Сценарий тематического родительского собрания "Трудный ребенок. Так ли это?"

Разделы: Работа с родителями


Цели:

  • Информационное обеспечение родителей.
  • Повышение педагогической культуры.

ХОД СОБРАНИЯ

I. Информация ведущего об отклоняющемся поведении

Общение – это коммуникативный процесс. Способность к общению обеспечивает совместимость людей друг с другом, ведет к жизненному успеху.

Это набор следующих характеристик:

1) Активность (желание вступать в контакт).
2) Умения (слушать, сопереживать, решать спорные ситуации, пол­еживать диалог).
3) Знания (правил по взаимодействию).

Нарушение взаимодействия, возникновение барьеров в общении – показатель отклонений в развитии личности молодого человека. Выражаетсятакое отклонение в поведении, а также в появлении негативных качеств личности: агрессивности, конфликтности, тревожности, застенчивости и др.
Давайте с вами рассмотрим по порядку данные негативные качества, особенности их проявления, а также подумаем, как на них реагировать и млении с ребенком.

Агрессивность – предрасположенность к насилию, если верить учению Дарвина «О происхождении видов», обусловлена природными Задатками человека. Однако человек – существо разумное, поэтому помимо животных инстинктов он удовлетворяет эстетические потреб­ности, духовные, то есть высшие свои потребности.
Вспышки неповиновения, ярости с элементами агрессии наблю­даются у детей еще в раннем возрасте. Причиной такого поведения является неудовлетворение какой-либо потребности. И если в ответ на агрессию ребенок получает контрагрессию со стороны родителей, а она гораздо сильнее, то формируется стереотип поведения. Поэтому агрес­сия в старшем школьном возрасте чаще всего является формой протеста против действий родителей. Она может быть местью за эмоциональную холодность со стороны близких (родителям некогда общаться с ребен­ком, они зарабатывают деньги и заменяют общение подарками). Может быть еще и другое – когда ребенок просто усваивает данный способ взаимодействия, проецируя родительские отношение. Пример – частые ссоры между родителями, оскорбления, драки в присутствии ребенка. Иногда физическое насилие по отношению к ребенку.

Как правило, такое поведение характерно для молодых людей, родители которых культивируют такие типы семейного воспитания, как эмоциональное отвержение.
Не стоит также забывать и о природной конституции ребенка: если он холерик или меланхолик, то агрессия будет носить наступательный характер, а если флегматик или сангвиник, то – защитную. Это правила, но бывают и исключения.
Агрессия также может быть вызвана неудовлетворенностью потребности в лидерстве. Чаще такая картина наблюдается у детей, избалованных родительским вниманием. Дома он лучший, а в классе?

Именно агрессивные, напористые являются лидерами неформальных, чаще асоциальных, групп. Так усваивается лишь один способ взаимодействия с окружающими – подчинение своей воле. Отсюда цинизм, эгоизм, эмоциональная холодность, сознательное игнорирование норм поведения, а отсюда и проблемы с обучением. Для агрессивных именно социальные мотивы, а не учебные, являются доминирующими!

Советы родителям (см. Приложение 1).

Конфликтность. О таких говорят, всем хорош, но задира, каких мало. Причин, обусловливающих такое поведение множество, но спра­ведливости ради следует разобрать основные.
Такое поведение может быть следствием эгоцентричности молодого человека. Если с детства ребенок в центре внимания семьи, а тип вос­питания – потворствующая гиперпротекция, то он привыкает получать все, что только ни пожелает, при минимальных собственных затратах. Когда же такой ребенок встречается с пренебрежением к своим интере­сам со стороны окружающих, то он негодует и тем самым провоцирует конфликт.
Бывает и так что данный стереотип поведения усваивает ребенок, не получающий необходимого внимания со стороны родителей. Причин много, среди них можно выделить доминирующую гиперпротекцию и эмоциональное отвержение.
Часто конфликтность наблюдается у вновь пришедших в 10-й класс, в тревожные переходные периоды – конец 9-го, 11-го классов.
Конфликтность как способ привлечения внимания к себе исполь­зуют старшие дети (если в семье двое, трое детей). Причиной могут быть частые ссоры между родителями, а также вовлечение в процесс воспитания дедушек и бабушек.

Советы родителям (см. Приложение 2).

Тревожность проявляется в несобранности, невнимательности, неусидчивости, чрезмерной подвижности или пассивности ребенка, следствием бывают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками в учебе.
Каковы же типичные причины подобных поведенческих реакций? Тревожность, как правило, наблюдается у тех старшеклассников, которые с детства всячески опекались близкими по поводу и без повода. Воспитание по принципу – кумир семьи. В результате – инфантильность.
Также результатом тревожности может быть проекция одним из родителей, чаще матерью, своей тревоги на ребенка. В результате у старшеклассника формируется деструктивный стереотип поведения. Данное качество может быть следствием семейного неблагополу­чия (пьющий отец, чрезмерное внимание семьи к младшему ребенку, развод родителей, воспитание матерью без отца или, наоборот, чрез­мерность необоснованных требований и т. д.). Главное – боязнь поте­рять любовь близкого человека. Для юношей, воспитывающихся без отца, – отсутствие поведенческих эталонов и, как следствие, боязнь
не соответствовать мужскому типу.
Вы, наверное, обратили внимание на то, что в основе лежит страх! Если вовремя не изменить отношения в семье, то возможен переход тревожности в нервозность (навязчивые движения) и в психоз. А это уже состояние, когда необходимо врачебное вмешательство.
Отличницы и отличники через 2–3 года после окончания школы, удалившись от родителей, резко меняются в худшую сторону: им надо удовлетворять столько накопившихся за эти годы потребностей.
Страх часто связан с комплексом вины, который вольно или не­вольно закрепляется в сознании молодого человека. Он формируется в семье, когда родители наклеивают ярлыки на его поведение, не раз­бираясь в истинных причинах тех или иных поведенческих реакций. Ощущая свою малоценность, дети могут уйти из семьи. Лживость, изворотливость, даже нечистоплотность – все это производные ком­плексы вины!
Поэтому всегда следует искать причины, взвешивать «за» и «про­тив», а уже затем говорить или делать – воспитывать!

Советы родителям (см. Приложение 3)

Застенчивость. В характеристике тревожности была названа одна из причин, которая деструктивно влияет на развитие личности молодо­го человека, – это формируемый или уже сформированный комплекс вины. Он, безусловно, оказывает влияние на закрепление комплекса неуверенности. В результате не удовлетворяется базовая человеческая потребность – чувство значительности или самоценности. Застенчи­вость мешает устанавливать социальные контакты, способствует раз­витию шизоидной акцентуации (уход в себя, в мир внутренних пере­живаний), нелюдимости и замкнутости.
Застенчивость характерна для флегматиков и меланхоликов. На закрепление данного качества влияет и тип семейного воспитания, связанный с наличием у родителей фобии утраты ребенка.
У таких детей наблюдается заниженная самооценка, но главное то, что их психология – это психология маленького человека и неудачни­ка. Для них характерны, с одной стороны, зависть к более удачливым, с другой – заниженное самоуважение.
Иногда на закрепление застенчивости влияет опыт неудачного раз­решения той или иной ситуации. Неверие в свои силы плюс возможные физические недостатки делают старшеклассника неспособным разре­шить этот внутриперсональный конфликт. Именно поэтому родителям необходимо изменить отношение ребенка к самому себе.

Советы родителям (см. Приложение 4)

II. Информация о способах отреагнрования негативных эмоций

  • «Груша» – в качестве груши может с успехом использоваться подушка. Удары по ней снимут негативные эмоции, ненужное напря­жение.
  • «Силовик» – выполните любое из силовых упражнений, напри­мер, отожмитесь от пола (на пальцах рук) 40 раз.
  • «Символ» – на листе бумаги изобразите в цвете (цветным каран­дашом) символически свои негативные переживания. Затем рассмот­рите рисунок на вытянутых руках и разорвите его в клочья.
  • «Штрихи» – на листе бумаги, думая о негативных переживаниях, рисуйте произвольно, не глядя на лист. Закончив «рисунок», с яростью заштрихуйте его.

Используемая литература.

  • Диалоги о воспитании / под ред. В.Н. Столетова; сост. О.Г. Свердлова. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Педагогика, 2004. – 336с.
  • Агрессия наших детей. Ларенс Г. М, 2001 г.
  • Справочник классного руководителя (10–11 классы) / Под ред. И.С.Артюховой. – М.: ВАКО, 2006. – 256с. ISBN 5-94665-259-1.