивные, напористые являются лидерами неформальных, чаще асоциальных, групп. Так усваивается лишь один способ взаимодействия с окружающими – подчинение своей воле. Отсюда цинизм, эгоизм, эмоциональная холодность, сознательное игнорирование норм поведения, а отсюда и проблемы с обучением. Для агрессивных именно социальные мотивы, а не учебные, являются доминирующими!
Советы родителям (см. Приложение 1).
Конфликтность. О таких говорят, всем хорош,
но задира, каких мало. Причин, обусловливающих
такое поведение множество, но справедливости
ради следует разобрать основные.
Такое поведение может быть следствием
эгоцентричности молодого человека. Если с
детства ребенок в центре внимания семьи, а тип
воспитания – потворствующая гиперпротекция, то
он привыкает получать все, что только ни
пожелает, при минимальных собственных затратах.
Когда же такой ребенок встречается с
пренебрежением к своим интересам со стороны
окружающих, то он негодует и тем самым
провоцирует конфликт.
Бывает и так что данный стереотип поведения
усваивает ребенок, не получающий необходимого
внимания со стороны родителей. Причин много,
среди них можно выделить доминирующую
гиперпротекцию и эмоциональное отвержение.
Часто конфликтность наблюдается у вновь
пришедших в 10-й класс, в тревожные переходные
периоды – конец 9-го, 11-го классов.
Конфликтность как способ привлечения внимания к
себе используют старшие дети (если в семье двое,
трое детей). Причиной могут быть частые ссоры
между родителями, а также вовлечение в процесс
воспитания дедушек и бабушек.
Советы родителям (см. Приложение 2).
Тревожность проявляется в несобранности,
невнимательности, неусидчивости, чрезмерной
подвижности или пассивности ребенка, следствием
бывают проблемы во взаимоотношениях со
сверстниками в учебе.
Каковы же типичные причины подобных
поведенческих реакций? Тревожность, как правило,
наблюдается у тех старшеклассников, которые с
детства всячески опекались близкими по поводу и
без повода. Воспитание по принципу – кумир семьи.
В результате – инфантильность.
Также результатом тревожности может быть
проекция одним из родителей, чаще матерью, своей
тревоги на ребенка. В результате у
старшеклассника формируется деструктивный
стереотип поведения. Данное качество может быть
следствием семейного неблагополучия (пьющий
отец, чрезмерное внимание семьи к младшему
ребенку, развод родителей, воспитание матерью
без отца или, наоборот, чрезмерность
необоснованных требований и т. д.). Главное –
боязнь потерять любовь близкого человека. Для
юношей, воспитывающихся без отца, – отсутствие
поведенческих эталонов и, как следствие, боязнь
не соответствовать мужскому типу.
Вы, наверное, обратили внимание на то, что в
основе лежит страх! Если вовремя не изменить
отношения в семье, то возможен переход
тревожности в нервозность (навязчивые движения)
и в психоз. А это уже состояние, когда необходимо
врачебное вмешательство.
Отличницы и отличники через 2–3 года после
окончания школы, удалившись от родителей, резко
меняются в худшую сторону: им надо удовлетворять
столько накопившихся за эти годы потребностей.
Страх часто связан с комплексом вины, который
вольно или невольно закрепляется в сознании
молодого человека. Он формируется в семье, когда
родители наклеивают ярлыки на его поведение, не
разбираясь в истинных причинах тех или иных
поведенческих реакций. Ощущая свою малоценность,
дети могут уйти из семьи. Лживость,
изворотливость, даже нечистоплотность – все это
производные комплексы вины!
Поэтому всегда следует искать причины,
взвешивать «за» и «против», а уже затем говорить
или делать – воспитывать!
Советы родителям (см. Приложение 3)
Застенчивость. В характеристике
тревожности была названа одна из причин, которая
деструктивно влияет на развитие личности
молодого человека, – это формируемый или уже
сформированный комплекс вины. Он, безусловно,
оказывает влияние на закрепление комплекса
неуверенности. В результате не удовлетворяется
базовая человеческая потребность – чувство
значительности или самоценности. Застенчивость
мешает устанавливать социальные контакты,
способствует развитию шизоидной акцентуации
(уход в себя, в мир внутренних переживаний),
нелюдимости и замкнутости.
Застенчивость характерна для флегматиков и
меланхоликов. На закрепление данного качества
влияет и тип семейного воспитания, связанный с
наличием у родителей фобии утраты ребенка.
У таких детей наблюдается заниженная самооценка,
но главное то, что их психология – это психология
маленького человека и неудачника. Для них
характерны, с одной стороны, зависть к более
удачливым, с другой – заниженное самоуважение.
Иногда на закрепление застенчивости влияет опыт
неудачного разрешения той или иной ситуации.
Неверие в свои силы плюс возможные физические
недостатки делают старшеклассника неспособным
разрешить этот внутриперсональный конфликт.
Именно поэтому родителям необходимо изменить
отношение ребенка к самому себе.
Советы родителям (см. Приложение 4)
II. Информация о способах отреагнрования негативных эмоций
- «Груша» – в качестве груши может с успехом использоваться подушка. Удары по ней снимут негативные эмоции, ненужное напряжение.
- «Силовик» – выполните любое из силовых упражнений, например, отожмитесь от пола (на пальцах рук) 40 раз.
- «Символ» – на листе бумаги изобразите в цвете (цветным карандашом) символически свои негативные переживания. Затем рассмотрите рисунок на вытянутых руках и разорвите его в клочья.
- «Штрихи» – на листе бумаги, думая о негативных переживаниях, рисуйте произвольно, не глядя на лист. Закончив «рисунок», с яростью заштрихуйте его.
Используемая литература.
- Диалоги о воспитании / под ред. В.Н. Столетова; сост. О.Г. Свердлова. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Педагогика, 2004. – 336с.
- Агрессия наших детей. Ларенс Г. М, 2001 г.
- Справочник классного руководителя (10–11 классы) / Под ред. И.С.Артюховой. – М.: ВАКО, 2006. – 256с. ISBN 5-94665-259-1.