Класс: 4 (1–4).
Тема: “Чему учат в школе, или Что мы знаем о нашем посёлке”.
Цели:
- развивать у учащихся познавательный интерес к истории и жизни родного края;
- воспитывать у учащихся любовь к малой Родине, умение работать сообща, согласовывая свои действия.
Тип: интеллектуальный марафон.
Оборудование:
- DVD диск “Лучшие детские песни” (караоке),
- воздушные шарики, конверты с заданиями к литературному конкурсу (УЗ №2),
- карточки с зашифрованными словами (рапявоКа, Анагярон, яаскоЛомьсокм, селаяН, Ревловдас, яаняСсак),
- оформление доски материалами о родном посёлке.
Ход часа общения.
I. Вступление.
1. Поздравления.
- Добрый день, мои дорогие ребята!
- Добрый день, уважаемые родители!
- Сегодня мы с вами говорим: “Здравствуй, школа! Здравствуй, 4 класс!”. Желаю Вам крепкого здоровья, отличного настроения. Родителям – семейного благополучия, терпения, а Вам ребята – успехов в учёбе, усидчивости, трудолюбия!
Ученик 1:
Нежарким солнышком согреты,
Леса ещё листвой одеты
У ребят в руках букеты
День хоть и грустный, но весёлый,
Грустишь ты “До свидания, лето!”
И радуешься, “Здравствуй, школа!”
Ученик 2:
Звенит звонок,
Рассыпав смех весёлый,
Истосковался
В летний час по нас.
День добрый, школа!
Дорогая школа!
День добрый,
Наш уютный, светлый класс!
Ученик 3:
Опять ребят
Зовёшь ты на рассвете
Счастливых,
Загорелых,
Озорных и говоришь: “Мы снова вместе, дети”,
И нас встречаешь,
Как друзей своих.
- Я желаю Вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного и получить самые яркие впечатления от общения друг с другом.
Ученик 4:
Ученику не просто жить –
Уроки каждый день учить
И рано по утру вставать
Всё время что-то узнавать,
Заучивать, запоминать,
Задачки сложные день решать,
Но мы уверены, что всех
Ждёт в будущем – большой успех!
Ученик 5:
Конечно, жаль, что кончились каникулы,
За лето к отдыху привыкли мы.
Как время провели мы хорошо!
Но вот сентябрь подошёл.
Нельзя всё время отдыхать
Работать надо начинать!
Ученик 6:
Опять за окнами сентябрь,
И школа, как большой корабль,
Готова в плаванье отправиться –
Вновь год учебный начинается!
Все: Желаем Вам:
Ученик 6:
Побед, открытий замечательных,
Событий ярких, увлекательных.
Просторы знаний покорять
И на “отлично” курс держать!
2. Постановка целей и задач.
- Сегодня мы проводим марафон,
Проверит ваши знанья он.
- Что темой разговора будет?!... Эвенкийское слово “чунин”!
- Так о чём речь пойдёт, ребята?
- Что означает эвенкийское слово “чунин”? (писк рябчика или бурундука)
- Да, о Чунской сторонке пойдёт наша речь,
Об улицах, зданиях – всё и несчесть!
- К интеллектуальным конкурсам готовы?!
Вперёд, друзья! К победам новым!
II. Основная часть.
Учебное задание №1. Знакомство с командами.
Организация работы: все учащиеся класса участвуют в интеллектуальном марафоне, они разделены на три группы, членами жюри являются родители. Команды выбирают себе название и девиз участия в марафоне.
Содержание учебного задания:
Команды могут быть названы так: “Почемучки”, “Интеллектуалы”, “Архимеды”.
Девизы могут быть такими:
“Что? Где? Когда? и Почему? Всегда ответить я смогу”.
“Человека интеллект может дать большой эффект”.
“XXI век даст новых Архимедов”.
Учебное задание №2. Беседа о посёлке Чунский.
Содержание учебного задания:
– Что вы знаете о нашем посёлке? (Учащиеся рассказывают об улицах, зданиях, микрорайонах родного посёлка; о том, что он является районный центр; о дне его рождения.)
Справка: с 15 сентября 1964 года по решению Иркутского облисполкома районный центр перенесён из п. Октябрьский в п. Чунский.
Организация работы: каждая команда отвечает на поставленный вопрос, ответы учащихся оцениваются по 3 – балльной шкале: 3 балла – ответ правильный и полный, 2 балла – ответ неполный или имеет неточности, 1 балл – ответ неполный и имеет неточности. За каждое дополнение команда соперников может получить по 1 баллу.
Дополнительный вопрос (на дополнительный вопрос могут отвечать все желающие, как учащиеся, так и их родители, правильный ответ идёт в личный зачёт отвечающего):
- Как образовался посёлок? (Строительство железной дороги явилось первопричиной основания нашего посёлка – 10 августа 1946года; 23 декабря 1955 года нашему посёлку присвоен статус рабочего посёлка.)
Учебное задание №3. Литературный конкурс.
Организация работы: каждая команда получает по одному конверту. В каждом конверте одинаковые вопросы для всех трёх команд. Ребята должны подготовиться к ответу. Отвечая на вопрос, необходимо назвать автора произведения, его название, главного героя. За каждый правильный ответ на вопрос – 3 балла, по 1 баллу за автора, название, главного героя, итого за всё задание – 15 баллов. Время выполнения – 7-10 минут.
Содержание учебного задания:
№ |
Вопрос |
Автор |
Название |
Главный герой |
1. | Кто из литературных героев 28 лет провёл на необитаемом острове? | Даниель Дефо |
“Робинзон Крузо” |
Робинзон |
2. | Кто потерпел кораблекрушение в путешествие и был взят в плен лилипутами? | Джонатан Свифт |
“Путешествие Гулливера” |
Гулливер |
3. | Кто вывернул волка на изнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота, побывал на Луне? |
Рудольф Эрих Распе |
“Приключения Барона Мюнхгаузена” |
Мюнхгаузен |
4. | Кто помчался вдогонку за Белым Кроликом, провалился в глубокий колодец, оказался в удивительной стране? | Льюис Кэрролл |
“Приключения Алисы в стране чудес” |
Алиса |
5. | Кто проучил директора кукольного театра Карабаса-Барабаса? | Алексей Толстой |
“Золотой ключик” |
Буратино |
- Где можно получить все эти знания в нашем посёлке? (в библиотеках, школах)
Дополнительный вопрос:
- Сколько их, какие библиотеки, школы вы знаете?
Учебное задание №4. Логический конкурс.
– Следующий конкурс очень интересный.
И для извилин в голове весьма полезный.
Коль сумеете слова все разгадать,
Значит знаете вы улицы на пять!
Организация работы: учащимся необходимо прочесть зашифрованные слова и разгадать названия улиц. Для каждой команды – 2 слова, за каждый правильный ответ – 1 балл.
Содержание учебного задания:
Зашифрованные названия улиц |
Верные названия улиц |
Имена учащихся, которые живут на этих улицах |
|
1. | рапявоКа | Парковая | Настя |
Анагярон | Нагорная | Кристина, Матвей | |
2. | яаскоЛомьсокм | Комсомольская | Андрей Т. |
селаяН | Лесная | Алёша | |
3. | Ревловдас | Свердлова | Андрей Б. |
яаняСсак | Саянская | Люба, Саша |
Дополнительные вопросы:
- Кто из ребят нашего класса живёт на этих улицах?
- Какие улицы мы не назвали и кто на них живёт?
Названия улиц |
Имена учащихся, которые живут на этих улицах |
40 лет Победы | Слава |
50 лет Октября | Антон |
№2 | Максим, Андрей Ту |
Мира | Алёна |
Звёздная | Никита, Женя, Валентин |
Иркутская | Костя |
Физминутка.
- Ребята, давайте немного отдохнём, прогуляемся по нашим улицам. Изобразите походку человека,
которому жмут ботинки;
которому за пазуху залетела пчела;
который объелся.
Учебное задание №5. Математический конкурс.
- Марафонцы вперёд идут,
Математику с собой ведут.
Без неё никак нельзя!
Делитесь знаниями, друзья!
Содержание учебного задания:
1. Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 килограмма. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 килограмма)
2. Горели 7 свечей, из них 4 потушили. Сколько свечей осталось? (4, остальные сгорели)
3. Что будет: три, три и три? (дыра)
4. Ребёнок ложиться спать в 8 часов, а встаёт в 9. Сколько часов он спал? (1 час)
5. Сколько горошин может войти в стакан? (ни одной, не умеют ходить)
6. Сколько грецких орехов в пустом стакане? (ни одного)
Организация работы: учитель задаёт вопросы, дети отвечают. Ответы даются по сигналу (первой отвечает та команда, которая первой подала сигнал). За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Дополнительные вопросы:
- Чему равна сумма всех ответов в задачах? (2+4+0+1+0+0=7)
- Увеличьте её в 100 раз, к полученному результату прибавьте 300 и вы узнаете название магазина. (“1000 мелочей”)
- По какому адресу расположен этот магазин, и какие товары можно в нём приобрести? (ул. Советская, ул. Фрунзе)
- Какие ещё магазины есть в нашем посёлке?
Справка: магазин “Универмаг” открылся в октябре 1973 (33 года)
Учебное задание №6. Спортивный конкурс: “Я + ты = мы”.
– Вам открыть секрет придётся,
Кто дружнее – разберемся.
Финал уже не за горами.
Знайте мы ребята с вами.
Организация работы: команды выстраиваются в колонны по цвету волос (от светлого оттенка к тёмному), по алфавиту имён, по размеру обуви. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно справилась с заданием.
Дополнительный вопрос:
– Где проводят все массовые развлекательные мероприятия в нашем посёлке?
Справка: парк “Юность” открылся 27 мая 1973 года, первым директором был В. Гиберт.
III. Итог часа общения.
– Наш марафон пришёл к финалу.
Мы потрудились все на славу.
Пора итоги подводить,
Не грех команды наградить.
Организация работы: жюри подводит итоги и объявляет результаты интеллектуального марафона (командного и индивидуального зачёта).